КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные войны и возможный характер военных угроз для России
Современные средства поражения вероятного противника и возможные медико-санитарные последствия их применения. Финансирование мероприятий по гражданской обороне. Финансирование мероприятий по гражданской обороне согласно Статьи 18 Федерального закона «О гражданской обороне» осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Дополнением данного положения служит Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 года N 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне». Правительство постановило, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено данным постановлением, финансируются: бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Глава III
Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что начало XXI века будет характеризоваться проявлением во внутригосударственных и международных отношениях двух главных тенденций. Первая - выражается в отходе от военно-силовой политики к развитию отношений доверия и сотрудничества в военно-политической области, в стремлении именно на этой основе упрочить национально-государственную и международную безопасность. Вторая - противоположная тенденция, заключающаяся в расширении причин и поводов для использования военно-силовой политики. Кризисный характер экономического развития большой группы государств мира, реальный рост социального разрыва между экономически развитыми государствами и странами с отсталой экономикой, провоцируют политические режимы некоторых государств к попыткам решения экономических и политических внутренних и межгосударственных проблем вооруженным путем. Кроме того, амбиции отдельных крупнейших экономически развитых государств в стремлении к региональной гегемонии также подталкивает их к проведению военно-силовой политики. Данная тенденция проявляется в объективных причинах: - нарастание дефицита сырья и энергии в развитых странах мира; - перенос социально-классового противостояния в мире в область национальных противоречий; - усиление борьбы за лидерство в установлении нового экономического порядка в регионах и мире в целом; - выход на политическую арены сил, исповедующих терроризм как способ изменения мирового порядка; - нарастание потребности в реформировании существующего миропорядка путем изменения статуса новых мировых держав. Указанные противоречия между государствами и народами будут толкать существующие радикальные и экстремистские движения на силовые действия. Появление новых центров финансово-экономической мощи в Европе, Азии и на Ближнем Востоке также, бесспорно, провоцирует применение силы в переделе мира. Следовательно, даже окончательный уход в прошлое рецидивов "холодной войны" не означает, что из международной практики будет исключено военно-политическое противостояние. Отказ от идеологического противостояния не отменит геополитических интересов, а также национальных приоритетов во внешней политике любого государства Переходя к анализу угроз безопасности России, следует остановиться в первую очередь на источниках военной опасности, которые при определенных условиях могут перерасти в военные угрозы различного масштаба (глобального, регионального и локального). Глобальная военная опасность для России исходит, и будет исходить от стран, обладающих стратегическим ядерным оружием (США, Китай, Франция, Великобритания, Пакистан). В свою очередь и Россия, обладающая стратегическим ядерным оружием, является источником глобальной военной опасности по отношению к другим государствам мира. В то же время, военно-стратегическая обстановка в мире показывает, что потенциальная военная опасность в глобальном масштабе реально уменьшается и имеет все позитивные тенденции к дальнейшему снижению. Страны, обладающие стратегическими ядерными вооружениями, стремятся к снижению глобальной военной опасности. Кроме того, складывающиеся отношения России и США с Китаем, Францией и Великобританией позволяют сделать вывод об уменьшении взаимной глобальной военной опасности для России на данном этапе. Таким образом военно-стратегическая обстановка в мире начала XXI характеризуется тенденцией к снижению существующих для России военной угрозы со стороны стран, обладающих стратегическим ядерным оружием. Так же и со стороны России - этим странам. К характерным особенностям современных войн сегодня можно отнести: - применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных; - сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями; - широкое использование криминальных (и регулярных) формирований; - скоротечность военных действий (30-60 суток); - избирательность поражения объектов; - повышение роли дальних дистанционных боев с применением высокоточных радиоуправляемых средств; - нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще критических элементов объекта экономики); - сочетание мощного поражения, политико-дипломатического, информационно- психологического и экономического воздействия. Источниками потенциальной региональной военной опасности России и других стран СНГ являются также Турция и Иран, которые способны в отдельности создать достаточно мощные группировки войск против северных соседей. Такая же обстановка складывается и на Дальнем Востоке, где не только суммарная военная мощь США, Японии становится многократно больше, чем у России, но и индивидуальная мощь каждого государства сопоставима с возможностями России в регионе. Кроме того, источником региональной военной опасности служат усиливающиеся территориальные и конфессиональные противоречия. В частности, можно прогнозировать, что к России могут быть предъявлены территориальные претензии со стороны Германии (Калининградская обл.), Финляндии (Карелия и часть территории Карельского перешейка.). Не исключено обострение отношений на почве территориальных претензий со стороны государств бывших Прибалтийских республик. Особенно опасно то, что, создавая свои национальные вооруженные силы руководство прибалтийских государств не скрывает своего стремления интегрироваться в НАТО. Рассматривая региональную военную опасность на почве территориальных претензий к России и другим странам СНГ, нельзя не отметить стремления определенных кругов Ирана на воссоединение бывшего Советского Азербайджана с Иранским Азербайджаном. Особую опасность могут приобрести территориальные претензии Китая, который быстро набирает темпы в наращивании экономической мощи, обладая при этом неисчерпаемыми людскими ресурсами. Уже сейчас в военной доктрине Китая господствует тезис, что по мере роста комплексной мощи государства (экономика, научно-технический прогресс и военная мощь) будет осуществляться концепция ''стратегических границ и жизненного пространства", которые должны перемещаться адекватно росту "комплексной мощи государства" до рубежей, в пределах которых страна с помощью военной силы может осуществлять свои интересы. Тем самым обосновываются будущие территориальные претензии. Удовлетворение требований Японии, о территориальных претензиях Японии на четыре южных острова Курильской гряды, может подтолкнуть к геополитическим изменениям в мире. Факт уступок нажиму Японии может стать первым камнем лавинообразного процесса предъявления жестких территориальных требований к России практически во всех приграничных районах. Остановить этот процесс в будущем бескровным путем в определенных условиях может оказаться невозможным. В то же время региональные военные опасности различного характера сглажены до определенной степени двусторонними соглашениями (экономическими, пограничными, военными, культурными и т. д.) и практически не переросли в военную угрозу для России, хотя и обладают большим взрывным потенциалом. По отношению к глобальной и региональной - локальная военная опасность, имеет в настоящее время более подвижный характер, более выраженные и конкретные симптомы противоречий и менее короткий процесс по времени перехода к непосредственной военной угрозе или к вооруженному конфликту. Локальная военная опасность России практически существует по всему периметру границ России с государствами дальнего зарубежья. Питательной средой для нее служат существующие чисто военные и территориальные противоречия, которые при определенных условиях могут перерасти в вооруженные конфликты. В настоящее время все больший вес играют тенденции нарастания военной опасности внутри СНГ и России, которые могут перерасти в вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности, вызванные следующими причинами. Первая - несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России (Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан). Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между ее субъектами. Стремление республик к пересмотру и уточнению границ приводит к конфликту (Нагорный Карабах, Абхазия. Южная и Северная Осетия, Молдова, Чечня и т.п.). Вторая - учащение противоречий как внутри России, так и с государствами СНГ. Эти противоречия особенно остро ощущаются в Прибалтике, на Кавказе и в Средней Азии. Вооруженные конфликта, вызывают нестабильность и создают угрозу государственности России. Третья - стремление националистических властных структур некоторых автономий к полному суверенитету с самостоятельным выходом на зарубежные страны и созданием своих национальных формирований (Чечня, Ингушетия, Осетия). Компромиссное решение данной проблемы (Татарстан) снижает внутреннюю военную опасность, но не снимает возникновения угрозы обострения противоречий, которые могут перерасти в вооруженный конфликт. Таким образом, для России в настоящее время существуют источники военной опасности в Европейском, Центрально-Азиатском, Азиатско - Тихоокеанском регионах. Как показывает анализ исторического развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств, в большинстве случаев, происходит с применением оружия. За пять с половиной тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. Это значит, что на каждый минувший век не приходится даже одной мирной недели на планете. Краткий анализ тенденции развития военно-политических отношений между государствами и источников военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к возникновению вооруженных конфликтов (войн) различных по своим целям, задачам и масштабам. Исходя из военных угроз, опасностей и мер по обеспечению безопасности России, расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных геополитических целей агрессора, военные конфликты начала XXI века могут развиваться по схеме показанной на Рис.3.1 и будут характеризоваться как:
Рис 1. Вариант развития военного конфликта (По данным ГШ ВС РФ)
- приграничные, где агрессором будут преследоваться цели: прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, террористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам экономической зоны России; - локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализации территориальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепаратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее отдельных регионов, а также вытеснение российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах; - региональные войны - это войны более крупного масштаба, которые будут проводиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на ТВД, захвата значительной части территории, ослабления военно-политического руководства государства и содействия территориальному распаду РФ, ослабления международных позиций России, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных отношений; крупномасштабная (мировая) война, где агрессор-государство, коалиция государств или их блок, будут преследовать цели военного и экономического разгрома РФ и ее союзников, расчленения и ликвидации России, как государства-субъекта международных отношений. Стратегический характер современных войн определяется возможностями участвующих в них государств, военно-политическими целями и поставленными стратегическими задачами по их достижению. Наиболее характерными их чертами будут: скрытность подготовки и внезапность развязывания агрессии; массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах; применение ранее не известных форм и способов ведения боевых действии; ведение вооруженной борьбы во всех сферах - на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения; активная борьба за завоевание стратегической инициативы и превосходства в управлении; огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры государства и группировок войск на всю глубину их построения; маневренные действия войск при широком использовании аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения; постоянная угроза расширения масштабов конфликта. Все это выдвигает новые требования к структуре военной организации государства, в том числе и к системе медицинского обеспечения населения в военное время. Характерным для современных войн является тот факт, что даже при участии в них крупных воинских контингентов на больших территориях, война, как правило, не объявляется, военное положение в государствах, вовлеченных в конфликт, не вводится, полномасштабные мобилизационные мероприятия не проводятся. Иначе говоря, отсутствует четкий правовой рубеж между мирным и военным положением в стране, в которой по сути дела идет война. Становится очевидной необходимость поддержания структур МСГО в высокой боевой и мобилизационной готовности. Даже в приграничном вооруженном конфликте, локальной войне не обойтись без проведения мероприятий ГО с частичной мобилизацией, особенно в регионах, где такая агрессия совершена, да и в других регионах с целью восполнения потерь личного состава, техники, материальных средств и т.д. Исходя из этого, очевидно, что войны против России, вероятно, будут осуществляться только с применением современных обычных средств поражения. В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны. В концепции войн нового поколения решающая роль отводится не живой силе, не ядерному, а высокоточному обычному оружию и оружию на новых физических принципах. Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10-15 лет, а в некоторых странах возможно и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |