КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. коммерция в сфере образования
При изучении данной темы студентам необходимо озна- комиться с состояние рынка образовательных услуг в России. Образование является одной из важнейших подсистем социаль- ной сферы государства, обеспечивающей процесс получения че- ловеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования в профессиональной деятельности. Система об- разования России является сложным комплексом, включающим 78 тыс. учебных заведений, 28,8 млн. учащихся, с ежегодным вы- пуском учащихся и студентов 3,08 млн. человек и общей числен- ностью преподавательского состава 2,2 млн. человек. Международные сравнения в области образования пока- зывают, что Россия имеет сопоставимые с развитыми странами "семерки" показатели по индексу уровня образования - 0,92, уровню грамотности населения (99 \%), валовому показателю по- ступивших в учебные заведения 1, 2 и 3-го уровней - 77 \%, числу ученых и специалистов, занимающихся НИИОКР, на 1000 насе- ления - 4,2 чел. Государственное финансирование системы образования имеет хронически дефицитный характер. Нормы финансирования не превышают 1\% национального дохода, в то время как Законом об образовании гарантируется 10 \% размер этого финансирова- ния. Негосударственное образование в нашей стране еще очень молодо – в этом году ему исполнилось всего 16 лет. Наивысшие темпы роста из всех видов услуг социальной сферы демонстрировал рынок платных услуг образования. За 2008 год их прирост составил 9,2 \%, а за 2001-2007 годы - 67,9\%.Если несколько лет назад изменение объема этих услуг было тесно увязано с уровнем благосостояния, то в настоящее время платные услуги высшего образования постепенно пере- стают быть альтернативой бесплатным и развитие платности
этих услуг воспринимается как неизбежность. Особенно возрос спрос на предоставление платных услуг в области профессио- нального и дополнительного образования. В 2008 году платные услуги в области образования в ос- новном были предоставлены в виде дополнительных образова- тельных услуг, связанных с углубленным изучением отдельных дисциплин, занятий развивающего и творческого направлений, подготовкой к поступлению в образовательные учреждения раз- ного уровня, а также сверх финансируемых за счет средств соот-
ветствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) с полным возмещением затрат, взимания платы с обучающихся за обуче- ние в негосударственных образовательных учреждениях, получе- нием второго и последующих профессиональных образований, повышением квалификации. Доля студентов, обучающихся в средних специальных учебных заведениях с полным возмещени- ем затрат, достигает 40\%, в высших учебных заведениях - 60 \%. В последние 2-3 года стремительно развивается дистан- ционное обучение в России. Этому способствует в первую оче- редь понимание его экономической выгодности по сравнению с традиционной формой обучения. Вместе с тем процесс внедре- ния дистанционных технологий в образовательную практику про- текает гораздо медленнее, чем можно было бы ожидать. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) подразделяет услуги в системе образования на: • услуги в системе дошкольного воспитания; • услуги в системе среднего образования; • услуги в системе высшего образования; • услуги в системе технической подготовки кадров; • обучение населения на курсах; • прочие услуги в системе образования. Особо следует отметить, что специфическое содержание государственного регулирования образования обуславливает применение специальных методов, таких как лицензирование, аттестация и аккредитация, диверсификация образовательных учреждений (ОУ); государственный образовательный стандарт; аттестация научно-педагогических кадров и конкурсно- контрактная система приема на работу профессорского препода- вательского состава. Уже давно назрела необходимость четкой государственной политики в области негосударственного сектора образования.
Рассматривая особенности коммерциализации образова- тельных услуг, студенты должны усвоить, что право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения только с момента получения им лицензии. Лицензирование образовательной деятельности регла- ментировано следующими документами: • Законом РФ "Об образовании"; • Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образова- нии";
• Положением о лицензировании образовательной деятельности и пр. Студенты должны знать типологию образовательных уч- реждений. Закон подразделяет образовательные учреждения на следующие типы: 1. дошкольные; 2. общеобразовательные (начального общего, ос- новного общего, среднего (полного) общего образования); 3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и по- слевузовского профессионального образования; 4. учреждения дополнительного образования взрос- лых;
5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7. учреждения дополнительного образования детей; 8. другие учреждения, осуществляющие образова- тельный процесс. Особо хочется отметить, что согласно Закону, образова- тельную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридиче- ские лица, а также физические лица, зарегистрированные в каче- стве индивидуальных предпринимателей. При этом "государст- венные и негосударственные образовательные организации мо- гут создаваться в организационно-правовых формах, предусмот- ренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций", таких как:
• общественное объединение, • некоммерческое партнерство, • автономная некоммерческая организация, • фонд, • ассоциация (союз), • учреждение, • потребительский кооператив и т.п. Таким образом, законодательство не разрешает ООО, ЗАО, ОАО и им подобные организации вести образовательную деятельность. В то же время, индивидуальная трудовая педаго- гическая деятельность, осуществляемая физическим лицом – предпринимателем не запрещается и по Закону не лицензирует- ся.
В то же время, к образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т.д. - но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной ква- лификации. Очевидно, что деятельностью, "похожей" на образо- вательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юриди- ческие лица любых форм (в том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации. В заключение изучения данной темы студенты должны рассмотреть перспективы развития рынка платных образова- тельных услуг в России.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |