Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционные занятия (теоретический курс)




В процессе преподавания дисциплины «Современная система наказаний» используются следующие методы обучения студентов: лекции и практические занятия. Данные методы позволяют реализовать компетенции путем формирования знаний об ориентировочной основе выполнения деятельности, обобщенных способах и частных методах, приемах, правилах решения ее задач.

В лекции дается последовательное изложение определенной темы. В вводной части обозначаются изучаемые вопросы, дается обзор рекомендуемой литературы. Лекционные занятия составляют основу теоретической подготовки студентов. Лекции читаются по наиболее сложным и узловым вопросам теории, при этом внимание студентов акцентируется на наиболее трудных, проблемных вопросах и аспектах изучаемых тем. Для активизации познавательной деятельности студентов во время лекций используются видеоматериалы, схемы, обсуждение альтернативных вариантов решения проблемных вопросов.

Методика проведения лекции включает: использование приемов активизации познавательной деятельности студентов, приемов управления вниманием аудитории, обеспечение наглядности обучения, обеспечение доходчивости изложения, систематичность и последовательность изложения, влияние на процесс конспектирования лекции.

При проведении лекций необходимо обращать внимание на следующие основные моменты.

1. Вводная часть лекции (организованное начало лекции и установление контакта с аудиторией, правильная постановка темы, формулирование цели занятия, сообщение плана лекции, определение роли и места занятия в изучаемой дисциплине).

2. Содержание лекции (соответствие лекции утвержденной программе, связь данной темы с профилем студентов, со смежными дисциплинами и с ранее изученным материалом, использование на лекции фактов из истории данной науки, точность формулировок, оригинальность объяснения, обоснованность аргументов).

3. Структура занятия (выделение узловых вопросов и проблем, рациональность распределения учебного времени между основными структурными элементами лекции, формы перехода от одного вопроса к другому, обобщения и выводы в конце лекции, постановка задач для самостоятельной работы студентов).

4. Методика проведения лекции (использование приемов активизации познавательной деятельности студентов на лекции, приемов управления вниманием аудитории, обеспечение наглядности обучения, обеспечение доходчивости изложения, систематичность и последовательность изложения, влияние на процесс конспектирования лекции).

5. Элементы педагогической техники (культура речи, эмоциональность лектора, приемы работы с наглядными пособиями и у доски, организация рабочего места преподавателя).

Несмотря на ограничение лекционно-семинарская система обучения будет играть определенную роль и в инновационном образовании. Ее значение, как одной из наиболее информационно емких технологий, будет состоять в формировании когнитивного компонента общих компетенций. В связи с необходимостью реализации новых образовательных целей, функциональное назначение, виды и методика ведения лекций должны измениться. Возможные варианты чтения лекций для студентов.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Беседа – это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого слушателя вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, постановка вопросов перед студентами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности магистрантов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из слушателей не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемными. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла слушателями.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная форма лекции предполагает, что на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно, письменно или в короткой видеозаписи, видеофильме. Изложение ситуации должно быть кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Студенты анализируют и обсуждают ситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельных вопросов, обращенных к отдельным студентам, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение ситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции. Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Однако это может потребовать слишком много учебного времени на ее обсуждение. Так, например, приведя ситуацию, студенты могут начать приводить примеры подобных ситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону других проблем. Хотя это весьма полезно, но основным содержанием занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать дискуссию. Вот почему подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых вопросов.

Лекция-визуализация. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, с помощью мультимедиа (слайды, видеофильмы). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с операциями активной мыслительной деятельности. Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. В подготовке к лекции-визуализации могут участвовать не только преподаватели, но и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель может дать задание студентам подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации. После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора.

Лекционные занятия по дисциплине «Современная система наказаний» основываются на практическом материале: решениях высших судебных органов – Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ; приказах и инструкциях, нормативных актах, обобщениях судебной практики по уголовным делам, данных судебной статистики. Для наглядного представления материалов из практики используется презентационное обеспечение лекций, а также разработанные к лекционным занятиям вспомогательные раздаточные материалы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.