Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Уголовное право в хеттском судебнике.




Тема 7. Имущественное и правовое положение хеттских рабов.

Источники и литература

Те же, что к теме 6.

 

Задача работы – раскрыть роль и место рабства в общественной структуре и экономике хеттов. Используя статьи хеттского кодекса законов и дополнительную литературу, выясните источники рабства в Хеттском царстве и характер исполняемой рабами работы. Обратите внимание на статьи, защищающие права хозяина на своего раба. Сравните меры наказания и суммы штрафа, взимаемые с раба и свободного человека за аналогичное преступление, а также цену их жизни и здоровья, взимаемую по суду; подумайте, чем объясняются отличия. Найдите, в каких случаях, и каким образом за преступления раба отвечал его хозяин. Большой интерес представляют статьи хеттского права, регулирующие семейно-брачные отношения между рабом (рабыней) и свободным человеком. Обратите внимание на то, каковы были условия заключения «смешанного» брака, на имущественное положение такой семьи, на права рабыни в случае развода. Сделайте вывод относительно правовой и имущественной состоятельности хеттского раба. Подумайте, какие черты хеттского рабства позволяют говорить об его патриархальном характере.

 

Источники и литература

Те же, что к теме 6.

 

Задача работы – исследовать систему судопроизводства в хеттском обществе по хеттским законам. Судебное производство в кодексе хеттских законов регламентировано не так обстоятельно, как в вавилонском праве. Тем не менее, его основные черты могут быть реконструированы даже в рамках контрольной работы. Прежде, обратите внимание на перечень регламентируемых законами сфер жизни и на состав участников судебного разбирательства. Анализируя статьи, выделите меры наказания за убийство, увечье, кражу, святотатство и колдовство, за неисполнения указа царя либо чиновника в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего и преступника. Определите степень и формы коллективной ответственности общинников за совершенное на их территории преступление. Обратите внимание на дифференциацию наказания в зависимости от предумышленного либо непредумышленного характера преступления.

 

Тема 9. Образ жизни, права и обязанности брахманов по «Законам Ману».

Источники и литература

1. Законы Ману: перевод С.Д. Эльмановича. – М.: Восточная литература, 1980.

2. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа,2002.

3. Бонгард-Левин, Г.М. Древняя Индия. История и культура / Г.М. Бонгард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001.

4. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. – СПб.: Алетейя, 2001.

 

Задача работы – изучить индийскую варновую организацию – одну из ключевых и специфических черт древневосточной цивилизации. Текст контрольной работы должен базироваться на объемном документальном материале. О дхарме брахманов, их положении в обществе очень обстоятельно сказано в следующих разделах «Законов Ману»: I 92, 93, 96-101,105; II 135, 158; III 84-87, 100, 102, 110, 116, 168, 179; IV 1-11, 17, 19, 34-37, 79-81, 165-168, 195-197; V 36, 37, 41, 42, 104; VI 1-8, 27, 33, 36-38, 43, 85; VII 133; VIII 37, 102, 123, 124, 142, 267-269, 272, 276, 349, 350, 380; IX 242, 244, 248; X 1-3, 74-76, 81-85, 92, 112, 113, 117; XI 21-26, 35, 55, 73-77, 80, 81. При подготовке темы следует предварительно выяснить, что древние индийцы понимали под дхармой, и каково было ее место в древнеиндийском мировоззрении. Проанализировав содержание источников и специальной литературы, отметьте, какая категория древнеиндийского общества относилась к варне брахманов, в чем заключались обязанности брахмана, каковы были его права. Найдите в документах и сообщите, какой образ жизни соответствовал дхарме брахмана, и какой образ жизни мог вести брахман, «попавший в беду». Выясните, как законами защищались честь, здоровье и жизнь брахмана и его жены. Сделайте вывод относительно места брахманов в древнеиндийском обществе.

 

Тема 10. Образ жизни, права и обязанности кшатриев и царя по «Законам Ману».

Источники и литература

Те же, что к теме 9.

 

Задача работы - изучить индийскую варновую организацию – одну из базовых и интересных особенностей древневосточной цивилизации. О дхарме кшатрия и, отдельно, царя, говорится в следующих разделах «Законов Ману»: V 23, 98; VII 1-15, 20-25, 30, 32, 37-39, 46, 50, 51, 54-58, 77, 79, 80, 87-92, 97, 110, 111, 124, 130-133, 137, 138, 144, 212, 213; VIII 306-316, 318, 346, 411, 412, 415; X 77, 79, 95, 117-119; XI 18. Обратите внимание на должностные обязанности индийского кшатрия и царя, на методы управления государством (в том числе, на роль наказания). Текст контрольной работы должен базироваться на объемном документальном материале.

 

Тема 11. Вайшьи и шудры по «Законам Ману».

Источники и литература

Те же, что к теме 9.

 

Задача работы – извлечь из источников материал о положении вайшьев и шудр, обратив внимание на различия между этими категориями населения. Материал о вайшьях и шудрах содержится в следующих разделах «Законов Ману»: IV 80, 108, 223; V 92, 104; VIII 21, 22, 68, 270, 272, 277, 336, 337, 374-376, 410-414, 417, 418; IX 154, 157, 248, 326-335; X 98-100, 121-129. Сделайте вывод относительно влияния варн на социальную структуру и систему управления в древнеиндийских государствах; дайте оценку этому воздействию. При работе над темами 9-11 следует иметь в виду своеобразие «Законов Ману» по сравнению с судебниками Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Прочтите аннотацию к этому сборнику в хрестоматии, и подумайте, какие трудности могут встретиться при работе с источником такого рода, если отдельные его части создавались не одновременно, а статьи, скорее, являются этическими пожеланиями, чем юридическими нормами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.