Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Типология семьи

Билет 33

Билет 32

Билет 31

Билет 30

Билет 29

Билет 28

Билет 27

Билет 26

Билет 25

Билет 24

Билет 23

Билет 22

Билет 21

Билет 20

Билет 19

Билет 18

Билет 17

Билет 16

Билет 15

Билет 14

Билет 13

Билет 12

Билет 11

Билет 10

Билет 9

Билет 8

Билет 7

Билет 6

Билет 5

Билет 4

Билет 3.

Билет 2.

Билет 1

От 10 до 12 лет.

Лекция 3. Психологическая характеристика ребенка в младшем

школьном возрасте. Стадия конформизма (от 6 до 10 лет)

По З.Фрейду, это латентный период (между фаллической и генитальной стадиями) - то есть относительно эмоционально спокойный.

Ребенок вступает в мир (школа), где нет доминирования родителей.

У него появляется ответственность перед другими авторитетами.

По отношению к сверстникам предстоит научиться конформизму, так как он должен с ними общаться и уживаться.

Расширяются его интеллектуальные и культурные запросы, социальная активность (шире у мальчиков – у них большие компании в сравнении с девочками).

Половые различия становятся более явными, но сексуальные влечения в этот период как бы «дремлют» (симпатия к сверстникам противоположного пола еще существенно не влияет на самооценку, как это происходит в подростковом возрасте).

Ребенок по-прежнему нуждается в понимании и поддержке от родителей. При этом настолько же значимым становится принадлежность к группе (сверстники) большей, чем семья.

Это период научения и экспериментов в разных сферах деятельности и человеческих взаимоотношений.

По Э.Эриксону, это стадия «трудолюбия - неполноценности». Школа помогает развить чувство трудолюбия и как следствие – подтверждение подтверждение «Я», чувства личностной силы, чувство компетентности, трудолюбие, создание своего места в мире.

У ребенка может развиться чувство неполноценности, если от него ожидается слишком много или слишком мало.

 

Лекция 4. Переходная стадия – младший подростковый возраст -

«2 главные скачка в развитии:

1) стремление ребенка вырваться из семейной доминантной сферы;

2) созревание половых функций.

Подросток становится раздражительным, беспокойным, перепады настроения, «разные выходки».

Развивается способность любить: от зависимой и нарциссичной - становится более зрелой. Проявляющейся в заботе об окружающих.

Ярко выраженное ощущение своей обособленности и индивидуальности.

От родителей нужны: готовность предоставить подростка самому себе и уважать его развивающуюся индивидуальность.

Страхи и тревожность родителей (из их собственного подросткового периода) мешают им ослабить эмоциональный контроль над ребенком.

 

Подростковый возраст (старший)- 13-14(15)лет.

После 10-ти лет с началом полового созревания детство кончается, начинается юность.

Новые конфликты, связанные со стремлением найти себя – кризис идентичности и свое место в жизни.

Подросток приближается к взрослой ответственности и подвергается ограничениям извне.

Физическое развитие происходит асинхронно – «комплекс гадкого утенка».

По Э.Эриксону, подростковый возраст – это «стадия идентификации» (Кто я? Какой я?).

Подростки становятся привередливыми, придают слишком большое значение одежде и поведению, чтобы идентифицироваться со сверстниками.

Внешние требования и ограничения подростков нарастают по мере взросления.

Отношения подростков и родителей – амбивалентные: это и близость, доверительность, и обремененность.

 

 

1. Что такое здоровье? Перечислить критерии, определяющие здоровье человека. Раскрыть, что каждый из них означает.

2. Кто в соответствии со ст. 87 УК РФ признается несовершеннолетним? С какого возраста лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности? С какого возраста могут привлекаться лица, совершившие тяжкое преступление?

1. От каких обстоятельств зависит индивидуальное здоровье человека? Раскрыть каждое из обстоятельств.

2. Перечислить виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним ст. 88 УК РФ.

1. Что понимают под физическим здоровьем. Объяснить.

2. Что такое обязательные работы и на какой срок они назначаются?

1. Что понимают под психическим здоровьем?

2. Кому назначается лишение свободы? Порядок отбытия наказания(лица мужского пола и лица женского пола)

1. Что понимают под нравственным здоровьем?

2. Какие преступления считаются:

А) преступления небольшой тяжести

Б) преступления средней тяжести?

1. Рассказать о значении ритмической деятельности в жизни?

2. В чем состоит:

А) предупреждение;

Б) передача под надзор;

 

1. Перечислить факторы, способствующие укреплению здоровья

2. В чем состоит:

А) ограничение досуга и установление особых требований к несовершеннолетним лицам.

1. Что понимают под биологическими ритмами? Их значение

2. Дать определение чрезвычайной ситуации.

1. Рассказать о значении физической культуры в жизни человека.

2. Результатом чего являются: природные ЧС; техногенные ЧС

1. Рассказать о рациональном питании и его значении в жизни человека.

2. Что необходимо знать гражданам на случай ЧС? Каковы права граждан в области защиты от ЧС?

1. Рассказать о вредных привычках и их негативном влиянии на здоровье.

2. Перечислить основные задачи(РСЧС) Единой гос. Системы предупреждения и ликвидации ЧС?

1. Рассказать о рациональном питании. Объяснить 1-ый закон о рациональном питании.

2. Каковы в соответствии с законом обязанности граждан в области соблюдения нормативно-правовых актов?

1. Рассказать о рациональном питании. Объяснить 2-ой закон о рациональном питании

2. Рассказать о положениях конституции в области прав и свобод.

1. Рассказать об основных инфекционных заболеваниях и способах их передачи.

2. Рассказать о Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

1. Как различают травмы в зависимости от характера ранящего предмета?

2. Рассказать о Федеральном законе: 1) «О безопасности»

2) «О пожарной безопасности»

1. Порядок проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца. Практический вопрос.

2. Рассказать о Федеральном законе: 1) «О гражданской обороне» 2) «Об обороне»

1. Что представляет собой сердечнососудистая система? Что такое сердце?

2. Рассказать о Федеральном законе «О противодействии терроризму». Дать определение, что такое терроризм.

1. Что представляют собой Кровеносные сосуды? В чем различие артерии и вен?

2. Дать определение гражданской обороны. Кто является: 1) начальником ГО в стране и в субъектах федерации

2) на объектах экономики

1. Что такое сердечная недостаточность? Основные причины сердечной недостаточности.

2. По какому принципу организуется ГО в стране и что это означает.

 

1. В чем разница между сердечной недостаточности и острой сердечной недостаточностью. Причины сердечной недостаточности.

2. Когда осуществляется подготовка к ведению гражданской обороны. Кто в соответствии с законом дает команду на введение ГО и с какого момента?

1. Что такое инсульт? Как разделяется инсульт по воздействию на организм человека. Основные причины возникновения инсульта.

2. Какое оружие называют ядерным? Что ядерное оружие включает в себя?

1. Дать характеристику геморрагический инсульт.

2. Перечислить поражающие факторы ядерного оружия. Дать определение ударная волна. Чем характеризуется поражающее действие ударной волны?

1. Дать характеристику ишемическому инсульту. Назвать варианты течения инсульта.

2. Рассказать о световом излучении. Дать определение электромагнитного импульса. Что может быть следствием его воздействия?

1. Дать характеристику первой медицинской помощи при инсульте

2. Рассказать о проникающей радиации(ионизирующее излучение). Что является источником радиоактивного заражения местности? В чем она измеряется?

1. Дать определение травмы; раны; как различаются раны в зависимости от механизма нанесения ран.

2. Что такое химическое оружие? Как по действию на организм делятся отравляющие вещества?

1. Что такое Асептика? Основной закон Асептики. Что подразумевает асептика?

2. Рассказать о нервно-паралитических веществах и о их воздействии на организм человека.

1. Доложить последовательность проведения первой медицинской помощи при травмах и ранениях.

2. Рассказать о кожно-нарывных отравляющих вещ-ах и о их воздействии на организм человека.

1. Каковы правовые аспекты оказания первой медицинской помощи?

2. Рассказать об удушающих отравляющих веществах и об их воздействии на организм человека.

1. Доложить порядок проведения непрямого массажа сердца?(практический вопрос)

2. Рассказать об отравляющих веществах:

1) Общеядовитого действия;

2) Раздражающего действия;

3) Психохимического действия.

1. Рассказать о сердечной недостаточности. В чем разница между сердечной недостаточностью и острой сердечной недостаточностью?

2. На чем основано поражающее действие бактериологического оружия? В результате чего происходит заражение людей и животных?

1. На чем основано действие обычного оружия?

2. Что такое карантин и обсервация? В чем их отличие?

1. Доложить порядок проведения искусственного дыхания? Практический вопрос

2. Что такое дезинсекция, дератизация, дезинфекция?

1. Доложить последовательность проведения первой медицинской помощи.

2. Что из себя представляют: бактерии; вирусы; риккетсии.

 

Семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой. Чтобы получить полную картину важнейших характеристик семьи необходимо рассмотреть типы семей. Важность выделений типов семей объясняется тем, что, несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными и другими различиями.

В настоящее время существуют различные классификации типов семей, которые отличаются между собой по определенным признакам:

· По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (нуклеарная и родственники, проживающие вместе). Впервые понятие нуклеарная семья (от латинского «нуклеус» - ядро) ввел в научный обиход американский социолог Ж.П. Мурдок в 1949 году. Такого рода семья состоит только из самых необходимых для её образования членов – мужа и жены; она может быть как бездетной, так и с детьми.

· По количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья (трое и более детей).

· По структуре:

- с одной брачной парой с детьми или без детей;

- с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками;

- с двумя и более брачными парами с детьми или без детей;

- с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками;

- с матерью (отцом) с детьми;

- с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей супругов и другими родственниками;

- прочие семьи (например, бабушка с внуками).

· По составу: неполная семья, отдельная, простая (нуклеарная), сложная (семья из нескольких поколений), большая семья.

· По гармоничности семейного союза:

- гармоничные (семья – открытая система, раскрывающая наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов);

- дисгармоничная (семья, препятствующая реализации присущих супругам индивидуальных качеств; супруги вынуждены выполнять навязанную, чужую, но предписанную союзом роль).

· Повидам отношений между супругами:

- семья с отношениями сотрудничества характеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных отношений;

- семья с паритетными отношениями предполагает ровные «союзнические» отношения между её членами, основанные на взаимной выгоде. Для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств, нехватка эмоций;

- семья с состязательным видом отношений отличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи и благожелательном соперничестве, которое содержит момент нервозности, не всегда полезный для детей;

- в семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других. В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга;

- семья с антагонистическими отношениями характеризуется резкими непримиримыми противоречиями между членами семейного союза, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за чисто внешних причин. Духовная атмосфера лишена покоя, благополучия и стабильности, что мешает нормальному нравственному и психическому развитию детей.

· По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера)

· По однородности социального состава:

- социально гомогенные (однородные) семьи (имеется схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов);

- гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.

· По семейному стажу:

- молодожены;

- молодая семья, ждущая ребенка. Эта семья на начальной стадии развития. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни: приспособление к новому статусу жены и мужа, связанными с ними функциями. Существует три основных вида молодых семей:

Первый вид – традиционный. Супруги ориентируются исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером чаще является муж. Круг друзей, как правило, общий и довольно ограниченный. Досуг совместный, закрытый.

Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Семья может быть и открытой и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом супруги имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и демократическим;

- семья среднего супружеского возраста. В этом периоде уже вырабатывается стереотип супружеских отношений, давно сложились семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. Также снижается семейная активность, с вхождением ребенка в подростковый возраст связаны педагогические и психологические трудности.

- старший супружеский возраст. В этом периоде дети все реже бывают дома или покидают семью. Родители, оставшись одни, вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. В этот период возрастает число разводов.

- пожилые супружеские пары. Это чаще всего зрелый супружеский коллектив, проживающий со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию (финансовый сдвиг). Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов. Типичные проблемы на этой стадии – ухудшение здоровья, затяжная адаптация к новому образу жизни, полярность настроений и категоричность суждений.

· По типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи:

- с «физиологическим», или «наивно – потребительским» типом потребления (преимущественно пищевой направленностью);

- с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. высоким уровнем расходов на духовную жизнь;

- с промежуточным типом потребления.

· По особенностям существующегосемейного уклада и организации семейного быта:

- семья – «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку;

- семья детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей);

- семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают)

- семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

· По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

· По характеру распределения домашних обязанностей:

Семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

· По типу главенства:

а) авторитарная семья - характеризуется строгим, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Муж (иногда и жена) является монопольным главой, деспотичным хозяином.

б) демократическая семья - основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии всех важных решений. В таких семьях, как правило, есть не глава, а лидер, авторитетное лицо. Причем муж может быть лидером в одних отношениях, а жена - в других.

· В зависимости от особых условий организации семейной жизни:

- студенческая семья (оба супруга обучаются в ВУЗе). Особенности такой семьи – отсутствие жилья, хронически не хватает денег, почти полная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой сплоченностью, активностью. Здесь твердо верят в лучшее будущее.

- «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов, артистов, спортсменов), «внебрачная семья». Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе. Тут гораздо больше опасности супружеской неверности и развала семьи. Хотя иногда такие семьи оказываются на редкость устойчивыми.

· По качеству отношений и атмосфере в семье:

- благополучная (супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы);

- педагогически слабая (низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдается физическому состоянию и самочувствию ребенка);

- нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью, включая свою роль и положение в семье, что приводит к непредсказуемости поведения);

- дезорганизованная (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества: пьянство, грубый диктат, внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет);

- социально–неблагополучная (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя одним или обоими супругами);

- проблемная (отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать);

- конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов или членов семьи);

- распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации);

- распавшаяся семья (ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но в какой-то мере сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет часть функций).

· Посоставу супругов: полная (отец, мать и дети) и неполная (один из родителей отсутствует).

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнскую или отцовские неполные семьи.

· По социально-ролевым признакам выделяются:

- традиционные (больше распространены в Средней Азии на Кавказе). Стержнем в таких семьях являются не межличностные, а социально и культурно заданные отношения между ее членами. Пример взаимоотношений в такой семье описан в «Домострое», где четко определены требования ко всем членам семьи в зависимости от социальных ролей, подробно расписаны их права и обязанности.

Дети не должны слишком активно вторгаться в жизнь семьи, уважая и неукоснительно соблюдая требования старших;

- детоцентрическая семья. В такой семье ребенок с самого начала занимает центральное, главенствующее место. Родители живут для него, сознательно или подсознательно предполагая, что в будущем он станет жить для них;

- супружеская семья, основой которой является связь между супругами. Их отношения являются отношениями равноправных партнеров на основе доверия, принятия другой личности, уважения друг к другу, терпимости, доброжелательности.

· Похарактеру общения и эмоциональных отношений в семье браки классифицируются на

- симметричный, где оба супруга имеют равные права, никто из них не подчиняется друг другу, проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса;

- комплементарный, где один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции;

- метакомплементарный, где ведущее положение достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.

· По типу проживания семья подразделяется на:

- патрилокальную, при котором жена после замужества поселяется в доме мужа и нарекается «невесткой»;

- матрилокальную – проживание супругов в доме жены, где зятя называли «примаком»;

- неолокальная, когда молодые стремятся жить самостоятельно, отдельно от родителей, приобретая свое жилье;

- унилокальную, когда супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

· Посоциальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и малоактивные семьи.

· По состоянию психического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья («виктимо» в переводе с латинского - жертва).

· Потипу проблем:

- Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, но не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы.

Проблемы: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, проблемы с воспитанием детей, стрессовые состояния.

- Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства.

Проблемы: вынужденная перемена места жительства, резкое изменение социального статуса, потеря жилья, работы, материальные трудности, трудоустройство в новой среде.

- Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности. Семья, в которой родился ребенок с аномалиями. Проблемы: значительный стресс, медицинские, материальные трудности, проблема воспитания.

Разумеется, реальные семьи – объекты изучения или помощи – обладают не одним, а несколькими признаками по выделенным критериям, которые не являются исчерпывающими. В этой связи одна и та же семья может быть отнесена к нескольким группам одновременно и охарактеризована по разным основаниям.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стадия независимости – от 1,5-2-х до 3-х лет | Пшеничная закваска на отварном картофеле.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.