Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия И.Г. Фихте и Ф. Шеллинга




Немецкая классическая философия после И. Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И.Г. Фихте и Ф. Шел­линг. Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление явления и “вещи в себе” через обоснование познавательной активности в некотором едином принципе – в абсолютном Я (И.Г. Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Ф. Шиллинг).

И.Г. Фихте (1762–1814) родился в крестьянской семье. Изучал богословие и философию в Йене и Лейпциге. В 1794–1799 гг. вел активную профессорскую деятельность на кафедре философии в Йенском университете, откуда был вынужден уйти за печатную пропаганду атеизма затем переехал в Берлин. С 1810 г. – профессор и ректор Берлинского университета. После поражения Германии в войне с Наполеоном прочитал в Берлине публичный цикл “Речей к немецкой нации”, в которых призывал немецкий народ к моральному возрождению, объединению, к проведению реформы воспитания. Во время новой войны с Наполеоном вступил в ряды добровольцев.

Главный свой философский труд И.Г. Фихте выпустил в 1794 г. Это “Наукоучение” – комплекс сочинений, включающий: “О понятии наукоучения”, “Основа общего наукоучения”, “Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности”, “О достоинстве человека”, “Первое введение в наукоучение”, “Второе введение в наукоучение”.

В философском развитии И.Г. Фихте выделяются два этапа. В первый период (до 1800 г.) он создавал свою систему, исходя из понятия абсолютного “Я”, во второй (после 1800 г.) – абсолютного бытия, тождественного богу, перейдя, таким образом, от идеализма субъективного к объективному.

Вслед за И. Кантом он считал, что философия должна быть фундаментом всех наук – “учением о науке”. Наука систематична, она должна исходить из единого самодостоверного основоположения. В связи с этим он, как и И. Кант, противопоставлял свою философию как критическую предшествующим системам как догматическим: если догматизм, по И.Г. Фихте, исходит из вещи, субстанции, то критицизм исходит из самосознания, и “Я” и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный субъективно-идеалистический принцип мыслителя.

В основе философии ученого лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению. Сознание у И.Г. Фихте не дано, а задано, порождает себя. Индивид от природы есть нечто непостоянное; его чувственные наклонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самосознания. Самосознание – самое достоверное в сознании индивида: “Я есть Я”. Акт самосознания есть действие и одновременно продукт этого действия, то есть совпадение противоположностей – субъекта и объекта, так как в этом акте “Я” само себя порождает, само себя полагает. Актом самосознания индивид рождает свой дух, свою свободу. Самоопределение предстает, следовательно, и как требование, задача, к решению которой субъекту суждено, стремиться вечно.

Налицо противоречие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвигающейся целью “Я”. И.Г. Фихте принял это противоречие за отправное начало своей системы, а его последовательное развертывание – за построение системы с помощью диалектического метода. Система приобрела структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку. Кантовский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам дает себе закон, превратился у И.Г. Фихте в универсальное начало всей системы. Тем самым ученый преодолел дуализм кантовского учения и поставил своей задачей вывести из принципа практического разума – свободы – также и теоретический разум – природу. Познание предстало лишь подчиненным моментом единого практически-нравственного действия. Всякая реальность, согласно И.Г. Фихте, есть продукт деятельности “Я”, и задача наукоучения – показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает предметную форму.

Философ отверг независимое существование от сознания “вещей в себе” и в итоге вынужден был ввести в свою философию по существу два различных самосознания, два различных “Я”: одно – тождественное индивидуальному сознанию, другое – не тождественное ему. Мыслитель назвал это другое самосознание “абсолютным Я”. Оно представляет собой некую абсолютную реальность, никогда полностью не доступную сознанию индивида, из которой путем ее саморазвития (самораскрытия) порождается весь универсум и которая поэтому есть божественное. “Абсолютное Я” – это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие – “не-Я”, преодолевает его границы и снова наталкивается на новое препятствие и т. д. Эта пульсация деятельности и ее сознания (остановки) составляет природу “Я”, которое, таким образом, не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, индивидуального и “абсолютного Я”. Развертывание этого противоречия составляет, по И.Г. Фихте, содержание всего мирового процесса.

Фихте полагает, что моральная задача человечества – это преобразование природы и общества. Человек должен сделать природу и общество идентичными с собою, со своим внутренним естеством самосознающего существа, которое способно преодолеть условия своих побуждений, инстинктов.

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идей, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель». Реальные воплощение равенства пойдет через «побуждение к идентичности».

Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свободную деятельность» в некоторых отраслях общественного разделения труда.

Он выводит из этого заключение в смысле утопического сициализма, т.е. основой общества является разделение труда, реализованое без частной собственности на средства производства.

Таким образом Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т.е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли. Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...»

Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

“Индивидуальное” и “абсолютное” “Я” у философа то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта пульсация – ядро диалектики ученого. Вместе с самосознанием (“Я есть”) полагается и его противоположность – “не-Я”. Сосуществование этих противоположностей в одном “Я” возможно, согласно И.Г. Фихте, только путем ограничения ими друг друга, то есть частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означает, что “Я” и “не-Я” делимы, ибо только делимое имеет части. Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой точки, в которой противоречие было бы разрешено и противоположности – “индивидуальное” и “абсолютное” “Я” – совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно, так как деятельность абсолютна: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Именно этот пункт учения И.Г. Фихте (недостижимость тождества противоположностей) стал предметом критики его младших современников – Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Эта критика велась обоими с позиций объективного идеализма, но с различными обоснованиями.

В целом философские идеи И.Г. Фихте оказали сильное влияние на последующее развитие немецкого классического идеализма. Особенно значимыми были: его учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их развития, утверждение прав разума на теоретическое познание, учение о свободе как о добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости.

Ф. Шеллинг (1775–1854). С 1790 г. учился в Тюбингенском теологическом институте. Профессор в Йене (1798–1803). С 1806 г. в Мюнхене; профессор Эрлангенского (1820–1826), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с 1841) университетов.

В философии Ф. Шеллинга выделяют несколько периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический идеализм (1800–1801), “философия тождества” (до 1804), философия свободы (до 1813), “положительная философия” (до конца жизни).

В начале своего творчества Ф. Шеллинг сконцентрировал свое внимание на натурфилософии, задачу которой видел в раскрытии последовательных стадий развития природы от низших форм к высшим. При этом природу понимал как проявление бессознательной жизни разума, который у него как бы проходит ряд этапов от низших (неорганической природы) до высших (органической) и находит свое завершение в появлении сознания. Философ пытался обнаружить параллелизм, существующий между различными уровнями развития природы (механическими, химическими, биологическими законами), с одной стороны, и ступенями развития человеческого сознания – с другой. Природное тело он понимал как продукт взаимодействия противоположно направленных сил – положительных и отрицательных зарядов электричества, положительных и отрицательных полюсов магнита и т. д. При этом ученый опирался на новые открытия в физике, химии и биологии, решительно выступал с критикой механизма в естествознании, стремился показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. Следовательно, натурфилософия Ф. Шеллинга есть попытка возрождения неоплатоновской идеи мировой души, пронизывающей собой все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Вместе с тем он развивал динамическое воззрение на природу. В отличие от неоплатонизма, у него сущность природы выражается как противоборство полярных сил, образцом которых является магнит. Каждое явление природы есть борьба таких сил; эта борьба составляет структуру всего живого.

Учение Ф. Шеллинга представляет собой также попытку преодолеть кантовское противопоставление мира природы миру свободы. Обе сферы в нем рассматриваются как развивающиеся из единого начала. Таким началом является абсолютное тождество субъекта и объекта. Это означает то, что его философия природы и философия тождества есть объективный идеализм, показывающий, как из единого первоначала, которое ни субъект и ни объект, рождается все многообразие универсума. По Ф. Шеллингу, это некий “творческий акт”, который, будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода нерационального постижения – интеллектуальной интуиции, представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Так как интуиция такого рода является достоянием немногих одаренных натур, то философия есть удел гениев, способных проникать туда, куда не могут приникнуть умы обычных смертных.

Значительное место в философской системе ученого занимает проблема свободы. Он решал ее на основе своих представлений о человеке как существе, совмещающим противоположные способности – как к добру, так и к злу. Человек, по Ф. Шеллингу, – не изолированное существо, а участник исторического процесса, в котором зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, “миро­вые эпохи”: от состояния, в котором нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле. При этом характер исторического процесса сверхличный: степень свободы, доступной человеку, зависит от “мировой эпохи”, к которой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. Основу же доступной человеку свободы философ, вслед за И. Кантом, видел в личном начале – “умопостигаемом характере” индивида, который предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.

Философия Ф. Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль ХІХ–ХХ вв. Иррационалистические её идеи получили развитие, в частности, в философии жизни (А. Бергсон) и в экзистенциализме, в том числе российском (Н. Бердяев). Диалектика натурфилософии Ф. Шеллинга, его учение о развитии во многом способствовали формированию философии Г. Гегеля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.