Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки работы программиста.




Формы общественной психики Общественным сознанием в XIX в. (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Лабриола, Г.В. Плеханов и др.) было принято называть совокупный или типичный для исторического периода духовный мир социума, отличный, во-первых, от ин­дивидуального и, во-вторых, от психики животных, то есть высших живых существ с их предсознанием.

В середине 19 в. К. Маркс и Ф. Энгельс создали последовательный диалектический материализм с опорой на современные науки. Центральное положение в нем применительно к человечеству: общественное бытие (не во всем, не в деталях, а глобально и «в конечном счете») определяет общественное сознание. Синонимы общественного бытия – материальные условия жизни, социальные условия существования. Ядро общественного бытия – объективные законы истории. При этом возникло одно неудобство. Традиционно бытием означалось и означается любое существование, в том числе идеальное и психическое. Маркс и Энгельс его тоже использовали, говоря о мире, космосе, но применительно к обществу они обозначали им только одно материальное существование.

XX - XXI века знают под- и бессознательное, интуитивное, индивидуальное и коллективное энергетическое поле, экстрасенсорику, архетипы и многое другое, не «умещающееся» в шаблонные рамки сознательного. Поэтому логичнее индивидуальное и коллективное идеальное обозначить психикой, или духовным в нерелигиозном, светском смысле слова, а «формы сознания» - формами психики, духовности.

Авторы стремятся к тому, чтобы студенты а, возможно, и преподаватели

- во-первых, не смешивали отдельные формы и виды между собой: этическое - с эстетическим, экологическое - с экономическим, философское - с научным, политические - с правовым, историческое - со многими формами и видами. Для чего формы духовности и виды культуры сопоставляются по пяти пунктам:

1) предмет отражения данной формы духовности

2) специфика отражения предмета и самовыражения социального субъекта в ней (в форме); ее основные понятия, принципы, аспекты и уровни;

3) специфика объективации (обнаружения, материализации, воплощения) определенной формы психики и вида духовной культуры;

4) история возникновения и развития некоторой формы духовности и вида культуры, фрагмента человеческой цивилизации;

5) их социальное значение.

Во-вторых, читатель заметит, что отдельные формы и виды постоянно взаимодействуют между собой и со своими внутренними компонентами, входя в некоторый единый духовный «сплав» какого-либо субъекта, в синтетический культурный поток человеческой жизни, не теряя при этом своей специфики.

Здесь обсуждаются дискуссионные проблемы в традиционных для нефилософских вузов шести формах общественной психики (политической, правовой, моральной, эстетической, научной, религиозной), а также предлагается свое понимание еще пяти форм: философской, экологической, экономической, исторической и педагогической.

Экологическая культура касается взаимосвязи природного и социального, практического и духовного, индивидуального и общественного, материального и идеального (духовного) и т.д. Раскроем ее как единство материального и идеального, как одну из форм объективной и субъективной реальности. Такой подход обеспечит осознание специфики экологической культуры, ее обособленности и в то же время связи, в частности, с экономической культурой, наукой, философией и т.д.

1. Экологическая духовность отражает объективные компоненты и законы экологической природно-социальной сверх-, или метасистемы. Эта иерархическая, многоур овневая система и сопровождающий ее хаос имеют глобальную, общеземную основу, но они уже вышли в ближний космос.

2. Основными полярными понятиями экологического разума и рассудка являются: со знаком «плюс» - экологическая «чистота», благополучие; со знаком «минус» - экологическое загрязнение, вредность, неблагополучие, проблемы, катастрофы и т.п. Экологические законы регулируют с естественной стороны: природную среду, географическую среду, гео-, гидро - и другие земные сферы; со стороны общественной среды - техносферу, урбанизм, иконосферу (систему всех человеческих знаков и языков) и прочие общественные области, соприкасающиеся с внешней природой. Вокруг диаметральных экологических понятийных центров поляризуются принципы, то есть фундаментальные методологические положения, регулирующие все виды человеческой деятельности, активности и пассивности. Один ряд образуют принципы единства человека и природы, их сбалансированности, вплоть до гармоничности; экологического производства, сотрудничества общества с природной средой; гуманизма и, очевидно, некоторые другие константы подлинной экологической культуры. Прямо противоположный ряд составляют принципы отрыва социального от природного (социологизм) или наоборот (географизм, биологизм и т.п.); дисбаланса природного и социального; неразумности, вплоть до экологического безумия, варварства. Принципы только экологического потребления, хватания, разрушения, а не созидания; наступления на природу, войны с ней; антигуманизма. В экологической духовности сплелись сознательное и бессознательное, интуитивное, рациональное и чувственно-волевое, рассудочное (здравый и нездравый смыслы) и разумное, дотеоретическое и теоретическое, обыденное и научное знание.

3. Любое знание и незнание, знание и чувство не могут долго замыкаться в себе: они обнаруживаются, воплощаются в образе жизни, в судьбе социальных субъектов, становясь их силой или, наоборот, бессилием. Уровнями объективации экологической духовности служат: экологическая деятельность; соответствующие отношения и общение людей, их поведение, экологические учреждения, организации, движения, государственные и негосударственные, центральные и местные, официальные и неофициальные, национальные и международные; и, наконец, «документальная» материализация экологических идей, принципов, норм, правил, позиций: статьи и монографии ученых, нормы экологического права и обращения клубов или конгрессов, экологическая поэтическая лирика или сатира и компьютерная деловая информация, детские рисунки и произведения профессионалов. Все это вместе с горами шлаков и мусора, химизацией образа жизни и озоновыми «дырами», оазисами и лесозащитными полосами - «вещественные доказательства» нашей экологической культуры и бескультурья.

4. Постоянна ли в обществе экологическая культура? Сейчас и в будущем - да, потому что глобальная экосистема - детище XX века. Связи общества с природой существовали всегда, и им были присущи определенные культурные признаки. С движением общества от первобытного к современному к локальным (местным) природно-общественным конгломератам и системам прибавляются региональные (явно - при сложившемся капитализме) и, наконец, глобальная. Она возникла, когда вследствие НТР сила воздействия общества на природу во многом сравнялась с влиянием природной среды на общество или даже превзошло последнее. Общество и внешняя природа взаимопроникают друг в друга, образуя сложную систему.

До середины - конца XX в. природно-человеческие симбиозы и проявления культуры не назывались экологическими. Само экологическое знание долгое время отражало только взаимодействие живых организмов и среды, и только ныне появилась экогеология, экология науки, социальная экология, экология человека и т.п. Эти же вопросы находятся в ведении одной из самых молодых наук - синергетики, изучающей их на фоне связи необходимости и случайности. В общем, можно сказать, что зачатки экологического сознания и экологической культуры в целом появились у первобытных людей как преклонение и боязнь природных факторов, растворение человека в природе и его обособление и т.п. Но в подлинном смысле слова экологическая культура складывается на исходе ХХ столетия. Тем более, что именно в этот период человечество начинает осваивать ближний космос. Значит, природно-общественная метасистема и соответствующие факторы становятся космически-общественно-географическими.

5. Роль экологической культуры в жизни человечества непрерывно возрастает, и эта тенденция не исчезнет никогда. Экологический критерий в развитии техники, науки, политики, быта, морали, эстетической жизни общества становится рядом с гуманистическим и другими обобщающими показателями прогресса и регресса социального бытия. Так, прогрессивнее является техника не только более производительная и возвышающая человека в качестве рабочей силы, но и облагораживающая географическую и космическую среду или хотя бы наносящая ей минимальный вред. Подлинная экологическая культура способствует росту свободы социальных субъектов, потому что благодаря ей система человеческой культуры «достраивается», гармонизируется; создает прочную основу для устойчивой экономики; упрочивает гуманизм и остальные положительные принципы морали, совершенствует добродетели субъектов, их позитивные нравственные качества; современный экологиче­ский фактор, наконец, может или уничтожить, или спасти жизнь (и не только человеческую) на Земле. Экологическая культура воздействует буквально на все остальные виды культуры общества. Так, экологическая культурность укрепляет философско-мировоззренческую духовность, а бескультурье ослабляет ее. Положительное в ней делает фундаментальнее эстетическое и иное мироощущение, отрицательное - расшатывает мировосприятие. В свою очередь, экологическая культура зависит от состояния отдельных видов и системы в целом человеческой культуры. Союз или противостояние экологического и неэкологического в культуре постоянно дает о себе знать, и о них надо писать особо.

Экономика и экономическая психика. Существование экономической науки, как фундаментальной, так и прикладной, - факт общеизвестный. А как же обстоит дело с экономическим сознанием в целом? С экономическим бессознательным, такой же интуицией и т.д.? Об экономическом сознании написаны философские работы В. Д. Поповым, В.П. Фофановым и некоторыми другими. В середине XX в. советской философии имел хождение термин «труд - экономическое сознание». Однако оно до сих пор не попало в вузовские программы по философии наряду с традиционными семью формами общественного сознания. Причем, седьмая из них, философская, только подразумевается и по принятой логической схеме не рассматривается, в том числе, насколько известно, в вузах Тюмени. Странно то, что социальные философы всех направлений согласны с выделением в обществе сфер политики и экономики. Каждая сфера концентрируется вокруг особых отношений и деятельности, которые сопровождаются определенной духовностью, синтезом разума, чувств и воли. Такой подход осуществляется к политике, праву, эстетической жизни общества и т.д.; значит, и экономика, или экономическая жизнь общества, не должна составлять исключение.

1. Экономические науки и философия 20-21 веков позволяют сделать вывод, что экономика- это «пирамида», во-первых, подсистем производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; во-вторых, экономической трудовой деятельности, таких же отношений, в том числе названных выше четырех видов, экономических общения и поведения, соответствующих предприятий, учреждений и организаций (экономических институтов как вида социальных институтов), экономической духовности

2. Понятие экономики («ойкономии») введено Аристотелем, оно тогда означало умение вести домашнее хозяйство. Общественное хозяйство сложилось под влиянием капиталистического рынка. Но хозяйство сначала рода, а позднее - рода и семей было уже у дикарей. Они не на концептуально-профессиональном, а на обыденном и эмпирическом уровнях представляли себе, что такое материальные потребности и блага, труд и его удачные и неудачные результаты, справедливое распределение, обмен и потребление.

С отделением умственной деятельности от физической в рабовладельческом обществе экономическая форма общественной психики входила в состав синтетической философской формы. Именно в ней родились категории блага, ценности и неблага, труда как исходные экономические понятия. Они уже на более высоком уровне отражают наличие в обществе хозяйства как «стержня» экономики. Окончательно экономическая психика общества, группы и личности сформировалась с появлением экономической науки конца XVIII - XIX веков (Д. Риккардо, А. Смит, К. Маркс...) и ее «центра» категорий экономических отношений, законов и общественного производства материальных благ, а кроме того, - простого и расширенного воспроизводства продукта, товара, стоимости, прибыли и убытка, обмена денег и услуг, благосостояния, уровня жизни, богатства и бедности. Особенно важны для экономики принципы оптимальности, сбалансированности, гармоничности, справедливости, гуманизма, уважительного, вплоть до благоговейного, отношения к труду, разумного эгоизма (артельности, общинности, коллективизма).

Идеальное в экономической жизни социального субъекта любого уровня многослойно, иерархично по многим основаниям: экономические психология и логика, рассудочное и разумное, эмпирическое и теоретическое, обыденное и профессионально-теоретическое, сознательное, бессознательное и интуитивное. При этом экономические науки как системы теорий имеют двойное подчинение: воздействуя на экономику, они подчиняются ее законам; одновременно они принадлежат такой форме духовности, как наука, точнее специальные науки, имеющие другую специфику. Поэтому возникает дискуссия тех, кто включает экономическую науку в экономическое сознание, с теми, кто исключает ее из экономического сознания и относит только к науке и научному сознанию. Наша же точка зрения - компромисс между двумя крайностями.

Высокая экономическая культура - требование к субъекту каждой эпохи, но особенно - времени рыночной экономики. Знания, умения и навыки грамотно, расчетливо, эффективно, - оптимально вести хозяйство от индивидуального до регионального и общечеловеческого необходимы всегда. Возможно, недостаточность этой культуры (бесхозяйственность, экономический эгоизм, скопидомство и многое другое) представляет собой одну из серьезных глобальных проблем.

Экономическая культура взаимодействует с остальными видами ее, что, например, формирует систему требований-критериев в области труда. Собственно экономический критерий, а именно, уровень производительности труда, дополняется философско-гуманистическим (не вредить субъекту труда, рабочей силе, а совершенствовать их), экологическим (то же по отношению к природной среде), эстетическим (быть увлекательным, с игровым компонентом), политико-правовым (быть полезным народу и государству), нравственным (труд - одна из высших ценностей), религиозным (труд - богоугодное дело), историческим, научным.

Право среди видов культуры. Правовая культура занимает свое особе место в ряду общественных форм. Право не тождественно совокупности прав и свобод граждан или теории права: в праве слиты общественное и индивидуальное, творческое и репродуктивное, материальное и идеальное.

Духовное в праве не менее реально, чем духовное в религии и морали, оно присутствует в эстетических, философских и иных общественных формах. Духовное в праве отражает исторически определенный правовой строй, или правопорядок в качестве аспекта наличного государства, конкретного ти­па общества и образа жизни социальных субъектов. В правовом строе в той или иной пропорции сочетаются системность и хаотичность: организованное и неорганизованное, порядок и беспорядок. Причем, существует допустимая мера хаотичности.

Основными диаметрально противоположными понятиями правового разума и рассудка является: со знаком «плюс» - законное, правомерное, законосообразное, благополучное, законопослушное; со знаком «минус» - незакон­ное, неправомерное, несообразное закону, неблагополучное, правонарушение, преступление. Общими для правового мышления служат категории правопорядка, правовых законов, граждан, их прав и обязанностей. Важнейшие из принципов: открытости и «подковерности», справедливости и несправедливости, демократизма и недемократизма, гуманизма и антигуманизма. Они имеют как правовой, так и общесоциальный оттенки.

Здесь и далее обсуждается только первые два пункта из предложенных пяти. Остальное могут продумать сами студенты.

Мораль и нравственная культура. Мораль, нравственная культура, политика и т.д. как социальные феномены включают в себя материальную и духовную, объективную и субъективную стороны. В книгах Р.В. Петропавловского пишется об «этико-философском вопросе», поддерживается мнение ФА. Селиванова об объективности и субъективности этических качеств в поступках людей и считается, что этика исследует объективные законы действия и развития морали. По данной проблеме есть две другие точки зрения. Согласно первой, мораль не имеет объективнореальной стороны и относится только к общественному сознанию. Согласно второй, наиболее распространенной, мораль имеет надстроечный характер, она объективна и субъективна, но в ней не может быть элементов общественного бытия.

Моральная психика отражает объективные законы добра и зла в их отношении и связи с благом. Благо, добро и зло центральны в моральной системе для Платона, Аристотеля, Гельвеция, И. Бентама, Ф. Энгельса и многих других исследователей. Добро - это воспроизводство благ, нечто позитивное; зло - повреждение или уничтожение благ, то есть отрицательное воздействие на них. Благо, вполне очевидно, удовлетворяет потребности; нечто отдельное обладает качеством блага. Благо только то, что удовлетворяет разумные потребности, а не любые; что способствует прогрессу личности и обще­ства, а не их деградации, разрушению, регрессу.

Из доминирующих в моральном сознании понятий добра и зла непосредственно выводятся все остальные понятия, а также нравственные принципы. Так, долг как нравственная обязанность заключается в необходимости для каждого реагировать на существующие добро и зло. В частности, на зло надо реагировать в рамках этики ненасилия, насилия или их комбинирования. Совесть, нравственная самооценка в качестве фрагмента самосознания субъекта, это ответ на «весть» извне о принесении нами другим людям добра и зла. Счастье понятийно тяготеет к добру, несчастье - к злу, а может быть, и к отсутствию необходимых для субъекта блага и добра.

Нравственно-культурно добродетельное, совестливое, честное, гуман­ное, гармоничное в личных и общественных интересах, благоговение перед трудом и уважение к положительной (неразрушительной) нетрудовой дея­тельности, патриотизм. Аморален весь набор отрицательно-нравственного: злодеяний, пороков, антигуманизма, пренебрежения и даже ненависти к труду, антипатриотизма и т.д.

Логичное, мыслительное в моральной духовности опирается на психо­логическое (чувственно-волевое) и имеет свои, внутренние для него уровни. До появления у человечества теоретического мышления мораль объяснялась на обыденном уровне, и в объяснениях господствовал первобытный эмпи­ризм. Отцом этики как науки о добре и зле, соотнесенными с благами и цен­ностями, считается Аристотель. Он первым предпринял попытку системати­зации фрагментарного до него знания о нравственности. В XX веке создан еще более высокий слой профессионального систематизированного объяс­няющего знания - метаэтика, то есть наука об одной из наук, наука о специ­фике, структуре, законах этики. Это одно из подтверждений современной глобальной метатеоретической тенденции в концептуальном мышлении.

Наиболее очевидно нравственная духовность объективируется в соот­ветствующей практической деятельности, состоящей из отдельных действий, включающих в себя некоторые операции. Деятельность инициируется по­требностями, интересами, целями, планами субъекта, направленными на свой предмет. Изменения предмета являются видимыми результатами деятельно­сти. Субъект и предмет соединяются, как мостиком, средствами и методами (технологией) действий.

Практические отношения и общение, нравственное поведение также обнаруживают ту или иную моральную психику.

Категория нравственных отношений, в отличие от «нравственной дея­тельности», стала правилом в этических исследованиях в СССР и России. С нравственными отношениями связывается специфика морали как обществен­ного явления. Взаимодействия по поводу добра и зла, средств и организации при их «производстве» и представляют собой нравственные отношения.

Нравственное поведение есть включенность в нравственные отношения, реализация нормативности и ценностной ориентации морального целеосуществления, соблюдение или нарушение норм. Поступок - это форма индивидуального поведения, а нравы - стандартные формы поведения, приня­тые в определенной социальной среде. Понятие «поведение» и «поступок» издревле присущи человеческому мышлению, ими часто оперирует Конфуций, Платон и Демокрит.

Эстетическая жизнь общества. Синонимом ее является эстетосфера. Она подразделяется на искусство, творящее художест­венные - образы, и на вторую половину сферы, имеющую дело с эстетически­ми, но нехудожественными или полухудожественными образами, которые - наряду с художественными -создаются, распределяются, распространяются, потребляются социальными субъектами. Эта сфера близка по содержанию с эстетической культурой, под­линной и мнимой.

Эстетическая духовность (эстетические образы) отражает объективные эстетические качества вещей, состоянии, процессов: их пропорции и ритмы, красивость и некрасивость, симметричность и асимметричность, строгость «геометрических» форм объектов и отсутствие таковых, приятную или непри­ятную цветовую палитру и т.п. Одновременно эстетические образы выража­ют характерные особенности духовного мира того или иного субъекта, вслед­ствие чего все в эстетосфере является единством субъективного и объектив­ного, отражения внешнего мира и самовыражения личности, группы, соци­ального института, обществ в целом. Предметом эстетического отражения и выражения могут быть названы также или гармония и дисгармония бытия, или его эстетические закономерности, которые функционируют не сами по себе, а вместе с законами биологическими, кибернетическими и многими другими, на их основе.

Ведущую роль в эстетической психике играют чувствование и понима­ние красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного. Но вероятно, их лучше «развести»: красивое - это нечто внешнее, это то, что приятно для че­ловеческих органов чувств, а некрасивое неприятно, вплоть до отвращения. Прекрасное глубинно, существенно. Оно соответствует интересам, целям, идеалам субъекта. Безобразное не соответствует им. Однако и во внешней, и во внутренней соотнесенности эстетическое оказывается или совпадением, или несовпадением меры субъекта с мерой объекта. Получается, что и чело­век - мера вещей, и вещь - мера человека.

Художественный образ в каждом жанре искусства создается своими средствами. В прозе и поэзии это, например, метафора, сравнение, гипербола (художественное преувеличение, идеализация чего-либо). Лишь возвышенная, с элементами платонической, любовь диктует текст: «И след я твой целую на песке...» Метафора и сравнение соединены в словах: «Век XXI ходит среди нас, но никто его не узнает». Не только философия родилась из удивления (Платон) - не меньшие удивление, любознательность и наблюдательность надо иметь, чтобы заме­тить эстетичность бытия, необычное в обычном: что «засентябрило за окном», что на кого-то снизошло «половодье чувств», что наша «жизнь - зеленохвостая минутка с воза мироздания» и многое-многое другое.Трагическое и драматические, серьезное и комическое (юмор и сатира), трагикомическое, умилительное создается в искусстве посредством фактуры, например, звуковысотного соотношения, ритма, интонации и т.п. в музыке.

Нехудожественные и полухудожественные эстетические образы окружают нас и входят в инди­видуальную жизнь во всех до единой областях социума, создавая чей-то имидж, эстетику труда и быта, экологической и социальной среды, игры и се­мейной жизни, техники и архитектуры. Об этом забывают многие теоретики.

В значительной своей части эстетические образы - феномен психологи­ческий, мирочувственный, дополняемый логикой и мышлением. Теория эсте­тического, наука о Красоте называются эстетикой. Эстетические образы как особая духовность не могут не объективиро­ваться, они обязательно материализуются, обнаруживаются, во-первых, в произведениях искусства, в которых в разных пропорциях, но представлены пространственные и временные параметры бытия: и во временной музыке, и в «пространственных» живописи и графике, и тем более в театре.

Во-вторых, в синтетических шоу, смеси жанров, декоративно-прикладном искусстве как полухудожественом (полунехудожественном). В-третьих, в моде, промышленном дизайне, макияже и т.д., то есть нехудожественно-эстетическом.

Политика и политическая духовность. Политика - от лат. «политике» (управление государством); следовательно, она - участие (или неучастие) соци­альных субъектов в функциях государства, отношение к нему и самого аппа­рата, и подданных, управляемых. Она органическое единство материального и идеального; духовного, практического и духовно-практического. Политическая психика отражает существующий объективно реально по­литический строй. Второй вариант: отражает политическое бытие. Третий по порядку и значимости: отражает политическую практику.

Основные политические понятия: сущность и содержание государства, его функционирование и развитие, законы политики, власть, политические организации и движения, лидеры, актив и масса и т.п. Оппозиционные оце­ночные (аксиологические) понятия: преданность государству, народу, Родине и предательство; «наше» - «не наше» и т.п., - при ответе на знаменитый во­прос: «Кому это выгодно?». Ведущую роль в политике играют принципы пар­тийности (классовости), патриотизма и антипатриотизма - «по совместитель­ству» с моралью - открытости и «подковерности», честности и подлости, де­мократизма и недемократизма, «политической экологии»: чистоты и «грязности», или их почти синонимы - разумности и неразумности.

Политические теории (наука политология, политическая идеология) как нечто профессиональное являются вершиной пирамиды политической духов­ности. Ниже – непрофессиональные знания, обыденные рассуждения и сове­ты, а также «психологический аккомпанемент» - все переживания по поводу политических событий. Помимо чувственного и логического, в политической психике взаимосвязаны сознательное, бессознательное и интуитивное. Политическая деятельность бывает духовной, например, при выработке содержания декларации о независимости государства. Составление же текста и обнародование его - практическая деятельность, сопровождающаяся прак­тическими отношениями и общением. Велика роль программ и уставов поли­тических организаций, документов, принятых исполнительной и законода­тельной властями. Еще более очевидна политическая практика при реформировании государства или революционной смене политического строя. Последнее нельзя путать с дворцовыми переворотами в прямом и переносном смыслах слова. Политический строй качественно не изменился при смещении Петра III, Л.П. Берии или Н.С. Хрущева, о котором народ иронически и с до­лей сочувствия шутил: «Нырнул премьером - вынырнул пенсионером» (во время своего отпуска на озере Иссык-Куль). Воспитанный в сталинских номенклатурных условиях Никита Сергеевич сочетал в себе демократизм и диктаторство. Недаром его надгробный бюст Э. Неизвестный изваял пополам из белого и черного мра­мора. Политическая революция - составная часть революции социальной, из­меняющей качественно все сферы жизни общества.

В настоящее время имеет хождение версия, что XIX и XX вв. исчерпали в обществе «лимит» революционности, и в XXI в. реформы заменят собой со­циальные революции. Но политика – всегда столкновение интересов общест­венных классов в борьбе за власть экономическую и политическую, а классы, наверняка, сохранятся в обозримом будущем. Значит, предпосылки для поли­тических и иных революций останутся. Политика внутренняя и внешняя возникла одновременно с государст­вом, формировалась и изменялась вместе с историческими типами государст­венного строя. Полнокровной (достаточно массовой и организованной) она стала при зарождении капитализма в недрах феодализма и свержении послед­него в XVIII-ХIХ вв.

Религия и наука - сложные общественные подсистемы, соединяющие, в частности, материальное и идеальное (духовное).

Религиозная духовность отражает моменты несвободы в жизни соци­альных субъектов, подавленность людей стихиями космическими, гео­логическими, военно-политическими, экономическими и т.п. Хаотичность бытия порождает хаотичность и неуверенность в психике. Христианство быстро распространилось в Римской империи после подавления восстания рабов («Христос победил, потому что потерпел поражение Спартак»); «подпрыгнула» религиозность во время Великой Отечественной войны; мис­тика служит психологической отдушиной в современной российской неразбе­рихе и одним из способов «бегства от действительности», от ее проблем. На наш взгляд, существует тенденция неофициально или официально узаконить в России вместо былого государственного атеизма православие, может быть, с добавлением ислама.

Научная духовность отражает моменты внутренней и внешней свободы субъектов относительно объективных законов, необходимого и случайного в бытии. Независимым, автономным нельзя быть вопреки законам. Недаром Ф. Бэкон сформулировал на первый взгляд парадоксальное положение: природа побеждается подчинением ей, то есть действиями в соответствии с законо­мерностями природы. Первое, но не единственное, условие свободы - получе­ние субъектом истинных знаний о внешнем мире и о самом себе (Б. Спиноза: свобода есть познанная необходимость). Кроме того, важно адекватное отра­жение предметов в иных формах, например, в художественных образах (художественная правда о мире и о себе самом). При прочих равных условиях свободным человека делает не скептицизм, нигилизм или, наоборот, конфор­мизм, а «нормальная», в меру, критичность. Здесь может пригодиться принцип молодого К. Маркса: «Подвергай все сомнению». Позитивное влияние на свободу субъекта оказывает умение соблюдать меру в чувствах, эмоциях, нравствен­ных и других качествах человека.

Пожалуй, самой емкой «формулой» свободы является фраза Ф. Энгельса: господство над самим собой и обстоятельствами. Для чего, помимо духовных, нужны материальные, практические предпосылки: достаточно высокий тех­нический и технологический уровень, гармония прав и обязанностей граждан, справедливость и гуманизм государства, его оптимальный демократизм. Экологическое благополучие тоже способствует свободе людей. В общем, свобода означает адекватное отражение законов бытия и практические действия и поступки в соответствии с ними, а также - с интере­сами, идеалами и счастьем субъектов. В любой момент жизни во многих системах отсчета мы свободны и во многих не свободны.

Центральные понятия религиозной психики: сверхъестественное, раздваивающееся на божественное - дьявольское, святое - греховное, рай – ад; кроме того: вера, знамение, чудо, атараксия.

В науке и атеизме – это естественное, закономерное, истина и заблуждение, эксперимент, факт, теория и т.д.

Одно из проявлений религиозности - и любой, мистичности - вера в за­гробную жизнь, переселение душ. Археологи установили, что обрядовые захоронения (ориентация на восток, «сопровождение» покойных их убитыми же­нами или наложницами, вещами и т.п.) появились около 100 тысяч лет назад. Путешественники даже в XIX в. наблюдали у первобытных племен языческие обряды. Мировые религии возникли одновременно с философией, с разделе­нием духовного и физического труда, трудовой и нетрудовой деятельности.

Мистическое и реалистическое оперируют сверхъестественным и ре­альным; чудесным и объективнозакономерным; ирреальным и действитель­ным; горним (небесным), а также принадлежащем Тартару и земным; потус­торонним, «заоблачным» (трансцендентным) и посюсторонним, опытным (обыденно привычным на Земле и в космосе); особыми медитацией и интуи­цией, очищением, возвышением души в общении с Богом и гносеологической интуицией. В первой противоположности акцентируется значение объектив­ной реальности (материального), во второй - субъективной реальности (идеального).

Историческое сознание самостоятельно? Речь не идет об исторической науке, она факт действительности; вопрос другой: существует ли в XXI в. отдельная и самостоятельная историческая форма сознания и общественной психики в целом, в одном ряду с экономической, политической, эстетической и другими общепринятыми формами. Ответ на поставленный вопрос не может быть однозначным, так как все отдельное в бытии связано и обособленно, зависимо и независимо от другого, а значит, в чем-то несамостоятельно, а в чем-то автономно.

Исторический аспект есть в каждой форме общественной психики, в том числе в виде исторических наук: истории музыки, психологии, театра, техники, видов растений и животных, Земли и Солнца и т.д. Они субордини­рованы своими формами психики и культуры, не автономны. Таковы же исто­рические экскурсы в теоретическом и внетеоретическом знании; разуме и рас­судке, науках и процессе обучения. Иное дело, когда историки и некоторые философы обосновывают самостоятельное существование исторической пси­хики (М.Н. Барг, А.В. Гулыга, Т.М. Иванов, А.М. Коршунов, Ю.В. Петров, А.И. Ракитов, В.А. Ельчанинов, Л.К. Нагорная, Ф.А. Селиванов, А.Г. Спиркин, П.Н. Хмылев). У данной точки зрения много противников.

Однако при любом из противоположных подходов можно выделить в исторической психике личностей, групп и общества нечто повторяющееся, инвариантное. Выясним это через соотношение материального и идеального (духовного). В центре исторического сознания – категории истории, исторично­сти (историзма) как одной из граней всеобщего развития, исторического раз­вития. К ним примыкают понятия этапа (ступени) развития, состояния и про­цесса, традиции и новаторства, генетической и причинной связи, историче­ского факта, случайного и необходимого, эволюционного и революционного, непрерывного и прерывного в развитии. Это сознание подчиняется принци­пам объективности, субъективности, историзма, конкретности и таким обще­научным методам, как исторический и логико-теоретический, системно-структурный, структурно-функциональный и системно-уровневый; методам новейших наук - экологии, синергетики, науки о мировой энергии и т.п.

Философами замалчивается и вопрос: ограничивается ли предмет отра­жения исторической психики этапами развития общества? Философия как «предельное вопрошание» исследует развитие и историю вообще, а не в част­ности, - значит, и историю природы. Поэтому в систему диалектики входят принцип историзма, интегрирующий закон отрицания отрицания, устойчивая связь возможного и действительного, взаимопереход системности и хаотич­ности и, очевидно, другие, если не все, законы диалектики, многосторонне отражающие всеобщие черты бытия. Историзм присущ природе, связи земно­го и космического, технического и экономического (а не только социального и политического) - во всем присутствует спираль развития.

Философия как сфера жизни и духовности. В учебных программах нефилософских факультетов философия - само собой разумеющаяся форма общественного сознания, которая не обсуждается на занятиях вместе с политической, эстетической и другими общепринятыми, а также некоторыми дискуссионными формами. В философской форме, конечно, господствуют сознание, логика, доказательность. Но духовный мир индивидуального или коллективного субъекта в целом или в его отдельных аспектах далеко не исчерпывается ими.

Ошибочно сведение многоуровневой философско-мировоззренческой духовности к какому-либо одному уровню: метафилософскому, теоретическому, только обыденному, эмпирическому или психологическому.

Философия - особая форма отражения внешнего мира и выражения духовного мира субъектов. На теоретическом уровне ее специфика выражается в решении нескольких фундаментальных проблем: первичности-вторичности материального и идеального; познаваемости идеальным материального и самого себя, их сущности и закономерности; выработке всеобщих методов при осмыслении развития отдельного в бытии; сути и границах действий и надежд человека. Онтологический, или гносеологический, или методологический (?), или гуманистический «основной вопрос философии» (Ф. Энгельс) вкупе с «предельным вопрошанием» (М. Хайдеггер) о движении и покое вообще, производстве и государстве вообще образуют специфику философии. Действия в связи с обозначенными вопросами сопровождаются предельно общим мирочувствованием. Тем более, существует особое философское направление - иррационализм, а кроме того - интуитивизм, сенсуализм, психологизм. Философская духовность образуется из соединения двух полюсов -логического и нелогического. У религии, морали или эстетики нет монополии на духовность, они должны поделиться ей и с философией. Философские чувства и эмоции аккомпанируют теории, а она связана с обыденными, до - и нетеоретическими «философско» - мировоззренческими знаниями, которых предостаточно в головах студентов, да и не только их.

Философия, а не только религия, политика, искусство, духовно-практична, так как субъективные образы имеют свойства объективироваться, обнаруживаться, материализоваться, внедряться в практику. Философская духовность объективируется в пирамиде, базис которой составляет особая, философско-мировоззренческая деятельность. Околофилософские контакты и поступки образуют своеобразные отношения, общение и поведение (состоящее из «мировоззренческих поступков» - Г.П. Худякова), даже образ жизни субъекта. Существуют также некоторые философские организации и объединения. «Нижние» уровни пирамиды воплощаются «документально» в книгах, журналах, учебных кинофильмах, дискетах, схемах и прочей наглядности. Вся пирамида - это философия как форма духовности и жизни социальных субъектов. Как едина человеческая душа, так же история философии едина с историей всей культуры, ее законами и этапами; классическая философия - с классическим искусством, наукой.

Гипотеза о педагогическом сознании. Педагог-профессионал вырабатывает у своих обучающихся и воспитуемых определенные знания, умения и навыки для деятельности в некоторой специальной области, а также социальные качества для участия в разнообразных сферах общественной жизни. Кроме того, в процессе обучения и воспи­тания по-своему участвуют и непрофессионалы. Это подтверждается и современными данными о взаимном психологическом «заражении» в какой-либо общности личностей и подражании; о воспитательном воздействии не только старших на младших, но и младших на старших, родителей - на детей, детей - на родителей; о подготовке кадров в раз­решенных и запрещенных законам организациях; о воспитательном эффекте действий средств массовой информации, литературы, звукового и видеофона, цвета и геометрических линий и форм внешней и «второй» природы, всех видов как трудовой, так и нетрудовой деятельности: не трудом единым жив и воспитуем человек. В пользу гипотезы свидетельствует и выделение из комплекса теорий такой науки, как социальная педагогика.

Значит, на своей собственной основе и на базе всех других общественных феноменов формируется педагогическая деятельность вообще, а следова­тельно, и сопровождающая ее форма общественной психики, в том числе соз­нания и теории.

Педагогическая психика (духовность) отражает объективные законы педагогической сферы общества, или по-другому: объективные законы обучения, воспитания и перевоспитания, то есть формирования и развития лич­ностей. Основными понятиями данной формы духовности являются педагогические законы, личность как система, социальные качества личностей, одно- и многостороннее развитие человека, гармоническая и дисгармоническая, фор­мирующаяся и деградирующая личность, педагогические технологии и т.п.

Здесь велика роль принципов диалектики (например, системности), гуманизма, демократизма, справедливости, единства обучения и воспитания в совместной деятельности, норм тактичности, требовательности, личного примера воспитателя и преподавателя.

Педагогике как системе теорий воспитания подчиняется обыденные не­профессиональные педагогические знания, их здравый смысл, предрассудки, педагогические чувства, эмоции и воля. В педагогической психике связаны сознательное, бессознательное и интуитивное. Последнее обязательно для хорошего (значит, и культурного) педагога.

С отделением умственного труда от физического появились первые пе­дагоги - полупрофессионалы от политики, права, этики. Так, Конфуций со­вмещал в себе педагога этика и этика-политика. Настоящими педагогами были воспитатели царствующих особ: Аристотель - Александра Македонского, Сенека - Нерона и др. Близки к ним советники глав государств различных эпох, такие, как Н. Макиавелли, внесший вклад в складывающуюся политологию и развивающий в эпоху Возрождения общую и политическую этику, первым европейским специалистом по фундаментальной и прикладной педагогике считается Я.А. Коменский.

В России заслуживают уважения такие теоретики и практики, как В.А. Жуковский (наставник Александра II), К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко (чьи заслуги никак не закрыть ярлыком «сталинист»), В.А. Сухомлинский, современные школьные и вузовские новаторы.

Благодаря педагогической культуре общество самоформируется, возобновляется. Она лишний раз подтверждает, что общество не набор личностей, а система их отношений и общения.

 

 

1) Давайте разберемся, что к чему. Допустим, у нас есть абстрактный IT-работник, очень сильно смахивающий на программиста, который будет создавать не менее абстрактный продукт в некой компании таких же абстрактных работников. Первое, что сделал бы оценщик середины 19 века, это вывел вполне четкие показатели труда. И были бы это время и количество кода. Чем больше кода создает работник, при минимальных временных затратах, тем более эффективный работник. Все это хорошо, но это не работает.

А не работает это потому, что сложность задач разная. Одну задачу можно решать две недели, вторую 15 минут. Ага, значит нам надо изменять формулу оценки. Давайте возьмем некий коэффициент сложности задачи будем умножать на него количество кода. Чем больше сложного кода за меньший промежуток времени делает работник, тем он эффективнее. Формулировка отличная, только за более длительный промежуток времени работник может выполнять две легкие задачи, две тяжелые, одну средней сложности. Это серьезно понижает его эффективность, судя по формулировке.

Как бы мы не пытались ходить вокруг да около, толк от этих рассчетов будет нулевым. Проблема кроется в показателях. Если время еще можно использовать, то количество кода — нет. Это вообще не показатель эффективности.

Многие компании, на заре развития IT-отрасли, пытались платить за количество строк, которые написал программист. Кто-то смекнул, что писать можно работающую лабуду с ужасным количеством лишнего кода. Деньги за количество символов платят, а не за качество или эффективность кода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.