КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи музыкального воспитания детей
Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи: ♦ развивать музыкальность ребенка; ♦ обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку; ♦ развивать художественно-творческие способности. Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи. Рассмотрим первую задачу. Как следует понимать музыкальность? Это ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон: ♦ эмоциональной отзывчивости - умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием; ♦ развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различения главных компонентов в звуковой ткани произведения. Обе стороны музыкальности находятся в неразрывном единстве и воспитываются одновременно. Благодаря развитию музыкальности дети начинают тоньше чувствовать музыкальные образы - прообразы окружающего их мира. А это, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окружающей жизни, в формировании эстетических оценок, художественного вкуса. Музыкальность ребенка воспитывается путем его активной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляется сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать. Они перестают быть безучастными. Настроения, переданные в музыке, вызывают у них ответные переживания. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости различны. Необходимо продуманными методическими приемами привлекать детей к непосредственному исполнению музыкальных произведений, к участию в танцах, играх. Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Чем чаще ребенок слушает знакомые музыкальные произведения, тем более активным и целеустремленным становится он в музыкальной деятельности. Более осознанному восприятию музыки помогает беседа педагога. Использование им на занятиях игрушек, картинок, поэтического и образного слова углубляет переживания, вызванные музыкой. Так развивается эмоциональная отзывчивость и наряду с ней более тонкое слышание музыки. Остановимся на вопросе восприятия ребенком музыкального произведения. Восприятие искусства представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость - проявление эмоции при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму. Восприятие музыки формируется с раннего детства. Накоплению эмоционально-музыкальных впечатлений способствуют пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки. К 7 годам ребенок переживает и осмысливает содержание музыкальных произведений. Эстетическое восприятие предполагает сочетание трех основных компонентов: эмоциональности, сознательности и воображения. Вне эмоционального отношения к воображаемому не может быть и эстетического восприятия музыки. Когда ребенок воспринимает произведение, у него остается след в сознании - образ произведения в целом. При повторном слушании музыки развиваются музыкальные представления. Дети младшего дошкольного возраста узнают знакомую музыку, различают ее по характеру и по простейшим жанрам (марш, пляска, колыбельная), но не умеют выразить это словами. В четырех-пятилетнем возрасте дети более дифференцированно воспринимают характер, форму и средства выразительности музыкального произведения. На вопросы педагога дают словесные ответы. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, напев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения. Итак, задача формирования музыкального восприятия решается путем: ¨ отбора музыкального материала, разнообразного по тематике; ¨ систематизации методических приемов воспитания и обучения; ¨ постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств выразительности и формы. Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать ее звуковую ткань. Это умение развивается путем проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности. Ребенок начинает разбираться в своеобразном языке музыки - характере мелодии в связи с образами действительности или ее эмоциональным настроением (лирическим, тревожным, бодрым, взволнованным и т. д.). Чтобы вызвать активную деятельность детей, педагог при помощи образного или поэтического слова раскрывает содержание песни, игры, пьесы для слушания, активизирует воссоздающее воображение ребенка - вызывает в нем образы, вовлекает его в «мысленное действие» в соответствии с действительным или предполагаемым сюжетом музыкального произведения. В результате этого восприятие музыки ребенком становится эмоционально-осмысленным, формируется музыкальный вкус. Процесс формирования музыкального вкуса включает следующие этапы: ♦ восприятие музыкального произведения в целом; ♦ осмысление его содержания; ♦ исполнение произведения, если оно возможно; ♦ простейший анализ музыкального произведения. Практически он проявляется: а) в оценке произведения; б) в стремлении слушать произведения, отвечающие высоким художественным требованиям; в) в испытании эстетического наслаждения от восприятия и исполнения этих произведений. Одновременно в активной музыкальной деятельности детей развиваются их музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности. Основными музыкальными способностями считаются те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. По мнению психолога Б.М. Теплова, таких способностей три: 1. Ладовое чувство; 2. Музыкально-слуховые представления; 3. Музыкально-ритмическое чувство. Ладовое чувство - это способность эмоционально воспринимать музыку. Она проявляется в любви к слушанию музыки, в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации. Музыкально-слуховое представление - это способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти. Музыкально-ритмическое чувство - способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении. Здесь проявляется координация слуховых и двигательных центров. Разные музыкальные способности развиваются у детей неодинаково. Может отставать проявление всех способностей. Педагог в процессе обучения обязан выяснить, под влиянием каких факторов это происходит - неблагоприятных анатомо-физиологических задатков, несобранности внимания, стеснительности и т. д., и принять меры к их устранению, в частности, позаботиться о музыкальном окружении такого ребенка, систематически проводить с ним индивидуальную работу. Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая элементарная задача, стоящая перед ребенком. Поэтому процесс обучения имеет решающее значение в деле развития и воспитания музыкальности. Рассмотрим вторую задачу музыкального воспитания детей. Для того, чтобы добиться ее успешного осуществления, необходимо систематически работать над развитием детского голоса и чувства ритма, формированием певческих навыков, воспитанием у детей слухового внимания. Дети должны сосредоточенно и сознательно воспринимать музыку в процессе слушания. Когда ребенок поет, двигается, происходит как бы упражнение его органов чувств. Чтобы обучение ребенка шло успешно, надо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся задатки. Важно обратить внимание на строение слухового аппарата ребенка, рта и носовой полости, речедвигательного аппарата, на свойства нервной системы. Организм ребенка дошкольного возраста очень пластичен и легко поддается воздействию обучающего. В процессе обучения необходимо следить, как выполняет задания вся группа детей и каждый ребенок в отдельности, т. е. осуществлять индивидуальный подход. Если тот или иной ребенок не справляется с заданиями, нужно выяснить, в силу каких причин это происходит. Иногда наблюдений музыкального руководителя и воспитателя бывает недостаточно. В таких случаях следует проконсультироваться с врачом, побеседовать с родителями. Педагог должен стремиться к тому, чтобы самыми различными методическими приемами добиваться от каждого ребенка более тонкого слышания музыки, более четкого пения и согласованности движений с характером музыкального произведения. В процессе обучения надо воспитывать у ребенка умение преодолевать возникающие трудности, желание самостоятельно выполнять задания. Музыка, звучащая на занятии, в зависимости от своего характера воздействует на ребенка возбуждающе или успокаивающе. Она организует возбужденного ребенка, привлекает к деятельности стеснительного, заторможенного. Подвижность нервной системы ребенка развивается путем смены видов деятельности, изменения характера музыки. При целенаправленном воздействии педагога ребенок активно воспринимает музыку, начинает лучше петь и двигаться, что позволяет ему своевременно усвоить содержание программы. Рассмотрим третью, наиболее сложную задачу музыкального воспитания - развитие художественно-творческих способностей ребенка. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения - активной целенаправленной деятельности. На музыкальных занятиях детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождает их внимание и силы для творческой деятельности. В пении творческие проявления выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации коротких попевок и развернутых мелодий на заданный текст. Предлагаемые педагогом тексты должны быть краткими (не более 4 строк) и образными. В игре на металлофонах продуктивное творчество проявляется в сочинении детьми шести-семи лет несложных жанрово-определенных мелодий - маршевых, плясовых, колыбельных. Как показала практика, дети шести-семи лет могут самостоятельно придумывать музыкально-дидактические игры, проводить их, используя в качестве дидактического материала детские музыкальные игрушки и инструменты. Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен под пение педагога; исполнении танцев, сочинении плясок-импровизаций; инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов. В музыкально-ритмической деятельности, отвечающей активной природе ребенка, ему значительно легче, чем, например, в пении, проявить инициативность в передаче характера музыкального произведения, в отображении тех или иных музыкальных образов. Овладев техникой выполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает плясовые движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением. В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка в последние десятилетия рассматривали следующие ученые: Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, П.А. Чичерина, К.В. Тарасова, Л.В. Горюнова, Г.С. Ригина, А.Н. Зимина. В их исследованиях отмечается, что процесс воспитания и развития творческих способностей ребенка протекает в тесной взаимосвязи с обучением умению воспринимать художественный образ данного произведения. Творческие способности детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, в ходе выполнения сначала простых, а затем более сложных творческих заданий. Таким образом, задачи музыкального воспитания осуществляются путем активной музыкальной деятельности детей в процессе их обучения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 98; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |