КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя среда организации
Приступая к изучению второго вопроса данной темы, студент должен запомнить, что внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации. Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия. К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат. Цель всегда предшествует осознанной деятельности людей, является мотивом, который побуждает их к деятельности, поскольку формируется на основе их потребностей и интересов. Цель выбирают, конструируют в виде идеальной модели состояния системы в будущем, возможность достижения которой оценивают руководители с учетом разных факторов – личных (уровень профессионализма, соотношение мотивов и стимулов) и факторов внешней среды)ресурсные и институциональные ограничения). Цели существенно отличаются в зависимости от типа организации. Например: организация, занимающаяся бизнесом, концентрирует внимание на таких экономических показателях, как прибыль, рентабельность, производительность. Некоммерческие организации не стремятся к получению прибыли – их больше волнуют затраты. Эти отличия влияют на набор целей, которые формулирует руководство. Структура — это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели организации. Разделение труда, на котором основывается построение структуры организации, может касаться работы с машинами, людьми и информацией. В зависимости от вида работ, взятых за основу разделения труда, соответственно выделяют производственную структуру, структуру аппарата управления и организационную структуру управления. Производственная структура – группировка конкретных заданий в пределах производственных подразделений (цехов, участков), которые между собой связаны единой технологической цепью. Структура аппарата управления – распределение власти и ответственности между управленческими работниками. Она основывается на вертикальном разделении труда, вследствие которого устанавливается количество уровней управления, строится управленческая вертикаль и формируются скалярные цепи, по которым осуществляется руководство или передается информация на высшие уровни управления. Организационная структура управления – объединяет производственную структуру и структуру аппарата управления. При ее построении прежде всего определяют функции персонала организации. Если масштабы деятельности организации большие, то работников, которые выполняют работу в пределах одной функции, объединяют в специализированные отделы. Особенность организационной структуры управления состоит в том, что в ее пределах осуществляется группировка задач управления и распределение полномочий между подразделениям, а не отдельными должностными лицами, т.е. распределяются полномочия, а не власть. Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Влияние технологии на управление определилось тремя крупными переворотами в технологии: 1) промышленной революцией; 2) стандартизацией и механизацией производственного процесса; 3) применением конвейеров; 4) информатизация. Основная характеристика современных технологий – изменчивость. Так, в сфере информационных технологий изменения происходят на протяжении нескольких месяцев. Изменения технологии требуют изменений внутренней среды организации: - использование новой технологии обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции (по качеству и затратам на ее изготовление). Поэтому организация должна своевременно изменить существующую технологию, чтобы не ослабить свои конкурентные позиции; - внедрение новой технологии предусматривает новые знания работников, что обусловливает необходимость их обучения и переподготовки; - новая технология может значительно изменить состав и способы решения управленческих заданий, что повлечет за собой перераспределение функций и изменение организационной структуры. Классификация технологии по Вудворд. (Джоан Вудворд британская исследовательница управления). В основе классификации лежит повторяемость и технология выполнения операций, связанных с предметами и средствами труда. 1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство — изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий (эффективно при условии, когда для потребителя главным критерием является качество и уникальность товара). Например: компьютеры IBM, уникальное медицинское оборудование, мебель или одежда по индивидуальному заказу. 2. Массовое или крупносерийное производство — изготавливается большое количество изделий идентичных или очень похожих друг на друга. Эффективно, когда доминирующим критерием является качество и дешевизна, а уникальность не важна. Например: практически все потребительские товары изготовляются на базе технологии массового производства. 3. Непрерывное производство — круглосуточное использование автоматизированного оборудования. Эффективны при необходимости непрерывно изготовлять одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах (крекинг нефти, производство электроэнергии). Классификация технологии по Томпсону. (Джеймс Томпсон — социолог и теоретик организаций). В основе классификации лежит технология решения управленческих задач, связанных с людьми и информацией. 1. Многозвенные технологии — характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (производство автомобиля). 2. Посреднические технологии — характеризуются относительной самостоятельностью выполнения работ отдельными подразделениями организации. Например: банковское дело связывает вкладчиков и тех, кто берез займы в банках; бюро по трудоустройству – продавцов и покупателей рабочей силы. 3. Интенсивная технология — предусматривают разносторонние связи между исполнителями с целью уточнения выполняемой работы. Например: в больницах на «пятиминутках» рассматривают сложные случаи лечения пациентов, при необходимости созывают консилиум. Персонал. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся: а) способности; б) предрасположенность, одарённость — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы; в) потребности — недостаток чего-либо; г) ожидания — люди формируют их относительно результатов своего поведения; д) восприятие — это интеллектуальное собрание стимулов, получаемых от ощущений. Восприятие у двух людей всегда разное; е) точка зрения; ж) ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни Основное усилие менеджмента в организациях направлено на людей.
Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, так как они имеют два компонента: социальный компонент — людей и технический компонент — внутренние переменные. Взаимосвязь внутренних переменных организации Технология
Люди Цели Структура
Задачи
Рис. 4.1 – Взаимосвязь внутренних переменных организации
1. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия Студент должен запомнить, что внешняя среда – это совокупность неконтролируемых субъектов и сил, действующих за пределами организации. Внешняя среда включает в себя среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это: поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории, законодательство Украины. Поставщики – обеспечивают предприятие необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. Посредники – организации или отдельные физические лица, которые помогают производителям реализовывать их товары. Это: торговые посредники, фирмы по организации товарооборота (транспортные предприятия, складская сеть), агентства по оказанию маркетинговые услуг (специальных исследований, консалтинг, реклама и др.), кредитно-финансовые учреждения коммерческой направленности (коммерческие банки, страховые компании). Потребители – клиенты товаропроизводителей. Чтобы знать конъюнктуру рынка и оперативно реагировать на ее изменения, товаропроизводители должны тщательно изучать своих потребителей. Конкуренты – организации и физические лица, занимающиеся аналогичной деятельностью. Государственные органы управления – имеют регулирующий характер и влияют непосредственно на уровень и степень жестокости конкуренции; это законодательные органы, различные государственные учреждения представительной и исполнительной власти, которые наблюдают за соблюдением законов и выдают необходимые нормативные акты; местные административные органы: профсоюзные и другие общественные организации и объединения граждан (ассоциации потребителей, предпринимателей и др.); Контактные аудитории: - средства массовой информации (газеты, журналы, радиостанции, телецентры и т.п.); - гражданские группы действий (общество по защите прав потребителей); - контактные аудитории государственных учреждений; - финансовые круги; - местное население – препятствует деятельности предприятия, почувствовав на себе негативное его влияние (шум, загрязнение окружающей среды и др.), или поддерживает – в случае создания им новых рабочих мест, своевременной уплаты налогов, участия в благотворительных мероприятиях и др. законодательство Украины о предпринимательстве, собственности, охране труда, защите прав потребителей, ограничение монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции; правительственные декреты и постановления; нормативные документы отраслевых и территориальных органов управления, которые направлены на правовое и организационное регулирование отношений между государственными властными структурами и хозяйствующими субъектами. Таблица 4.4 - Факторы внешней среды организации прямого воздействия
Окончание таблицы 4.4
Среда косвенного воздействия – факторы, которые не оказывают прямое немедленное воздействие на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них. Это: состояние экономики, НТП, социокультурные и политические изменения, международные события и др. Экономические факторы – уровень и темпы инфляции, рост или спад производства, колебания курса национальной валюты, налогообложение, условия получения кредита и процентная банковская ставка, уровень динамики цен, распределение прибыли, спрос покупателей, платежеспособность контрагентов. Политические факторы – политическая стабильность в государстве, региональные политические интересы, межнациональные отношения, отношение правительства к предпринимательству, политическая активность, характер политической борьбы. Социокультурные факторы – формируются в пределах конкретного общества и отражают взгляды, ценности и нормы поведения людей: уровень культуры в стране, состояние социального обеспечения граждан, доходы на душу населения, социальная стабильность, развитие искусства, литературы, науки. Правовой нигилизм – пренебрежение законами, аргументация с позиции силы. Недоверие к власти. Демографические факторы – динамика численности населения, половозрастной состав, тенденции уровня рождаемости и смертности, уровень образования, доходов, потребительские предпочтения. Научно-технические факторы – открытия, изобретения, обусловливающие изменение представлений о наилучшем способе использования определенного ресурса, изготовления продукции, удовлетворение потребностей. Природные факторы – экологический фактор, состояние природных ресурсов, природных условий.
Таблица 4.5 - Факторы внешней среды организации непрямого воздействия
Для того чтобы глубже осознать и ответить на вопрос, в какой деловой среде работает организация, рекомендуется оценить ее по таким параметрам, как сложность, подвижность, взаимозависимость факторов и неопределенность. Общие характеристики внешней среды: Сложность внешней среды – определяется количеством и разнообразием элементов, на которые организация обязана реагировать. Сложная среда состоит из множества разнородных элементов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на организацию, простая среда – из трех-четырех групп однородных элементов. Например: если организация вынуждена реагировать на государственные учреждения, действия многочисленных конкурентов, изменяющихся потребности покупателей, технологические изменения, то можно утверждать, что она находится в более сложной среде, чем организация, озабоченная действиями лишь нескольких поставщиков, потребителей и конкурентов. Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Исследования показывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, для некоторых организаций среда особенно подвижна: авиа, компьютеры, биотехнология, электронная, химическая и фармацевтическая промышленность и др. А в фирмах по производству мебели, консервов, тары, пищевой и деревообрабатывающей промышленности подвижность ниже. Подвижность среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например: во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может взаимодействовать с относительно медленной средой, которое характеризуется стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Взаимозависимость факторов – замена одного фактора обусловливает изменения других. Например: уменьшение поставок нефти существенно влияет на общее состояние экономики страны. Увеличение цен на нефтепродукты приводит к общему повышению цен практически на все товары и услуги. Это в свою очередь отражается на государственной политике: устанавливаются нормативы на эффективность использования топлива, вводятся налоги на сверхприбыль нефтяных компаний и др. Последствия подобных изменений могут быть разнообразными. К примеру, фирмы, выпускающие при таких обстоятельствах неэкономичные модели автомобилей, наверное будут потерпевшими через отказ потребителей их покупать. И наоборот, фирмы, производящие экономную технику, получат положительный эффект от таких изменений. Неопределенность – означает отсутствие необходимой информации о внешней среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений. Организации, стремясь снизить уровень неопределенности внешней среды, могут использовать две стратегии: 1) приспосабливаться к изменениям – реализуется с помощью создания гибких организационных структур с высоким уровнем децентрализации власти; 2) влиять на среду с целью сделать ее более благоприятной для своего функционирования – доступна лишь большим фирмам или таким, которые объединяются с целью расширения своих возможностей (активная реклама и средства PR, политическая деятельность для лоббирования своих интересов, вхождение в торговые ассоциации).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |