Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Правление Октавиана Августа знаменует начало новой исторической эпохи в истории Римского государства и древнего мира вообще – эпохи Римской империи. Целью семинарского занятия является изучение основных особенностей принципата как новой государственной системы управления и мероприятий Августа, направленных на ее формирование. Исследование данной проблемы невозможно без привлечения комплекса письменных источников – «Деяний божественного Августа», «Римской истории» Диона Кассия, жизнеописаний первых римских императоров Гая Светония Транквилла.

Формирование новых принципов управления происходит уже в годы гражданской войны и сразу после ее окончания. Используя дополнительную литературу, расскажите о кризисе полисно-общинной формы организации общества, возникшем к I в. до н.э. Свяжите этот кризис с попытками Юлия Цезаря и Марка Антония установить монархическую власть и устранить таким способом острые противоречия между социально-экономическими и политическими основами. Покажите принципиальные отличия программы Августа по формированию новых монархических учреждений от деятельности его предшественников. Обратившись к «Деяниям божественного Августа», сочинениям Светония и Диона Кассия, расскажите о мероприятиях Октавиана, направленных на укрепление своей личной власти. Обратите внимание на взаимоотношения Октавиана с сенатом, народным собранием и системой магистратур, итогом чего стало присвоение ему титула императора, священного имени Август и наделение чрезвычайными полномочиями. Укажите, какие изменения произошли в составе сената и магистратур, а также в процедуре работы народного собрания и как это сказалось на закреплении монархических тенденций. Акцентируйте внимание на желании Августа базировать свою монархическую власть на традиционных республиканских государственных институтах. Дайте характеристику принципату как государственной системе управления.

Среди реформ Августа, направленных на укрепление личной власти, важнейшими были административная и финансовая реформы. Кратко сообщите, как управлялись римские территории в период республики. Затем расскажите о начале формирования органов управления, не выборных, а единолично назначаемых императором (должности префекта Рима, префекта претория и др.); свяжите эти мероприятия с процессом зарождения бюрократического аппарата. Расскажите о разделение провинций на «императорские» и «сенатские»: каким образом Август обосновывал свое желание ввести в ряде провинций прямое управление, по какому принципу они были разделены и как управлялись. Административная реформа органично дополнялась реформой финансовой. Расскажите о создании Августом императорской казны (фиска) и о распределении компетенций между фиском и эрариумом – традиционной римской казной, курировавшейся сенатом. Сообщите, на какие нужды шли средства из императорской казны, и как ее создание способствовало укреплению единоличной власти.

Особым направлением внутренней политики Августа было его отношение к армии. Проведенная им военная реформа завершила реорганизацию римской армии на профессиональных началах и поставила ее под контроль императора. Расскажите о принципах комплектования армии, ее численности, боевой организации и об управлении отдельными боевыми подразделениями. Обратите внимание на создание преторианской гвардии – ее функции, состав, численность и ряд привилегий по сравнению с легионерами. Сообщите о денежных выплатах рядовому и командному составу армейских полевых частей и о прочих мерах, направленных на укрепление престижа армейской службы. Выделите систему мер, способствующих переподчинению командного состава римских войск лично императору. Сделайте вывод о влиянии военной реформы на укрепление международных позиций Рима.

По инициативе Августа были приняты реформы, касающиеся положения рабов: практически впервые в римской истории государство вводит юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между рабом и рабовладельцем. В рекомендованной литературе найдите сведения, касающиеся ограничения права рабовладельца на отпуск рабов на волю. В биографии Августа, написанной Светонием, содержится информация об ужесточении наказании домашних рабов в случае убийства их господина. Найдите и прокомментируйте эти сведения, сделайте вывод о причинах введения законов о рабах.

В правление Октавиана Августа Рим проводит в основном успешную военную и дипломатическую политику. Кратко охарактеризуйте ситуацию на римских границах, назовите наиболее угрожаемые участки. Особого внимания требуют отношения Римской империи с Парфянской державой: расскажите о ходе дипломатической борьбы на востоке и ее итогах. Более сложной для Рима была ситуация на северных и северо-западных границах; кратко сообщите о завоевании альпийских областей и северо-запада Пиренейского полуострова, подробнее остановитесь на взаимоотношении с германскими племенами. Расскажите о разгроме римлян в Тевтобурском лесу и о последствиях этой катастрофы. Подведите итоги внешнеполитической деятельности Октавиана Августа.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.