Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли




ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

ТЕМА 4

 

4.1. Характерные черты эпохи, их отражение в философской мысли.

4.2. Философия Возрождения.

4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения.

4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения.

4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии М. де Монтеня.

4.3. Идеи Реформации в учениях М. Лютера, Ж. Кальвина, Т. Мюнцера

 

ХV – ХVІ века в истории философской мысли принято называть эпохой Возрождения или Ренессанса (франц Renaissance – возрождение). Возникает вопрос: возрождением чего именно можно считать это время? Сами мыслители эпохи Возрождения считали, что они возрождают античную культуру. Действительно, они очень высоко ценили античных философов. Но в большей степени это было возрождение свободной мысли, не связанной с догматами церкви.

Главной чертой философии Возрождения было то, что она повернулась лицом к человеку, что получило название антропоцентризма. В центре внимания этой философии был уже не Бог, как в средневековой схоластике, а человек. Это было реакцией на принижение в схоластике роль человека, и особенно его тела, что, кстати, не имело ничего общего с ранним христианством. И, снова-таки как реакция на это, характерная черта эпохи Возрождения – ориентация на искусство, в котором как раз и воспевалась красота человека, телесная и душевная.

Прежде всего, это, конечно, изобразительное искусство Леонардо да Винчи, Микеланджело и других, которым с помощью изобразительных средств удавалось передать не только красоту тела, но и содержание духовного мира человека. Но это также и художественная литература. Как характерный пример здесь можно назвать «Декамерон» Боккаччо. Состоит он из отдельных новелл, и многие из них имеют достаточно фривольное содержание. Но глубинный смысл “Декамерона” в том, что простые человеческие чувства – любовь, дружба противопоставляются здесь лицемерию и ханжеству церковников, высмеивается “отпущение” ими грехов, которое в действительности не имеет ничего общего с настоящим покаянием. В “Декамероне” явственно звучит призыв человека к гармонии, к красоте как душевной, так и телесной.

Из-за того, что философия Возрождения повернулась лицом к конкретному человеку, ее еще называют гуманизмом. Именно тогда впервые появился этот термин. Настоящий гуманизм философии Возрождения заключается в том, что человек в нем рассматривается в единстве со всем миром. Человек считался микрокосмом, в котором содержится макрокосм, то есть весь мир, и потому человек ему подобен. А поскольку философы Возрождения считали, что весь мир – это и есть Бог, то значит, в человеке также содержится Бог. Это было сформулировано еще одним из первых мыслителей Возрождения Николаем Кузанским: “Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, он – человеческий Бог” (Цит. по: Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. II: Человек, общество, культура. – М., 1991. – С. 9).

Вторая черта философии Возрождения – натурализм, то есть в ней уделялось большое внимание природе. Сыграли в этом роль, конечно, успехи в развитии естественных наук, в изучении природы. Потому вместе с человеком природа тоже была объектом пристального внимания философов, многие из них соединяли философскую деятельность с научной, например, Джордано Бруно. Так сложилось, что важнейшим полем боя, на котором происходила битва между старым и новым мировоззрением, была астрономия. Именно к этому времени относится открытие Н. Коперником того, что Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца, позже подтвержденное Дж. Бруно и Галилеем. Изменения в научной картине мира, предположение о том, что населенных миров, возможно, много, вызывало у мыслителей Возрождения мысли о величии природы. Их взглядом на природу был пантеизм – идея о том, что природа – это и есть Бог, или что Бог растворен в природе.

Еще одна черта философии эпохи Возрождения – рационализм связана с первыми двумя. Поскольку в центре философии Возрождения стояли человек как микрокосм и природа как макрокосм, то естественно, что большое внимание в философии Возрождения уделялось разуму человека, с помощью которого он познает природу как единое с собой целое. Философы Возрождения отстаивали теорию двойственной истины, в которой обосновывали право человеческого ума на самостоятельные исследования, независимые от авторитета теологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 98; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.