КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8: Организация производства на предприятии
План 1. Основные понятия планирования, виды планов; 2. Стратегическое планирование. Стратегии и их виды; 3. Бизнес-план и его функции. 1. Основные понятия планирования, виды планов. В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет — для крупного. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде. Процесс целеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия. 1. Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности? 2. Насколько сбалансированной является структура экономической и производственной деятельности? 3. Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия? 4. В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности? 5. Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия? Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы — дополнены количественными показателями. Показатели долгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:
— объем продаж; — темп роста объема продаж; — размер прибыли; — норма прибыли на совокупный капитал; — рентабельность продаж; — доля на рынке. Важнейшим этапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив. базовые стратегий: - стратегия - стратегия стабилизации - стратегия выживания Принято различать две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз и снизу вверх. Перспективные и текущие планы предприятия Ограничение горизонта планирования 1—5 годами Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов: План реализации продукции (программа сбыта). 1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении 2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы: - освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции; - внедрение прогрессивных технологий; - повышение уровня механизации, автоматизации производства; - совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии; В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности. 3. Капитальное строительство. 4. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения .5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз.
6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы. 7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом. 8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность. Оперативное планирование и диспетчирование на предприятии Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом планирования на производственном предприятии. Главной целью оперативно-производственного планирования является обеспечение равномерного бесперебойного производства продукции в заданных количествах и в установленные сроки при соответствии выпускаемых изделий стандартам качества продукции и при оптимальном использовании производственных мощностей. В качестве основных функций оперативно-производственного планирования можно выделить следующие: - разработка календарно-плановых нормативов производства (длительность производственного цикла, величина заделов, размер партий и т.п.); - объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; - составление оперативных программ основных производственных и заготовительных цехов; - оперативный управленческий учет и контроль выполнения оперативных программ; - оперативное регулирование хода производства, своевременное выявление отклонений от плана, разработка и реализация мер по их устранению. Структура планов определяется размером, специализацией предприятия, а также его внутренней административно-хозяйственной структурой. План - это центральное звено хозяйственного управления. Поэтому с целью упорядочения руководства планы на предприятии разрабатываются всеми его структурными звеньями. Каждый цех, отдел, лаборатория имеют свой план, который увязывается с общим планом предприятия. При этом увязка и обеспечение сбалансированности внутрипроизводственных планов — это одна из наиболее сложных задач планирования.
Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию, если она отвечает следующим требованиям: • строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана; • точное исполнение плановых заданий всеми его участниками; • наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана; • восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость). Разумеется, разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность производственных структур и персонала невозможно измерить, учесть и проконтролировать с помощью одинаковых схем, методов и показателей. Для этого используются целая систем показателей, а также различные методы организации и выполнения плана. Планы при этом группируются по ряду критериев. По срокам исполнения различают оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные и стратегические планы. По функциям назначения выделяют производственные (изготовление продукции); коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия); инвестиционные планы и планы технического развития производства; планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала; финансовые планы. По уровням управления предприятия планы группируются на общефирменные, цеховые, планы работ функциональных отделов и лабораторий, планы работ участков и бригад. В группировке по видам изделий и работ различают планы по выпуску продукции, освоенной производством; находящейся в процессе освоения; проектируемой к освоению производством в будущем. Приведенная группировка планов характерна главным образом для средних и крупных предприятий со сложным профилем продукции. Малые предприятия, как правило, ограничиваются разработкой оперативно-календарных и текущих планов. Многие однопрофильные средние предприятия не разрабатывают отдельно долгосрочных и стратегических планов. Горизонт планирования на малых предприятиях, как правило, не выходит за пределы среднесрочных планов.
2. Стратегическое планирование. Стратегии и их виды. Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя: выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма; определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды; выявление культуры фирмы. В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. Стратегия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.[2] В литературе существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае, стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. В стратегию входят следующие элементы: 1) система целей (миссия, общеорганизационные и специфические цели); 2) ведущие принципы распределения ресурсов; 3) порядок составления и утверждения планов, контроля, оценки работы; 4) предложения о развитии ключевых факторов развития внешней среды; 5) представление о деятельности конкурентов; 6) внутренние и внешние ограничения: 7) программа действий. Стратегии по М. Портеру различаются друг от друга в зависимости от широты стратегической цели и вида конкурентного преимущества: 1 Дифференциация - создание такого продукта или услуги, которая воспринималась бы в рамках всей отрасли как уникальная; 2 Абсолютное лидерство в издержках – предложение продукта на рынке по минимальной цене за счет наименьших затрат в отрасли на производство продукта и продвижение его на рынок; 3 Фокусирование – сосредоточение на удовлетворении потребностей определенного сегмента рынка: 1) либо на основе дифференциации продукта; 2) либо на основе предложения наименьших цен в данном сегменте. 3. Бизнес-план и его функции. Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных ее разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления. Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе: - титульный лист; - резюме; - меморандум конфиденциальности; - описание предприятия и отрасли; - анализ рынка сбыта; - существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг; - стратегию маркетинга; - инвестиционный план; - производственный план; - организационный план; - финансовый план; - стратегию (схему) финансирования; - оценку, анализ рисков и стахование; - выводы; - приложения. Бизнес-план – это системный, структурированный по определенным разделам документ. Бизнес-план – это целевой, программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященный реализации основной цели предпринимательской деятельности – получения максимальной прибыли от нее. Функции: - обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности; - планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании как разработка возможно более полной программы деятельности и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса; - привлечение инвесторов; - расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта. Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом. Бизнес-план должен включать в себя информацию следующего содержания: - цели бизнес-плана; - характеристика сути предлагаемого проекта; - описание предприятия; - описание продукции и услуг; - оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; - учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и т.д.); - потребность в материально-технической и финансовой поддержкой из вне; - систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием. Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |