Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеи Реформация в учениях М. Лютера, Ж. Кальвина, Т.Мюнцера




Последний период Возрождения ознаменовался также Реформацией. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале ХVІ века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, скандинавских стран, Нидерландов, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Реформация существенно отличается по своему духу от Ренессанса, однако общей между ними была направленность против средневековой схоластики, обе они выражали необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии и этим образовывали предпосылки создания философии Нового времени.

Эпоха Возрождения способствовала развитию культуры, науки, философии, но они оставались доступными узкому кругу людей. Духовную жизнь того времени определяла религия. Она была по-прежнему представлена католической церковью, которая сохраняла свое господство во всех сферах, и это привело к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и прочее творились именем учителя любви и милосердия – Христа. Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Поэтому реформисты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна!

Одним из предтеч Реформации был чешский богослов Ян Гус. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей.

Реформация породила третью ветвь христианства – протестантизм. Главное его отличие от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлениям протестантов, благодать нисходит на человека от Бога, минуя церковь, спасение достигается только благодаря личной веры и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинство.

Ведущей силой в борьбе против феодализма была зарождающаяся городская буржуазия – бюргерство. Оно и определило особенности протестантизма. Бюргерство в ХVІ в. было занято еще накоплением капитала (ведь это был период так называемого первоначального накопления). И церковь, нужная этому бюргерству, должна быть дешевой. Не отнимая много времени, церковь должна была освящать практику накопления и не давать преимуществ дворянам и князьям перед бюргерами. Не должно быть особых преимуществ и у духовенства. В мире должно было остаться лишь одно преимущество – преимущество имущества, частной собственности, только одно неравенство – неравенство бедных и богатых.

Реформаторское движение имело своего выдающегося представителя в лице М. Лютера (1483 – 1546), основателя немецкой Реформации, на которого оказали влияние мистика и учение Яна Гуса. М. Лютер был монахом монастыря августинцев, известного особой строгостью устава. Но спустя десять лет пребывания в монастыре он начинает сомневаться в монашеском аскетическом пути.

Началом реформаторского движения послужило обнародование М.Лютером в 1517 г. в Виттенберге своих исторических “95 Тезисов”, направленных против торговли индульгенциями. Основной мотив “Тезисов” - мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого любым делам, подвигам и заслугам.

Свое отношение к схоластике М. Лютер выразил в своем программном сочинении “Гейдельбергская депутация”. Он отрывает веру от разума, считая, что обоснование веры с помощью разума невозможно, поскольку Бог непознаваем. Недопустимо также и ориентирование разума с помощью веры в его мирском исследовании. Таким образом, вера и разум имеют разные области применения и не должны пересекаться. Систему образования, основанную на схоластике, реформатор предлагал заменить формальным обучением мышлению посредством логики, которое заключается в том, что “человеку раздельно и четко называют вещь короткими и ясными словами”, и именно не по-латыни, а на родном языке.

После спада первой волны Реформации (1531) поднимается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Ж. Кальвина (1509 – 1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.

В своем учении (кальвинизм) реформатор исходил из идеи предопределения. Ж. Кальвин довел эту идею до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие – к гибели и вечным мукам. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен ко спасению.

Основатель кальвинизма проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности – признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения Богу, поэтому профессиональный успех – самоценность, а не средство достижения материальных благ.

Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Ж. Кальвин свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. С 1541 г. он становится фактическим диктатором города Женева, полностью подчинив его светскую власть церкви.

Идеологом радикального, крестьянско-плебейского крыла Реформации был вождь народной революции в Германии Т. Мюнцер (1490 – 1525), церковный проповедник, на которого большое влияние оказали мистические учения.

Реформацию Т. Мюнцер видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Религиозно-философские воззрения реформатора основаны на идее немедленного установления на земле «царства божьего», под которым им понималось социальное равенство с отменой частной собственности. Политическая программа Т. Мюнцера близка к утопическому коммунизму и вела к полному расхождению с мещанской Реформацией М. Лютера.

Контрольные вопросы

1. Почему философия ХV – ХVІ века называется философией Возрождения?

2. Каковы основные черты философии Возрождения?

3. Как проявляются пантеизм и антропоцентризм в философии Николая Кузанского?

4. Какое основное произведение Эразма Роттердамского? О чем в нем идет речь?

5. Как формирование научной картины мира повлияло на философию Джордано Бруно?

6, Какие идеи обосновывал в своих произведениях Никколо Макиавелли?

7. В чем заключается суть социальных утопий Т. Мора и Т.Кампанеллы?

8. В чем сходство и различие философии М. де Монтеня и предыдущей философии эпохи Возрождения?

9. В чем сходство и различие Ренессанса и Реформации?

10. На чем была основана критика М. Лютером схоластики?

11. Какой идеал человека проповедовал Ж. Кальвин?

12. К какому виду учений относится учение Т. Мюнцера и почему?

Литература

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского под ред. И.И. Богута. – М., 1995.

2. Кампанелла. Город Солнца: Пер. с лат. – М., 1954.

3. Косиков Г. Последний гуманист, или Подвижная жизнь истины // Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991. – С. 5 – 32.

4. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука. – М., 1975.

5. Макиавелли Н. Избранные произведения. – М., 1982

6. Мир философии: Кн. для чтения. Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч. II: Человек, общество, культура. – М., 1991.

7. Монтень М.Э. де. Опыты: Пер. с франц. – М., 1991.

8. Мор Т. Утопия: Пер. с лат. - М., 1947.

9. Осиновский И.Н. Томас Мор и его «Утопия» // Мор Т. Утопия: Пер. с лат. - М., 1947.

10. Пророчества Мишеля Нострадамуса. / Пер. с франц. В.Б. Бурбело, Е.А.Соломарская. – К., 1991.

11. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVІІ веков: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М., 2003.

12. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры). – М., 1991.

13. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. – Т.2 – Симферополь, 1995.

14. Філософія: Навч. пос. / За ред. І.Ф. Надольного – 3-тє вид. стереотипне. – К., 2002.

15. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.Л. Лутченко. – М., 1997.

16. Чанышев А. Н. Протестантизм. – М., 1969.

17. Эразм Роттердамский. Похвала глупости: Пер. с лат. – Калининград, 1995.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.