Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия независимости – от 1,5-2-х до 3-х лет

Возрастная стадия «От рождения до 1,5-2-х лет». Стадия «зависимости».

Лекция 1. Типичные проблемы возрастных периодов.

Детской психологии

Раздел 3. Психологические особенности младенчества. Психическое

развитие в раннем детстве

У ребенка развивается представление о том, как живется зависимому человеку. Это уроки безопасности и любви или их отсутствия.

Если любви и ласки много - он будет переносить фрустрацию без чрезмерного напряжения. Огорчения не будут слишком многочисленными, слишком ранимымии слишком неожиданными.

Не должно быть чрезмерных фрустраций, неудовлетворенности и неустойчивости во взаимоотношениях со взрослыми в раннем оральном периоде.

По Э.Эриксону, в младенческом периоде формируется «доверие - недоверие».

До 8-ми месяцев - стадия «овладения» - учатся контролировать свое тело и его функции.

Любовь на этой стадии является примитивной, слабодифференцированной, зависимой, которая сводится к получению чего-либо от окружающих.

Ребенок, щедро получавший любовь – в последующей жизни легче будет отдавать любовь.

Для будущего развития ребенка существенно, чтобы отношения с матерью были близкими, эмоциональными и ласковыми.

Уже на 2-м году жизни ребенок должен осознавать, что по мере своего роста он постоянно отдаляется от родителей: «принцип реальности» (отлучение от груди и т.д.)

 

Раздел 4. Психические особенности развития ребенка в раннем

детстве.

Ребенок еще во многом беспомощен. Но он приобретает физическую автономность и начинает становиться независимым (ходьба и манипуляции предметами).

Ребенок становится исследователем ради удовлетворения собственного любопытства, учится контролировать свои движения, начинает дифференцировать окружение в зависимости от его нужд и удовольствий.

Ощущает свое могущество и начинает сильнее восставать против ограничений и стремится во всем составить собственное мнение.

Это период (2-3,5 г.) – «негативная стадия», «первой взрослости». Растущее чувство независимости, представление о собственной индивидуальности.

Первостепенной проблемой становится – агрессия и контроль над ней.

По Бюлеру это период, когда ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе.

Первые социальные достижения ребенка – способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется (установление причинно-следственных связей, сенсо-моторный интеллект).

Анальная стадия, по З.Фрейду – контроль своих физических нужд. Отказ от еды, выделительные процессы – становятся оружием ребенка в отношениях с родителями.

Начинает развиваться СУПЕР-ЭГО (СОВЕСТЬ).

Навязчивость в отношении чистоты, аккуратность, педантичность определяются родительской строгостью при обучении контролю над выделительными процессами (сверхответственность).

Предоставлять ребенку неограниченную сободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее.

Опасны, вредны не столько сами по себе фрустрации (или депривации), а обстановка, фон, в котором они происходят. Важно, чтобы был фон любви, заботы по отношению к ребенку.

Ребенок исследует социальный климат в семье.

Роль родителей, - чтобы ребенок понял, что иногда бывают виноваты другие, иногда – он сам, или его чувства преувеличены.

По Э.Эриксону, это стадия «автономии» (независимости). У ребенка развивается потребность быть независимым, но он продолжает нуждаться в поддержке.

Ощущение зависимости дает ощущение безопсности.

На этой стадии возникает проблема контроля агрессии.

Задача психолога: помочь человеку правильно распорядиться своей агрессивностью – в частности, через вербальное выражение агрессии без нанесения вреда окружающим. Или психолог помогает подчиненному, зависимому человеку узнать о своем праве на агрессивные чувства.

 

Раздел 5. Лекция 2. Психологическая характеристика ребенка в дошкольном возрасте

Стадия «усвоения ролей», «инициативы» (4-6 лет)

Потребность в еще большей свободе и уверенному освоению окружающего мира.

Проявляется совестливость, характер – во многом определяются отношением к нему родителей.

Интерес к различию половых ролей достигает пика - игры с актуализацией мужских и женских социальных ролей.

Ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу через идентификацию\отождествление себя с родителем одного с ним пола (полоролевая идентичность).

«Эдипова стадия», по З.Фрейду - привязанность у мальчиков к матери, у девочек – к отцу («комплекс Электры») - «Роман семейной любви».

По Э.Эриксону, это стадия «инициативы», ребенок движется к будущему.

Мальчик отождествляет себя с отцом - считает себя агрессивным и властным в подходе к жизни.

Девочка стремится быть приятной, привлекательной, недирективной.

По Фромму, внутриличностный конфликт этой стадии -- между 1) свободой и непосредственностью ребенка, и между 2) ожиданиями и авторитетом родителей (негативная реакция ребенка на родительский авторитет).

Если побеждает давление, авторитет родителей - может выработаться невротическая покорность.

Развитие совестливости происходит скорее за счет тонких, недирективных методов, а не силы. Видимо, больше способствует личный пример, тип поведения родителей.

По Бюлеру, период от 5-ти до 8-ми лет -- это стадия ЗАДАЧ, - ребенок учится работать с предметами. Развивается сознательность в задачах, чувство ответственности за свои задачи.

Итак, проблемы первых 6-ти лет, которые приходится решать:

1) выражение чувств любви и зависимости;

2) регулирование враждебных, агрессивных чувств;

3) управление сексуальными напряжениями (и проблемы полоролевой идентичности);

4) сознательность в задачах, чувство ответственности за свои задачи – начало формирования произвольности, силы воли, познавательной мотивации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство вызова | Лекция 2. Типология семьи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.