Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Целью семинарского занятия является изучение аграрных реформ братьев Гракхов, положившим начало мощному движению, направленному на оздоровление государственного строя и укреплению внутреннего единства римского общества. Исследуя данную проблему, необходимо обратиться к письменным повествовательным источникам – «Римской истории» Веллея Патеркула, биографиям Тиберия и Гая Гракхов, составленным Плутархом и «Гражданским войнам» Аппиана. Необходимые выдержки из этих документов содержатся во всех хрестоматиях по истории древнего Рима.

В первом вопросе следует рассмотреть ситуацию в римской республике накануне реформ и причины острого социально-политического кризиса. Дайте обзор развития рабовладельческих отношений в римской республике 30-х годов II в. до н.э., выясните причины роста крупного землевладения в Италии и влияние этого процесса на положение среднего и мелкого крестьянства. Расскажите, как разорение земледельцев сказалось на боеспособности римской армии и, в конечном итоге, на внутриполитической ситуации в республике. В качестве иллюстрации используйте материал по Нумантинской войне в Испании и Сицилийским восстаниям рабов. Выясните, как Веллей Патеркул, Плутарх и Аппиан понимали причины разорения мелких производителей и падения боеспособности армии. Расскажите о деятельности кружка Сципиона Эмилиана в 40-х годах II в. до н.э. и о попытке Гая Лелия провести аграрные реформы. Подумайте, какие социальные слои римского общества выступали за реформы, какие – противились их проведению и какие относились к ним равнодушно.

Доклад по второму вопросу начните с краткой биографии Тиберия и Гая Гракхов. Расскажите, как Веллей, Плутарх и Аппиан объясняли причины реформаторской деятельности братьев. Используя документы и монографическую литературу расскажите о разработанной Тиберием программе аграрных реформ и о борьбе в народном собрании и в сенате вокруг законопроекта. Выясните, на какие слои римского населения опирался Тиберий. Отдельное внимание обратите на деятельность Марка Октавия, представлявшего крупных землевладельцев. Приведите доводы сторонников и противников реформ (взгляды последних хорошо представлены Аппианом). Выясните, благодаря чему законопроект был утвержден, расскажите о составе и практической работе аграрной комиссии. Далее расскажите о формировании оппозиции и о гибели Тиберия и его сторонников. Подводя итоги, сообщите о значении реформаторской деятельности Тиберия и о причинах его неудачи.

Несмотря на убийство Тиберия Гракха аграрная комиссия по наделению землей продолжала работу. Более того, ее влияние в Риме неуклонно возрастало. Готовясь по третьему вопросу, обратите внимание на деятельность аграрной комиссии в период 131-125 гг. до н.э. Подумайте, как ее работа способствовала новому подъему движения за демократические и аграрные реформы. Очередной этап реформ был связан с именем Гая Гракха. Обратите внимание на стремление Гая сплотить вокруг себя различные слои римского гражданства и противопоставить их нобилитету. Последовательно расскажите о мерах, направленных на обеспечение поддержки сельского плебса, городского населения и всадников. Далее сообщите о мероприятиях Гая по завершению аграрной реформы и о проведенной им военной и судебной реформе. Расскажите о расширении полномочий народного собрания и народных трибунов. Сделайте вывод о характере реформационной деятельности Гая.

Подбирая материал, касающийся причин поражения и гибели Гая Гракха, обратите внимание на деятельность сенатской оппозиции и ее ставленника – Ливия Друза. Дайте оценку законопроекта Гая о союзников и программе Ливия Друза; сделайте вывод относительно причин падения популярности Гая. Кратко сообщите обстоятельства гибели Гая Гракха. Дайте оценку реформам Тиберия и Гая Гракха, назовите основные последствия борьбы за аграрные и демократические реформы.

 

Занятия 13,14. Тема: Восстания рабов в Римской республике во II-I вв. до н.э.

Занятие проводится в форме конференции.

1. Положение рабов в древнем Риме. Причины восстаний рабов.

2. Первое Сицилийское восстание рабов.

3. Второе Сицилийское восстание рабов.

4. Римские гладиаторы

5. Восстание Спартака.

6. Восстание Спартака глазами современных историков и кинорежиссеров.

 

Рекомендуемая литература

1. История Древнего Рима / И. Маяк [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002.

2. Плутарх. Красс // Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. / Плутарх; пер. с древнегр. / Сост. М. Томашевской. – М.: Правда,1986.

3. Хрестоматия по истории Древнего Рима / И. Гвоздева [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 70-85, 136-150.

4. Древний Рим. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997.

5. Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций / С.И. Ковалев. – Л.: ЛГУ, 1986.

6. Машкин, Н.А. История древнего Рима / Н.А. Машкин. – М.: Высш. школа, 2006.

7. Мишулин А.В. Спартаковское восстание. – М., 1936

8. Остерман, Л. Римская история в лицах / Лев Остерман. – М.: ОГИ, 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 41; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.