КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации
Целью семинарского занятия является изучение системы управления в древнем Риме периода республики. Этот важный аспект, определяющий специфику римской цивилизации, в той либо иной мере рассматривается авторами практически всех учебных пособиях и обобщающих монографий по истории античного Средиземноморья. Собранные по каждому вопросу сведения необходимо пополнить материалом письменных источников, размещенных в хрестоматиях. Готовя доклады по всем вопросам семинара, используйте, в частности, работы Машкина Н.А., Винничук Л., Остермана Л., а также выдержки из «Всеобщей истории» Полибия, являющейся главным источником наших знаний об устройстве Римской республики. В дополнение к сообщениям грека Полибия целесообразно привлечь и другие источники – Дигесты Юстиниана, трактаты Марка Теренция Варрона «О латинском языке» и Феста «О значении слов». Высшим государственным органом в Риме считалось народное собрание (комиция). Отвечая на первый вопрос, последовательно расскажите о трех видах комиций – куриатных, центуриатных и трибутных. После вступительного слова сообщите, в какой последовательности, когда и кем они образовывались, какие слои римского общества были в них представлены, и как со временем менялся социальный состав участников. Расскажите, где и по чьей инициативе комиции собирались, как проходило заседание, какие вопросы на них рассматривались. Обратите внимание на олигархический характер центуриатных комиций; подумайте, как это сказалось на представительстве центурий и на порядке голосования. О центуриатных комициях времени Сервия Туллия довольно подробно сказано в сочинении Тита Ливия (История Рима от основания Города; Кн.I.43). Сравните процедуру голосования в центуриатных и трибутных собраниях. Подумайте, какие тенденции внутриполитической жизни привели к росту государственного авторитета трибутных комиций. Сравните полномочия римских комиций, афинского народного собрания и спартанской апеллы, подумайте, чем объясняются существенные отличия между ними. Важную роль в государственной жизни Рима играл сенат. Сообщите, в какой период римской истории был образован сенат, представители каких слоев римского общества в него входили, какова была численность сенаторов в разное время и где они заседали. Рассмотрите порядок пополнения сената новыми членами и юридические поводы лишения сенатора должности. Особое внимание обратите на полномочия сената; выясните, что позволяло сенаторам контролировать внешнюю и внутреннюю политику и руководить деятельностью народного собрания в нужном для них направлении. Расскажите, кто мог собирать сенат на заседания и как они проходили (обсуждение вопросов и голосование). Выясните, какое место сенату отводил Полибий, дайте оценку его позиции. В Риме не было постоянного чиновничьего аппарата, вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. К высшим магистратам обычно относят консулов, преторов и цензоров. Их полномочия довольно подробно изложены Полибием во «Всеобщей истории». Выясните, на каких комициях, и на какой срок они выбирались, какие служебные функции исполнял каждый из высших магистратов. Рассмотрите принципы коллегиальности, временности и безвозмездности при исполнении магистратами должностных обязанностей; дайте им оценку. К низшим магистратам причисляют квесторов, эдилов и народных трибунов. Расскажите, как и на какой срок они выбирались, каковы были их служебные обязанности. Особое внимание уделите народным трибунам, обладавшим правом «вето» в отношении решений магистратов и благодаря этому имеющим возможность отстаивать интересы плебса. Выясните, как и благодаря чему росло влияние народных трибунов на внутреннюю и внешнюю политику государства. К экстраординарным магистратам относят диктатора. Расскажите, в каких случаях, как и на какой срок он назначался, какими были его полномочия. Подумайте, в чем отличия между правлением римского диктатора и диктатурой как формой правления. Дайте общую характеристику римского государственного устройства в сравнении с государственным строем Афин и Спарты.
Занятие 12. Тема: Реформы братьев Гракхов 1. Обострение социальных противоречий накануне реформ Гракхов. Причины реформ. 2. Реформаторская деятельность Тиберия Гракха. 3. Реформаторская деятельность Гая Гракха. Значение реформ. Рекомендуемая литература 1. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 85-111. 2. Аппиан. Гражданские войны // Историки античности: в 2т. Т.2: пер. с лат.; сост. И прим. М. Томашевской. – М.: Правда, 1989. – С. 527-543. 3. Алферова, М. Истории и легенды древнего Рима /М. Алферова. – СПб.: «Северо-Запад»,2006. – С.158-171. 4. Вегнер, В. Рим. Начало, распространение и падение всемирной империи римлян / В. Вегнер: в 2 т. Т.2. – Мн.: Харвест,2002. – С. 3-16. 5. Древний Рим. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С. 94-102. 6. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006. – С.245-259. 7. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |