![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая часть
Практическое занятие №16 Семинар Диетическое и лечебно-профилактическое питание. Виды питания. Специализированное питание. Занятие №15 Цель занятия: Закрепить и углубить знания по основным видам питания. Для подготовки к семинару необходимо воспользоваться материалом лекций по видам питания, учебником, ответить на контрольные вопросы к занятиям №11,12,13,14, а также на следующие вопросы по лечебно- профилактическому питанию: 1. Что такое лечебно-профилактическое питание? 2. Какие принципы положены в основу лечебно-профилактического питания? Охарактеризуйте эти принципы. 3. Охарактеризуйте пищевые вещества, обладающие профилактическим действием, которые используются в лечебно-профилактическом питании (ЛПП). 4. Как осуществляется ЛПП при вредных условиях труда? 5. Охарактеризуйте рацион №1 (радиопротекторный). 6. Охарактеризуйте рацион №2, №2а. 7. Охарактеризуйте рацион №3 8. Охарактеризуйте рацион №4, №5. Функциональное питание. Функциональные ингредиенты: их классификация, влияние на организм человека В последние годы в странах Европейского Союза, США, Японии и других получили широкое распространение так называемые функциональные пищевые продукты (functional foods), как новое и перспективное направление в пищевой индустрии, для улучшения структуры питания, поддержания здоровья и снижения риска развития распространенных заболеваний современного человека (атеросклероза, ожирения, онкологических заболеваний, остеопороза, сахарного диабета и др.). Основным механизмом профилактического действия функциональных пищевых продуктов является их положительное влияние на такие процессы как повышение физической выносливости, иммунитета, улучшение функции пищеварения и регуляция аппетита, в частности, его снижение. В понятие функциональной пищи входят пищевые продукты, которые подвергаются элиминации, обогащению или замене по составу нутриентов и биологически активных веществ. Наиболее яркими примерами функциональной пищи являются пищевые продукты, обогащенные пищевыми волокнами (в том числе пребиотиками), пробиотиками – микроорганизмами (бифидо- и лактобактериями), антиоксидантами, витаминами (А,Е,С и др.), минеральными веществами (кальцием и др.), микроэлементами (железом, цинком, фтором, селеном и др.) и флавоноидами (фитоэстрогенами, кверцетинами и др.). При этом важно отметить, что эти пищевые продукты, наряду с высокой пищевой ценностью, должны обладать выраженным физиологическим эффектом. Поэтому в категорию функциональных пищевых продуктов попадает и целый ряд продуктов для специализированного питания спортсменов, диетические (лечебные и профилактические) продукты для больных, а также значительная часть биологически активных добавок к пище – носителей микронутриентов и биологически активных веществ. По некоторым данным, почти 25% пищевых продуктов в странах ЕС относится к функциональным пищевым продуктам (ФПП). Образ жизни современного россиянина, который характеризуется существенным изменением в отрицательную сторону с резким снижением физической активности обусловил резкое снижение объема пищи, а следовательно, и возможности обеспечения организма микронутриентами. Это привело к тому, что при калорийности суточного рациона питания на уровне 2000-2400 ккал стало невозможным обеспечить организм необходимым количеством эссенциальных микронутриентов, что подтверждается многочисленными данными анализа состояния фактического питания населения России почти по 60 регионам. Согласно этим данным, дефицит микронутриентов, в частности, витаминов (С, тиамина, рибофлаина, фолиевой кислоты и т.д.), минеральных веществ (кальция и т.д.), микроэлементов (железа, йода, селена, фтора) в Российской Федерации распространен повсеместно, во все сезоны года и во всех возрастных группах населения, включая детей раннего и школьного возраста, пожилых и что особенно настораживает – более половины трудоспособного населения страны. В этих условиях создание и активное внедрение в структуру питания различных групп функциональных пищевых продуктов является актуальным и позволит приблизиться к решению проблемы здорового питания российского населения. Российский рынок функциональных пищевых продуктов постепенно заполняется не только импортными, но и отечественными продуктами, такими как пробиотические кисломолочные продукты, напитки,обогащенные витаминами, минеральными веществами и растворимыми пищевыми волокнами, хлебобулочные и кондитерские изделия и готовые завтраки, включающие различные функциональные ингредиенты. Появились отечественные жировые продукты, отличающиеся улучшенным жировым составом за счет обогащения источниками полиненасыщенных жирных кислот, а также витаминизированные. Однако возможность позиционирования перечисленных продуктов как «функциональных» допустима только при наличии соответствующих нормативных документов и, прежде всего, государственного терминологического стандарта. Проект такого стандарта «Продукты пищевые функциональные. Термины и определения» был разработан в Московском государственном университете пищевых производств, утвержден в качестве Национального стандарта РФ ГОСТ Р52349-2005 и введен в действие с 1 июля 2006 г. В стандарте даны определения следующим терминам: - функциональный пищевой продукт (functional food) - обогащенный пищевой продукт (enriched food) - физиологически функциональный пищевой ингредиент (physiologically functional food ingredient) - пробиотический пищевой продукт (probiotik food) - пробиотик (probiotic) - пребиотик (prebiotic) - синбиотик (synbiotic). Физиологически функциональным пищевым ингредиентом называется вещество или комплекс веществ животного, растительного, микробиологического, минерального происхождения, аналогичные вещества, идентичные натуральным, а также живые микроорганизмы, входящие в состав функционального пищевого продукта и способные оказывать благоприятный эффект на одну или несколько физиологических функций, процессы обмена веществ в организме человека при систематическом употребление в количествах, составляющих от 10 до 50% от суточной физиологической нормы. Минимальные количества микронутриентов и других БАВ индивидуально или в результате комплексного взаимодействия участвуют в важнейших биохимических реакциях организма, обеспечивают специфические физиологические эффекты: - регулируют обмен жиров, белков, углеводов и минеральных веществ, обеспечивая наиболее полное усвоение макронутриентов в организме; - оптимизируют активность ферментных систем, которая осуществляется с участием ряда витаминов и микроэлементов как незаменимых кофакторов ферментов; - участвуют в образование структуры клеточных мембран и тем самым в регуляции деятельности сердца, свертываемости крови и состояния сосудистой и нервной систем и т.д.; - формируют защитную антиоксидантную систему, предотвращающую и ингибирующую процессы свободнорадикального окисления, которые приводят к развитию множества патологических состояний организма; - участвуют в процессах окислительного фосфорилирования, обеспечивающих клеточное дыхание; - поддерживают постоянство баланса электролитов, необходимого для регулирования возбудимости клеточных мембран миокарда и нервных клеток, тонуса сосудов и вязкости крови; - поддерживают кислотно-щелочной баланс; - участвуют в синтезе, превращениях или активации гормонов, оказывают прямое гормоноподобное действие; - регулируют иммунную активность организма; - участвуют в процессах кроветворения; - влияют на свертываемость крови; - оказывают общее и специфическое воздействие на репродуктивную функцию и процессы эмбриогенеза; - регулируют деятельность центральной и периферической нервной системы; - участвуют в формировании и деятельности опорно-двигательной системы; - участвует в синтезе основных компонентов соединительной ткани; - влияют на процессы биотрансформации и выведение из организма токсинов и ксенобиотиков; - поддерживают функции нормальной кишечной микрофлоры. Роль микронутриентов в организме человека, как правило, не ограничивается выполнением одной функции, т.к. они могут участвовать в различных биохимических процессах, обеспечивая широкое и разнообразное физиологическое действие. Вещества, используемые в качестве функциональных ингредиентов, выделяют главным образом из пищевого сырья, однако успехи и достижения химической технологии, биотехнологии, молекулярной биологии, генетики дают возможность синтезировать соединения аналогичного состава с помощью химического и микробиологического синтеза, ферментативной обработки природных субстратов или приемов генной инженерии. Эти методы значительно более экономичны, однако безопасность полученных продуктов, в первую очередь генномодифицированной продукции, остается предметом споров и дискуссий среди представителей науки, законодательных органов, потребительских организаций. В настоящее время в технологической практике производства функциональных продуктов наиболее широко применяются функциональные ингредиенты следующих групп: пищевые волокна, витамины (особенно С и Д), минеральные вещества (особенно кальций и железо), полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК семейств w -3 и w -6) или содержащие их жиры, антиоксиданты (b -каротин, токоферолы и др.), олигосахариды (прежде всего пребиотики), некоторые полезные микроорганизмы (пробиотики). Цель работы: изучить основные термины, применяемые в области функциональных пищевых продуктов, классификацию функциональных ингредиентов, их роль в организме человека. Задание 1 Используя ГОСТР 52349-2005 «Продукты пищевые функциональные. Термины и определения» дать определения следующим терминам: - функциональный пищевой продукт; - функциональный пищевой ингредиент; - пробиотик; - пробиотический пищевой продукт; - пребиотик; - синбиотик. Задание 2 Изучите классификацию физиологически функциональных ингредиентов по химическому строению. Заполните таблицу:
Задание 3 Изучите классификацию функциональных ингредиентов по механизму действия. Заполните таблицу:
Задание 4 Изучите взаимосвязь между физиологическим действием функциональных ингредиентов и алиментарными заболеваниями. Работу представьте в виде таблицы:
Контрольные вопросы к защите работы. 1. Какие документы лежат в основе Государственной политики в области здорового питания? 2. Какой основной принцип лежит в основе Государственной политики в области здорового питания? 3. По каким направлениям осуществляется Государственная политика в области здорового питания? 4. Расскажите о возникновении и развитии концепции функционального питания. 5.Охарактеризуйте современный мировой рынок функциональных продуктов и его перспективы. 6. Какой документ законодательно устанавливает термины и определения в области функциональных пищевых продуктов? 7. Дайте определения терминам: функциональный пищевой продукт; обогащенный пищевой продукт; пробиотик; пребиотик; синбиотик; физиологически функциональный пищевой ингредиент. 8. Как классифицируют физиологически функциональные ингредиенты? (ФФИ). 9. Расскажите о классификации ФФИ: - по химическому строению; - по механизму физиологического действия микронутриентов и БАВ; - по природным источникам. 10. Какими способами может проводиться преобразование пищевого продукта в функциональный? 11. Назовите и охарактеризуйте принципы, лежащие в основе обогащения продуктов.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |