КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации
Целью семинарского занятия является изучение классического рабства на территории Аттики. При подготовке к семинару следует широко использовать письменные источники – «Политику» Аристотеля и выдержки из «Законов» Платона, сочинения греческих историков (Фукидида, Ксенофонта, Плутарха) и ораторов (Демосфена, Лисия). Необходимые фрагменты, отражающие содержание исследуемой проблемы, можно найти в хрестоматии по истории древней Греции. Доклад по первому вопросу рекомендуется составить по сочинениям Аристотеля и Платона, создавшим довольно стройную теорию рабовладения. Обратите внимание, как греческие философы характеризуют раба и обосновывают необходимость рабского труда. В их представлении раб из «варваров» отличается от свободного человека - грека в психическом и физическом отношении; раб и свободный взаимно дополняют один другого, а потому быть рабом «варвару» и полезно и необходимо. Философы пытаются понять, присуща ли рабам добродетель, дают советы как разумнее содержать раба и общаться с ним. Доклад по первому вопросу должен содержать цитаты с адресными ссылками и комментарии докладчика. Источники рабства в Аттике после реформ Солона хорошо просматриваются в сочинениях греческих историков и ораторов. Их следует изучить и по дополнительной литературе. О захвате и порабощении пленных много пишут Фукидид и Ксенофонт. Найдите цифры пленных персов, проданных в годы греко-персидских войн, расскажите о продаже рабов на рабских рынках. Следует учитывать, что греки, плененные в междоусобных войнах, не всегда становились рабами: часто их или убивали, или возвращали родным за выкуп. Демосфен, живший в период кризиса греческого полиса, свидетельствует о пиратстве как источнике рабства. Обратите внимание на его речь «Против Никострата»; выясните, как захваченный пиратами мог стать рабом и каким способом он мог обрести свободу. Прочие источники пополнения рабов в Греции V-IV вв. до н.э. можно изучить по предложенным монографиям и статьям. Там же найдите цифры, характеризующие количество рабов, а также соотношение численности рабов и свободных жителей. Классическое рабство характеризуется широким использованием рабского труда во всех сферах жизни. Выясните, насколько активно афинские рабы были задействованы в сельском хозяйстве и ремесле, какие работы в этих отраслях экономики они выполняли, каким образом был организован их труд на земле и в эргастериях, была ли специализация и кооперация труда рабов. Отдельно расскажите об использовании рабского труда в рудниках Лавриона. Рабы не были однородны, а потому необходимо выделить и отдельно рассмотреть категорию государственных рабов, находившихся в несколько привилегированном положении – полицейских, тюремщиков, глашатаев, писцов. Сведения о численности, служебных обязанностях и материальном положении полицейских – скифов в Афинах можно найти в предлагаемой статье. Рабы являлись собственностью своего господина и относились к той ее категории, что могла приносить чистую прибыль. Расскажите о сдаче рабов в аренду государству и частным лицам. Одной из форм повышения производительности рабского труда был отпуск рабов на оброк. Подробно расскажите об этой форме эксплуатации, обратив внимание на состав пекулия, а также имущественное и юридическое положение раба на оброке. Доклад по четвертому вопросу должен базироваться на изучавшемся ранее и рассмотренном выше историческом материале. Опираясь на сведения, полученные при изучении гомеровской Греции, а также курса истории древнего Востока, дайте характеристику патриархального рабства. Подумайте, какие события в истории Греции, и почему, способствовали трансформации патриархального рабства в классическое. Назовите основные черты классического рабства, прокомментировав их необходимым фактическим материалом. Дополнительные сведения по классическому рабству можно найти в монографии В.И. Кузищина. Сравните две рассматриваемые формы рабства, обратив особое внимание на процентное соотношение рабов и свободных, степень участия рабов в производительном труде, их юридическое и имущественное положение.
Занятие 9. Тема: Афины и Спарта в греческом мире Занятие проводится в форме дискуссии Предлагаемые вопросы для обсуждения. Спарта и Афины: где больше демократии и где жилось лучше? Влияние Спарты и Афин на политическую судьбу Балканской Греции. Вклад Спарты и Афин в греческую культуру.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |