Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые явления в драме и их теоретическая защита 2 страница




В теории Маджи Аристотелю «...была приписана мысль, что трагедия действует как произведение, ставящее себе исключительно моральную задачу, очищение от «грехов». И цель поэтического произведения, формулированная таким образом, была обобщена. Только не было сказано, кому дано формулировать содержание этих моральных задач. Но это было уже дело сравнительно про­стое в гуще контрреформационных и контрренессансных настрое­ний» 163.

Таким образом, именно вокруг толкования очищения стали кри­сталлизоваться два главных направления теоретической мысли — то, которое боролось за сохранение ренессансного гуманизма, и то, которое приспосабливало его к требованиям религиозной, политиче­ской и идеологической реакции.

Позицию Маджи принял, углубил и довел до ее логического завершения его друг Бенедетто Варки. Недаром его лекции, про­читанные еще в 1553—1554 годах, были опубликованы в период пол­ного господства антиренессансной реакции в Италии— в 1590 году. Как пишет А. Дживелегов, «Варки прибегнул к помощи Фомы Аквинского, столпа схоластической философии. Фома говорил: «Все, созданное под небом, создано и устроено для человека, чтобы помочь ему достигнуть совершенства и счастья; а так как поэзия — одно из таких созданий, мы можем утверждать, что цель поэзии — делать человека совершенным и счастливым. Поэтому ясно, что главнейшая задача всякого поэта — вести человека к счастью. И тот, кто думает, что поэт может обойтись без моральной и граж­данской философии, ошибается точно так же, как тот, кто думает, что художник может работать без кисти и красок». А в применении к Аристотелю и его учению о катарсисе теперь у Варки это звучит так: «В этих словах (т. е. в формуле о катарсисе.— А. А.) философ • устанавливает главную задачу в том, чтобы привести людей через посредство добродетели к совершенству и счастью». И дальше: «Я понимаю под этими страстями не сострадание и страх, как думают некоторые, а страсти, порождаемые гневом и сладострастием». Так Фома Аквинский вытеснил Аристотеля, а учитель морали Мад­жи вытеснил бедного гедониста Робортелло, ибо «некоторые» — это именно она, контрреформационная установка в целом, вытеснила ренессансную. И это уже окончательно. А чтобы новое положение стало незыблемым, новый философ занимается перестраховкой.: «И скажу еще, что науки и искусства которые вместо того, чтобы помогать жизни, наносят ей вред, должны быть осуждаемы и нака­зуемы законами». Таким образом, теория поэзии ставит трагедию под неуловимые санкции государства и церкви. И все это делается именем Аристотеля» 154.

Скалигер (1561) примыкает к реакционной тэнденции в эстетике. По его мнению, задача всей поэзии, в том числе драматической, этическая. Недостаточно потрясти зрителей изображением ужасов. Цель поэта — поучать, трогать и доставлять наслаждение. Но о наслаждений он говорит вскользь, видя в нем скорее средство для достижения главной цели поэзии — нравственного усовершенство­вания. Люди должны научиться вести себя в жизни лучше, самая их жизнь должна быть правильнее устроена и, наконец, поэзия должна помочь формированию добродетельных характеров166. Нрав­ственные цели поэзии сочетаются с политическими. «Ее задачи — ближайшим образом нравственные, но это не освобождает ее от государственного контроля: «Поэзия — тут опять слышатся пере­певы Варки — часть политики, которая в ином облике и в иной окраске подчиняется законодателю»156.

О позиции Минтурно ученые высказывают разные суждения. Ипингарн считает его последователем Скалигера 157. Хетеуэй видит нем продолжателя Робортелло158. Дживелегов считает, что з первой книге «О поэте» (1559) Минтурно «излагал свои мысли, не зглядываясь ни на какие установки», а позже под влиянием реакции написал «Поэтическое искусство» (1564), «где все стало на место, как требовалось к вящей славе Аристотеля, исправленного и до­полненного благочестивыми усилиями Маджи и Варки»159.

Б. Вайнберг, сравнивая оба трактата, пришел к выводу, что «сочинение на итальянском надо рассматривать как параллель трактату на латыни; на протяжении последнего предполагается, что мы читаем продолжение и переложение, опирающееся в своих философских основах на предшествующее сочинение»180.

Для того чтобы решить вопрос о позиции Минтурно, обратимся к его высказываниям. В трактате «О поэте» он пишет, что избавиться от дурных страстей или приглушить их можно, возбудив другие, столь же бурные страсти. Очищающее воздействие производят сострадание и страх. «Есть ли что-нибудь еще, кроме сострадания и страха, что в такой же степени способно преодолеть силу гнева, притушить жажду денег, уменьшить стремление к почету, пода­вить жажду власти, сдержать стремление к вредным наслаждениям, держать в узде любую неукротимую страсть?» Иначе говоря, состра­дание и страх очищают не от сострадания и страха, а от подобных, вернее других страстей, как это понимали и Маджи, и Варки. Минтурно тут же повторяет эту мысль: «И разве тот, кто одержим безумной жаждой мести, власти, обладания, если в нем возбудить сострадание и страх перед лицом чужих бедствий, не очистит свою душу от волнений, причиненных этими несчастьями?»161.

Продолжая свое рассуждение, Минтурно добавляет: «Вспоми­ная несчастья других, мы не только легче переносим наши собствен­ные, сохраняя спокойствие, но становимся также более благоразумными,дабы избежать подобных бед»162. ЭтоужеближекРобортелло, чем к Маджи и Варки.

Обратимся теперь ко второму трактату. В «Поэтическом искус­стве» Минтурно пишет, что трагедия трогает изображением «ужас­ных, плачевных и неожиданных событий, таких, как жестокая смерть Ипполита, буйное безумие Геркулеса, вызывающее состра­дание, злосчастное изгнание Эдипа»163. Во всем эта есть, однако, польза, ибо «... и страх, и сострадание, доставляя нам удовольствие, очищают нас от подобных страстей, потому что более, чем что-либо другое, они сдерживают неукротимые страсти человеческой души, послужившие причиной несчастья. И воспоминание о больших несчастьях других не только быстрее и лучше подготавливает нас к тому, чтобы переносить наши собственные [несчастья!, но дают мудрость и умение, помогающие избежать подобное зло». Как видим, и в первом и во втором трактате дословно говорится одно и то же.

Минтурно сравнивает катарсис с гомеопатическим лечением: «Врач, исцеляя сжигающий яд болезни ядовитым же лекарством, обладает не большей силой, чем трагический поэт, который очищает душу от мощных потрясений силой страстей, выраженных в чару­ющих стихах» 164. Это же сравнение есть и в первом трактате. Мин­турно далее сравнивает катарсис в трагедии с физическим напря­жением, закаляющим тело, и опять добавляет: «если мы часто слышим и видим в театрах то, что сильно возбуждает и страшит нас, наш дух приучается легче переносить удары судьбы» 165.

Более того, Минтурно считает, что никакая наука по силе воз­действия на человеческую душу не может сравниться с трагической поэзией, ибо она «...изображает нам человека как в ярком блестящем зеркале, и тот, кто видит в этом зеркале природу вещей и разно­образие жизни, а также слабость человека, не впадает в отчаяние, ибо, тщательно поразмыслив, он проникается желанием поступать как мудрый человек, и если судьба будет неблагоприятна к нему, он сможет утешаться трояким образом. Во-первых, потому, что он уже давно предчувствовал, что беда может обрушиться на него, а такая мысль является самым лучшим средством, чтобы освободить душу от страданий. Затем, потому, что он понимает, что люди должны уметь переносить несчастья, происходящие с ними. На­конец, потому, что, как он знает, нет иного зла, кроме греха, и ничто не может считаться грехом, кроме того, что исходит из воли самого человека» 1в6.

Минтурно, как он сам это подчеркивает, отвергает здесь обви­нения Платона, направленные против трагедии, и становится на сторону Аристотеля. Но перед ним стоит также выбор между двумя современными ему толкованиями воздействия трагедии и катарсиса. Приведенные высказывания свидетельствуют о том, что Минтурно пытался примирить точки зрения Робортелло и Маджи — Варки. Таковы основные точки зрения на очищение, высказанные те­оретиками драмы середины XVI века.

§ 3. Кастельветро

Особое место среди теоретиков драмы середины XVI века занимает Лодовико Кастельветро, автор перевода и комментария к «Поэтике» Аристотеля, опубликованных в 1570 году. «Вэпоху, когда человек, хотевший свободно мыслить, должен был твердо помнить об инквизиции, когда на всякого смелого писателя обрушивались об­винения в лютеранстве со всеми вытекающими из них последстви­ями, Кастельветро говорил и писал дерзко, словно щеголяя озорст­вом, и не раз попадал в беду» 167,— пишет А. Дживелегов.

Известно, что в историю литературы Кастельветро вошел как один из основателей общеевропейского классицизма. Действительно, его поэтика имела большое влияние на теоретическую мысль конца XVI и особенно XVII века. Определившееся в силу этого отно­шение к Кастельветро нуждается в серьезных поправках. Если его теории использовались потом для подтверждения ограничительных тенденций в литературе, то для своего времени Кастельветро был большим вольнодумцем.

Это проявилось уже в его отношении к авторитету Аристотеля. «Поэтика для него отнюдь не «священное писание» об искусстве поэзии, а первый набросок трактата, не обработанный самим авто­ром и не доведенный им до конца168. Поэтому Кастельветро отнюдь не намерен относиться с трепетом ко всякому слову Аристотеля. Признавая его величайшим мудрецом древности, он тем не менее оставляет за собой право исходить из существа дела, а не из текста Аристотеля, принимая его лишь тогда, когда истинность утвержде­ний мыслителя может быть подтверждена реальным опытом.

Спингарн, насколько я могу судить, первым отметил тот факт, что построения Кастельветро были обусловлены реальной практикой театра168. Дживелегов следующим образом характеризует эту сто­рону воззрений итальянского теоретика: «Теоретические тезисы Аристотеля нельзя прилагать к любому литературному и в част­ности драматическому произведению. Они выросли из анализа атти­ческих трагедий, и брать мысли Аристотеля в качестве общетеоре­тических норм можно лишь постолько-поскольку. И как бы для того, чтобы подчеркнуть еще раз важность исторических критериев, Кастельветро устанавливает еще одно положение, тоже совершенно новое. «В «Поэтике» Аристотеля, там, где речь идет о драме, неиз­менно имеется в виду и театр, аттический театр со всей его специ­фикой. Поэтому, говоря о теории драмы Аристотеля, нельзя упус­кать из виду то, чем был в его дни аттический театр. Такой вывод вызывает необходимость, когда мы начинаем строить теоретические положения, подобно Аристотелю, опираться на анализ некоего живого театрального организма. Кастельветро к этой мысли пришел очень логически, но дальше оказался в затруднении, ибо в Италии живого театрального организма не существовало, и анализу опе­реться было не на что» 17°.

Кастельветро, однако, нашел выход из этого затруднения. Он исходил из представления, что если бы такой театр существовал, то в нем была бы публика. Публика-то по крайней мере существовала, хотя народного театра не было. Эту публику, ее кругозор, понятия, представления и верования Кастельветро избрал критерием для искусства вообще и драмы в частности. При этом публика, которую имеет в виду Кастельветро, это не элита его времени, не аристокра­тия, не ученые, а простой народ. Кастельветро решительно заяв­ляет: «поэзия была создана для удовольствия необразованной массы и для простого народа, а не для удовольствия образованных»171. В другом месте он еще более бескомпромиссно заявляет, что по­эзия была создана «для грубой толпы и для простого народа, не по­нимающего причин, различий или доводов, слишком тонких для понимания невежд, — которыми, однако, пользуются философы в исследовании истины и художники в установлении правил искусств» 172.

Это не означает, однако, что нет никакого критерия для истин­ного искусства. Такой критерий имеется. Это — правдоподобие. Явления искусства соотносятся им непосредственно с действитель­ностью. Публика, на которую рассчитывает Кастельветро, лишена воображения. Она понимает искусство буквально, и поэтому теоре­тик приходит к своего рода натурализму. Если бы у публики было воображение, она поверила бы многому, чего она не знает. Но так как она им не обладает, то она считает верным лишь то, что соот­ветствует ее жизненному опыту.

Исходя из этого, Кастельветро определяет различные категории событий, действий и поступков. Б. Вайнберг сводит рассуждения Кастельветро к следующей схеме:

I. События возможные, действительно имевшие место. А. Естественные события:

1. Соответствующие обычному ходу вещей. 2. Противоречащие обычному ходу вещей (чудовищные и необыкновенные происшествия). В. События случайные.

1. Происходящие по воле случая или судьбы.

2. Происходящие по воле людей.

II. Возможные события, еще не случавшиеся.

(подразделы такие же, как и в группах А и В выше) т.

События естественные, принадлежащие к категории I, состав­ляют достояние истории и подходят для трагедии, а также для эпической поэзии. Историческое подходит для трагедий еще и в том смысле, что публика, которую имеет в виду Кастельветро, не в состоянии представить себе королей, которые не существовали на самом деле. Но поэтическое произведение не может состоять из одних исторических событий, иначе оно превратится просто в историю.

События возможные, отнесенные к категории II, имеют более всеобщее значение. Они скорее всего подходят для поэзии вообще, ибо любые поэтические произведения содержат события, которые не имели места в действительности.

Исторические происшествия ни у кого не вызывают сомнения. Достаточно знать, что эти события были. В этом их достоверность. Иначе обстоит дело с поэтическими вымыслами. Как же можно дока­зать их правдоподобие?

Для правдоподобия возможных событий нужны три условия:

1) они должны быть подобны событиям, действительно имевшим место;

2) они должны быть похожи на события сами по себе мало­вероятные, но тем не менее случившиеся;

3) отдельные элементы этих событий должны быть похожи на детали событий, в разных случаях происходивших с теми или иными людьми 174.

Как заметил Б. Вайнберг, говоря о творчестве, Кастельветро руководствовался не столько внутренними художественными прин­ципами, не соображениями структурного характера, а именно соот­ношением элементов произведения с фактами реальной действитель­ности175. Требования натуральности, правдоподобия, достоверности и привели его к формулированию правила трех единств, о чем уже говорилось раньше. Они были выведены Кастельветро отчасти из по-своему понятых свидетельств и утверждений писателей антич­ности, но в большей степени из принципа правдоподобия произве­дения искусства, предназначенного для публики, не разбирающейся в тонкостях и якобы не приемлющей ничего «неестественного» и неправдоподобного. Иначе говоря, правила единств Кастельветро сформулировал не из слепого подражания античности, а руковод­ствуясь разумом. Именно это, вероятно, особенно привлекло к нему впоследствии внимание писателей и теоретиков XVI! века, для ко­торых он стал одним из главнейших авторитетов в вопросах теории драмы.

Самым большим вольномыслием Кастельветро было то, что он отрицал нравоучительную задачу искусства. Он заявляет, что «поэ­зия была создана исключительно для того, чтобы доставлять удо­вольствие и служить развлечением»176. Он отвергает, как неправиль­ную, концепцию морального назначения искусства, утверждение о его утилитарности. «Те, кто настаивают, что поэзия была создана для пользы или для пользы и удовольствия вместе, должны опа­саться, что они могут оказаться в противоречии с авторитетом Аристотеля, который здесь (т. е. в «Поэтике», 1459а) и в других местах предписывает только цель доставлять удовольствие; и если он указывает на пользу, то делает это случайно, как тогда, когда он говорит, что трагедия очищает посредством страха и со­страдания»177.

Как же Кастельветро понимал катарсис? Из того, что мы знаем о его взглядах, со всей очевидностью обнаруживается, что понятие очищения должно было прийти в противоречие с гедонистическим пониманием искусства, которое утверждал Кастельветро. Какая-то польза ведь все же была в трагическом очищении. Как же решил эту проблему Кастельветро? Вот его пространное рассуждение о катарсисе: «Удовольствие, присущее именно трагедии, проистекает из страха и сострадания, возникающих при виде перехода от счастья к несчастью из-за ошибки, совершенной человеком не вполне хоро­шим и не совершенно плохим. Всякий может спросить: что же это за удовольствие, которое мы получаем, видя, как хороший человек незаслуженно оказывается лишенным благополучия и ввергнутым в несчастье, ибо ведь разум говорит, что это должно было бы доста­вить нам не удовольствие, а наоборот, вызвать огорчение. Нет со­мнения, что под словом удовольствие Аристотель понимал очищение и избавление человеческих душ от страха, достигаемое посредством подобных страстей... Это очищение и избавление, если они, как он утверждает, происходят от подобных страстей, могут быть наилуч­шим образом определены как hedone, то есть удовольствие или наслаждение, и это же можно назвать пользой, поскольку с помощью горького лекарства достигается душевное здоровье. Удовольствие от сострадания и страха, действительно являющееся удовольствием, это то, что мы называли непрямым удовольствием. Оно возникает оттого, что, испытывая неудовольствие несчастьем другого, неспра­ведливо выпавшим на его долю, мы сознаем, что мы — хорошие люди, ибо чужое несчастье огорчает нас; сознание этого доставляет нам очень большое удовольствие, так как мы естественно любим себя. К этому удовольствию добавляется другое, тоже'немалое, а именно то, что, видя беспричинное несчастье, обрушившееся на дру­гого, которое может приключиться и с нами и подобными нам людьми, мы молча и невольно усваиваем, что подвержены разным несчастьям, и перестаем думать, будто все в мире течет спокойно. Это доставляет больше удовольствия, чем если бы другие многословно поучали нас о том же. Живой опыт происходящего просвещает наши умы лучше, чем слова любого учителя, и нам доставляет большее удовольствие то немногое, что мы постигли сами, чем мно­гое, которому нас учат другие, ибо у других ничему нельзя на­учиться, не признав сначала себя невеждами в том, что мы хотим узнать, и не оказавшись обязанными тем, от кого мы узнаем это. Может быть, именно это имел в виду мудрец, сказавший, что лучше идти в дом, где оплакивают, чем в дом, где пируют» 178.

Мы вполне согласны с А. Дживелеговым, когда он пишет, что Кастельветро «...объявил все разговоры о катарсисе несуществен­ными и бесплодными. Творчество поэта доставляет радость, и тео­рия должна вскрывать механику этого процесса»179. Как видно из приведенного рассуждения Кастельветро, само по себе очищение посредством сострадания и страха его не интересует. Его интересует, что побуждает нас испытывать удовольствие, когда мы видим, как страдает другой, в данном случае герой трагедии. Вчитавшись в текст Кастельветро, нетрудно заметить, что зрители, публика не испытывают в действительности страха. Они испытывают удоволь­ствие, сочувствуя несчастью другого, и еще больше довольны собой, сознавая, как они хороши, что могут сочувствовать. Второй элемент удовольствия связан с познанием, причем эта сторона удовольствия совсем уже далека от существа трагического. Зрители довольны тем, что обретают понимание жизни не посредством поучения, а наглядно, от спектакля. Отметим, что Кастельветро изменяет себе, забывая, что если публика довольна, освободившись от обязанно­сти быть благодарной учителям житейской мудрости, то это не означает, что она может быть благодарна самой себе. Ведь трагедия написана поэтом и представлена актерами. Как мы знаем, в удо­вольствии, получаемом от театра, наслаждение мастерством драма­турга и актеров играет немалую роль.

Идеологическое значение трактовки катарсиса Кастельветро точно и выразительно охарактеризовано Дживелеговым: «Пункт о катарсисе был исходной точкой всей моральной и общественной философии католической реакции и, следовательно, идейным оправ­данием реакционной политики государства и церкви. Отрицая его значение, Кастельветро как бы отнимал у контрреформы идей­ную санкцию» Дживелегов дает совершенно точную характеристику взглядов Кастельветро по вопросу о назначении поэзии. «Поэт,— говорит Кастельветро,— не философ и не ученый. И, наоборот, фило­соф и ученый — чаще всего плохой поэт, например Лукреций у древних, Фракасторо в современной^литературе. Поэт не должен стремиться открывать научные истины. Он лишь воспроизводит (подражает, говоря термином Аристотеля) деяния людей и достав­ляет удовольствие народу, необразованному большинству, для ко­торого наука и философия — книга за семью печатями. Если мы признаем, что наука и философия являются подходящими темами для поэзии, это будет значить, что она не ставит себе целью достав­лять удовольствие и не имеет в виду широких народных масс, а предназначается только для поучения, притом избранного мень­шинства, такого, которое может разбираться в вопросах науки и философии.

Так ренессансный гедонизм впервые сочетается с демократиче­скими нотками...»181

Кастельветро завершает то, что начал Джиральди Чинтио. Напомним, что Джиральди Чинтио считал возможным отклонение от предписаний древних авторитетов. Кастельветро, как мы видели, еще больше освободился от рабского следования положениям ан­тичных трактатов по поэтике. Но полностью и он не отрекся от Ари­стотеля и Горация. Мы наблюдаем в его позициях то же сочетание классицизма и отталкивания от него, которое отметили у Джиральди Чинтио. Задолго до утверждения рационализма XVII века Кастель­ветро стремился найти именно рациональное объяснение правилам «Поэтики». Это и сделало трактат Кастельветро столь приемлемым в эпоху классицизма, которая, скажем это, забегая вперед, отнюдь не отличалась слепым преклонением перед классической древно­стью, а сознательно создала новое искусство и новую теорию для оправдания его.

Но до классицизма XVII века еще далеко. Непосредственно для своего времени труд Кастельветро означал, что теория вместе с практикой драматургии искала новых путей для драматического искусства. Однако вольномыслие Кастельветро приходило в про­тиворечие с политическими, религиозными и идеологическими тенденциями данного периода.

Период 1540—1570 годов в драматургии и ее теоретическом осмыслении характеризовался распадом ренессансной целостности, обнажением противоречий, их конфликтом и, вместе с тем, сосуще­ствованием. Яснее всего двойственность этого периода проявилась в поляризации принципов моральной пользы искусства и удоволь­ствия. Теория катарсиса была полем столкновения этих двух тен­денций. Конфликт и противоречия не получили решения в данный период. Это произошло в годы, завершающие XVI столетие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.