КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение феодальной земельной собственности
Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах С середины XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода земли всё чаще оказывались в частном владении. Свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю, постепенно попали в зависимость от землевладельца. За то, что они живут на землях, которые князь объявил своими, смердов привлекали к различным работам в его хозяйстве. Так возникла их поземельная зависимость от господина. На Руси, как и в других странах Европы, был создан княжеский домен (владение) — комплекс земель, населённых зависимыми от главы государства людьми. Появление подобных владений знаменовало наступление на Руси новых порядков. К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений бояр и дружинников. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе за службу великому князю. Такой порядок назывался кормлением. Позднее в разряд кормлений перешли и некоторые города. Вассалы великого князя передавали часть таких кормлений своим слугам и вассалам из числа собственной дружины. Позднее кормления заменили передачей великим князем своим вассалам населённых земель на правах собственности. В таких земельных владениях, называвшихся вотчиной или отчиной (от слова «отец») В Западной Европе участки земель, передаваемые за службу одним земельным собственником другому, называли феодом (от латинского слова «феодум» — «владение»). Система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой, а владельцы земель, населённых крестьянами, или городов, населённых ремесленниками и другими жителями, — феодалами. Со второй половины XI в. такая система стала складываться и на Руси. Феодально-зависимое население. Феодальное хозяйство, как правило крупное, имело ряд преимуществ. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. В нём можно было лучше организовать обработку почвы, расчистку леса, строительство хозяйственных построек и многое другое. Феодал в случае неурожаев, засухи, пожаров помогал своим крестьянам. Таким образом, поборы, работа на господина, наказание в случае её неисполнения — это была одна сторона дела. Поддержка и взаимопомощь — другая сторона. Землевладельцы попадали в зависимость от феодала разными путями. Некоторые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения, собственная неспособность и лень) теряли своё хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами или орудиями труда они должны были часть своего времени работать на господина. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином ряд (договор). Закупы брали у господина купу (долг) и не смели уйти, не вернув его. Наймиты нанимались работать за плату, пленники отрабатывали свой выкуп из неволи, а про- щенникам прощались их долги, но за это им полагалось трудиться в церковных хозяйствах. Всё больше становилось в обществе холопов. Они полностью зависели от господ, прислуживали им в доме, исполняли различные сельские работы. От великой нужды обедневший человек мог продать себя в холопы. Холопом становился и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее своё право на свободу. Холопами становились дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные чужеземцы. В отличие от рабов в античном мире, холопы имели некоторые права: они могли выступать свидетелями в суде, если не было других очевидцев преступления, их убийство каралось законом. Войско. С созданием единого государства иным стало и русское войско. Его ядро состояло из старшей и младшей дружин, которыми командовал великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500—800 дружинников. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки (изящные остроконечные шлемы) — головы. Другой частью русского войска был полк, состоявший из воев — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими. Полком командовал тысяцкий. Вой были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами и ножами. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый металлическими пластинами и толстой кожей. Выступавшее в поход войско возглавлял князь, за ним двигались конная дружина и полк. Следом тянулся обоз с тяжёлым вооружением воинов и съестными припасами. Когда сторожа (разведка) доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою. Сражение нередко начиналось с поединка богатырей. Летопись рассказывает, как на поединок с князем касогов (черкесов), богатырём Редедей, выехал тмутараканский Во время боя чело (центр) русского войска составляли пешие вой. Их задача состояла в том, чтобы держать удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях (флангах) располагались конные дружины князей. Они наносили фланговые удары и окружали противника. При штурмах вражеских крепостей использовались приспособления для пролома стен и ворот: тараны — огромные брёвна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колёса, а также камнестре- лы, прйступные лестницы, вежи (передвижные башни), которые защищали от стрел. Города и торговля. Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось 42 крупных городских центра. В Скандинавии её даже называли Гардарикой (страной городов). В центре города находился детинец (кремль) с высокими стенами, которые сооружались из огромных деревянных коробов с землёй или глиной внутри. Перед стеной вырывали глубокий ров, наполненный водой. Перекидные мосты вели к воротам города, сделанным из толстых дубовых досок и обитым железом. Внутри кремля располагались палаты князя, митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля, на главной площади, возвышался городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, здесь чинил суд и расправу. Сюда свозились дань и военная добыча, здесь собирались судебные и торговые пошлины.
За стенами кремля тянулись торговая площадь, ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, многочисленные церкви. Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первую линию городских укреплений. Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Суздаль, Ростов, Ладога, Белоозеро, Владимир-Волынский, Червен, Перемышль, Тмутаракань и многие другие города были княжескими резиденциями, крупными торговыми пунктами, сильными крепостями, религиозными и культурными центрами. В них расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, возводились замечательные архитектурные сооружения. Эти города имели долгую историю и явились основой силы, мощи и престижа Древней Руси. С течением веков набирала силу торговля. В XI — XII вв. в русских городах купечество составляло заметную часть населения. Богатых купцов, которые вели зарубежную торговлю, называли гостями. Много было купцов, торговавших по Руси, а также мелких торговцев-разносчиков. Зарождались купеческие объединения со своими уставами и денежными фондами. В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах появились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где проживали торговцы из Ха-
Киев XI в. Макет Новгород XI в. Великая улица. Реконструкция
зарии, Польши, Скандинавии, германских земель. Большие общины составляли еврейские и армянские купцы и ростовщики. В Киеве наряду с христианскими храмами была построена синагога. Немало было торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Персии, Хорезма. Русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя, Кракова, Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике, в немецких землях. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси. Торговля объединяла Русь. Расчёты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в арабских дирхемах, в немецких талерах, в византийских золотых номис- мах. В северной глуши и на степном юге использовали в качестве денег меха и скот. Церковь. В конце X — XI в. на Руси сложилась стройная система церковной жизни. Русская Православная Церковь была создана по образу и подобию византийской. Во главе её стоял митрополит Киевский. В крупных городах церковную власть осуществляли епископы, в Новгороде — архиепископ. Священники крупных храмов — соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и сёлах.
Князья поддерживали Церковь материально, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами) и строить церкви. Передача Согласно правилам греческой Церкви, только константинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны руководителей церковной жизни — митрополитов. Когда же в 1040-е гг. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека, и верховный церковный пост на Руси оказался свободным. В 1051 г. на митрополичью кафедру на совещании епископов при поддержке Ярослава Мудрого был избран впервые в истории Руси русский человек. Это был Иларион — очень образованный священник, большой знаток Священного Писания. На берегу Днепра, в горе Иларион выкопал небольшую печеру (пещеру) и проводил там долгое время в уединении, молитвах, раздумьях и посте. Люди называли его праведником.
За два года до высокого назначения, в 1049 г., в храме Святой Софии прозвучала замечательная речь Ила- риона. Он говорил о значении христианства и роли князей Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Руси. Речь его была проникнута заботой о счастье родной страны. Иларион сказал: «Эти князья не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». Монастыри. Пещера Илариона положила на Руси начало монастырям (от греческого слова «монастери- он» — «келья отшельника»). В маленьких комнатках одного дома или в скромных домиках, поставленных близко друг к другу, селились люди, посвящавшие себя служению Богу. Они назывались монахами и жили по разработанному ими уставу (особым правилам). Братия трудилась сообща, общим имуществом заведовал келарь, трапеза (совместный обед) проходила в трапезной, казна находилась в руках казначея. Мужскими монастырями руководили вы- бранные монахами игумены, женскими — игуменьи. Заботу о хозяйстве монахи-отшельники считали делом второстепенным. Главным для них была молитва, обращение к Богу. Впоследствии к пещере Илариона пришёл ещё один монах — Антоний. Молва о его праведности широко распространилась по Руси. К пещере Антония люди тянулись за благословением и советом. Через какое-то время здесь поселился ещё один отшельник — Феодосий. Так во второй половине XI в. возник Киево-Печерский монастырь, первым игуменом которого был Антоний. Печерский монастырь рос и отстраивался. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завёл собственное хозяйство, занимался торговлей и даже ростовщичеством. Ему принадлежали окружающие земли, подаренные великими князьями. Со временем в Киеве, Новгороде и других городах Руси появились новые монастыри. При них создавались библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Первые народные восстания на Руси. Первые крупные потрясения в обществе случились, когда Киев подчинял себе племена древлян, вятичей и радимичей. Эти типично племенные восстания тянули Русь назад,
в догосударственное прошлое. Победы киевских князей были закономерны и исторически оправданны. Позднее племенная вражда утихла, но появились другие противоречия — религиозные. В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло мощное восстание, которое возглавили вятичские волхвы. Язычники поднялись против христиан, беднота — против богатых. Эти две линии сплелись воедино. Прошло несколько десятилетий, и в 1068 г. мощное народное восстание вновь потрясло Русскую землю. Долгими годами копившаяся ненависть бедноты к богатым людям, к верхушке общества вылилась в страшный бунт в Киеве. Пламя мятежей охватило Смоленск, Белоозеро, города Ростово-Суздальской земли, где, как и прежде, мятеж возглавили волхвы. Они призывали к расправам над богатыми. Были разграблены житницы и амбары. На северо-восток двинулась княжеская дружина. Волхвы были убиты, а восстание подавлено. Во время мятежа в Новгороде в 1071 г. волхвы подняли народ против архиепископа. Местная дружина попыталась его защитить. Весь город, кроме двора архиепископа, оказался в руках восставших, которых с трудом удалось унять. Так в истории России началась война бедных с богатыми, низов народа с его верхами. Лишь к 1072 г. был восстановлен порядок в стране. Трое старших сыновей Ярослава Мудрого понимали, что казнями народ не усмирить. По их инициативе в 1072 г. был разработан и на общем совещании князей и бояр принят новый свод законов, т.к. Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени. Русская Правда Ярославичей. После мятежей, насилий и самоуправств новый свод законов устанавливал порядок в стране, защищал собственность — дом, земельные владения, имущество. Русской Правдой Ярославичей предусматривались суровые наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, нарушение межевых знаков. За убийство высших должностных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты — 12 гривен. Штрафы устанавливались за кражу имущества, скота, домашней птицы, запашку чужой земли. Свод законов сурово карал за укрывательство холопов. Конечно, Русская Правда Ярославичей защищала прежде всего тех, кто обладал собственностью. Но в ней были и статьи, отстаивавшие право на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось за убийство княжеского коня (3 гривны) и за убийство коня смерда (2 гривны). Таким образом, смерд или холоп ценились всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Новые смуты на Руси. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын — Изяслав Ярославич. Второй по старшинству, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод, — в пограничном со степью Переяславле. В других городах сидели на престоле младшие сыновья. Все они, как это установил отец, подчинялись старшему брату. Однако в 1073 г. прошёл слух, что Изяслав вознамерился стать самовластцем, как отец. Святослав и Всеволод не желали подчиняться старшему брату и двинули дружины на Киев. Несколько лет продолжалась междоусобица. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. А Русь в это время была разделена между его братьями. Великим князем стал Святослав. Лишь после его смерти старший сын Ярослава Мудрого вернулся в Киев. Братья Ярославичи поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Всеволод утвердился в Чернигове и предоставил Перея- славль в управление старшему сыну, Владимиру, родившемуся в 1053 г. от византийской принцессы, дочери императора Константина Мономаха. С рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда — Мономах. Олег, старший сын недавно умершего Святослава, посчитал, что после смерти отца именно он должен владеть родным Черниговом. Его поддержали братья Святославичи. Бежав из Чернигова в Тмутаракань, Олег собрал в 1078 г. большую рать, при Олег Святославич. В 1078 г. Олег повёл на Русь объединённое русско-половецкое войско, желая захватить родной Чернигов. Всеволод Ярославич и Владимир Мономах бежали в Киев. Победители овладели Черниговом и, как сказано в летописи, земле Русской много зла сотворили, пролили кровь христианскую. Общая опасность сблизила старших Ярославичей. Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с сыном Владимиром Мономахом выступили против Олега во главе рати, собранной со всех русских земель.
В упорном сражении на Нежатиной Ниве старшие князья одолели Олега, но великий князь Изяслав был убит во время битвы. Олег снова бежал на юг, укрывшись в Тмутаракани. Власть в Киеве взял единственный из оставшихся в живых Ярославичей — Всеволод. Враги схватили Олега, увезли в Константинополь и там продали в рабство грекам. Олег женился на знатной гречанке, выкупился из плена и вместе с женой
вернулся в Тмутаракань, где отомстил обидчикам и утвердил свою власть. Все мечты его теперь были направлены на возвращение своей вотчины — Чернигова. С 1078 г. половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом. Впервые орды половцев появились на Руси в 1061 г. Их главные кочевья расположились в низовьях Дона и Днепра. Пора набегов обычно начиналась осенью, когда после привольных летних пастбищ половецкие кони набирали силу.
Нередко нашествия половцев заканчивались неудачно, поскольку теперь Русь представляла собой государство с укреплёнными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. В итоге кочевники и Русь начали сосуществовать. Между ними велась оживлённая торговля, русские князья и половецкие ханы заключали династические браки. Но стоило ослабнуть великокняжеской власти или начаться распре между князьями, половцы совершали набеги на русские земли и грабили их. 1. Как была организована система управления страной в XI в.? 2. Какие изменения в хозяйстве Руси привели к возникновению поземельной зависимости части населения от господина? 3. Каким образом кормления сменились вотчинами? Что представляла собой вотчина? 4. Что было общего и чем различались феодальные системы Руси и стран Западной Европы? 5. Охарактеризуйте существовавшие на Руси формы феодальной зависимости населения. 6. Какие отношения сложились между государством и Церковью в X — XI вв.? 7. Что изменилось в положении Русской Православной Церкви, когда в 1051 г. митрополитом стал Иларион? 8. Какую роль в Древнерусском государстве играли монастыри?
9. Каким образом Русская Правда Ярославичей способствовала стабилизации положения в стране? В чём состоит её историческое значение?
В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого — Всеволод. В жизни Руси наступил новый этап — пора правления Ярославовых внуков. За ними ещё не было больших государственных дел, зато у них хватало честолюбия. И не нашлось рядом того, кто мог бы унять начинавшийся разброд между ними. Владимир Мономах. Среди правителей Руси конца XI — начала XII в. особое место занимал Владимир Всеволодович Мономах, правивший в 1113—1125 гг. Спокойный, умный и уравновешенный, он с юных лет показал себя смелым воином, талантливым полководцем и умелым дипломатом. При Ярославичах он княжил в разных городах Руси — Ростове, Владимире-Во- лынском, Смоленске, но больше всего в Переяславле, рядом с половецкой степью; на русско-польской границе защищал Червенские города от поляков. Владимир Мономах был женат на дочери англосаксонского короля Гарольда. Особенно прославился Владимир Мономах в борьбе с половцами в 1080-е гг. Его отец, великий князь Всеволод, поручил сыну оборону всей степной границы Руси. Владимир Мономах — первый русский князь, который бил кочевников на их территории. Это была новая военная тактика Руси. К началу 1090-х гг. он стал самым влиятельным князем на Руси, не знавшим поражений на поле брани. В народе Владимир Мономах слыл князем, не жалевшим жизни ради обороны русских земель. И всё же формально он был лишь вторым князем на Руси. Его время ещё не наступило.
В 1093 г. половцы, пользуясь трауром на Руси по случаю смерти великого князя Всеволода, предприняли поход на русские земли. Новому великому князю Святополку Изя- славичу хотелось показать свою силу, завоевать авторитет. Он обратился за помощью к двоюродному брату — Владимиру Мономаху. Но осторожный князь посоветовал откупиться от половцев, поскольку считал, что Русь не го Войска сошлись неподалёку от города Треполя, на берегу речки Стугны (притоке Днепра). В упорном сражении русские дружины были разбиты. Во время переправы через реку утонул юный брат Владимира Ростислав. Это было первое и последнее поражение Мономаха. В тот год половцы разграбили многие города и сёла Руси, увели сотни пленников. Это тяжёлое для страны время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Черниговское княжество. Подойдя к Чернигову, за стенами которого с малым числом дружинников укрылся Мономах, Олег приказал жечь пригороды и близлежащие монастыри. Его союзники-половцы учинили грабёж по всей Черниговской земле. Дружинники Мономаха и верные ему жители отбили все штурмы неприятеля, но положение было безнадёжным. Мономах пошёл на переговоры: согласился уступить Олегу его родовое гнездо Чернигов и возвратиться в осиротевший после гибели Ростислава Переяславль. Однако в 1096 г. князья отняли у Олега Чернигов и определили ему в удел лесной Муром. Пока Ж6 В Муроме княжил сын Мономаха Изяслав. Поэтому Олега направили в Смоленск, к младшему брату. Так у мятежного князя вообще не оказалось удела. Вскоре Олег бежал из Смоленска и направился к Мурому. Ему навстречу вышел сын Мономаха Изяслав. В решающей битве Олег одолел дружину малоопытного Изяслава, павшего в этом бою, взял Муром, покорил и другие города Северо-Восточной Руси.
Гибель сына потрясла Владимира. Он направил Олегу письмо, в котором молил не губить Русскую землю, призывал положить конец кровопролитию, обещал не мстить за сына. Мономах признавал, что во многом был не прав, указывая одновременно на несправедливости Олега. Двоюродный брат и на этот раз ответил отказом. И тогда в поход на Олега двинулось всё Мономахово племя. В решающей битве сыновья Владимира Мономаха разбили дружину Олега. Они вынесли на поле боя «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей», — решили князья. За нарушение этого порядка князьям-отступникам грозили кары со стороны других князей. Таким образом, съезд ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями их вотчин. Это говорило о том, что единое государство начинало распадаться, потому что отныне даже киевский князь не смел вступить в чужие владения. В то же время съезд подтвердил, что киевский князь по-прежнему является главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев. Все они целовали крест, клянясь в верности достигнутому соглашению. Причиной такой возросшей независимости русских земель стало усиление их хозяйственной и военной мощи, рост городов и городского населения. Чернигов, Переяславль, Смоленск, Новгород, Ростов и другие города не нуждались в защите со стороны центральной власти. У них были собственные дружины, крепости, храмы, епископы, монастыри, сильное
купечество, ремесленные слободы. Единственное, что ещё объединяло все русские земли, это страх перед половецкими нашествиями. За единство Руси выступала и Церковь. Прошло несколько дней, и стало ясно, что никакими угрозами и карами не унять князей, борющихся за передел земель, за власть и богатства. Участники совещания ещё не достигли своих городов, а из Киева пришла ужасная весть: Святополк Киевский и Да- выд Владимиро-Волынский схватили князя Василька Теребовльского и ослепили его. Потом Василька увезли на Волынь во владения Давыда и бросили в темницу. Это вызвало ярость остальных князей, в первую очередь Мономаха, сделавшего так много, чтобы собрать князей в Любече. Объединённое княжеское войско подступило к Киеву. Князья заставили Святополка повиниться и присоединиться к ним в походе на Волынь против Давыда. Тот запросил пощады, выпустил ослеплённого Василька на свободу и вернул ему его владения. Русский крестовый поход в степь в 1111 г. Смута на Руси усилила активность половецких орд. Князья попытались сплотить свои силы в борьбе с ними. В 1103 г. они собрались со своими дружинами близ Долобского озера, чтобы организовать поход в степь. Наступила весна, самое удобное время для похода против степняков; их кони после зимы ещё не набрали силу на только что зазеленевших пастбищах. Рачительный хозяин, Святополк предложил отложить поход, чтобы не отрывать смердов от весенних полевых работ и не губить лошадей в походе. Его поддержали некоторые князья и бояре. Конец спорам и колебаниям положил Владимир Мономах: «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село его приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль». Объединённое войско двинулось в путь. Русская рать настигла половецкие кочевья неподалёку от Азовского моря. Близ урочища Су тень она наголову разбила врага и пошла по половецким становищам, освобождая пленников и захватывая богатую добычу. На три года после этого затихли половцы, а в 1106 г. их объединённое войско во главе с ханами Боняком и Шаруканом опять двинулось на Русь. На реке Хорол русская рать вновь разгромила половецкие силы. В 1111 г. русские князья предприняли новый грандиозный поход в степь, желая захватить Шарукань — главный город половцев. Чтобы обеспечить поддержку некоторых половецких орд, Владимир Мономах и Олег незадолго перед этим побывали в их становищах, поднесли ханам дорогие подарки, а на их дочерях женили своих сыновей — Юрия Владимировича и Святослава Ольговича. Владимир Мономах придал этому походу значение крестового похода против язычников-степня- ков, как это делали крестоносцы в борьбе с арабами. К этому времени уже состоялся Первый крестовый поход (1096—1099), который закончился захватом Иерусалима и созданием христианского государства на Ближнем Востоке. В этом походе принимал участие граф Гуго Верман- дуа — двоюродный брат Владимира Мономаха, сын Анны Ярославны,королевы Франции. Русская рать разгромила передовые отряды половцев и вышла к Шаруканю. На огромных серебряных блюдах князьям вынесли рыбу и чаши с вином. Город сдавался на милость победителя и выражал желание дать выкуп. Другой город — Сугров — отказался сдаться. Русские взяли его штурмом и сожгли. Основные силы сторон сошлись 27 марта 1111 г. на реке Сальнице, притоке Дона. По словам летописца, половцы выступили, точно великий лес. Мономах сам повёл войско навстречу врагу. В рукопашной схватке столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов. В этой толчее половецкая конница утратила возможность маневрировать, а в рукопашном бою русские воины не знали себе равных. Половцы не выдержали упорной схватки и бросились к броду. Руссы пленных не брали. Около 10 тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая их часть ушла в степь. Восстание 1113 г. в Киеве. Бурные события конца XI — начала XII в. оказали большое влияние на состояние русского общества. Они затронули все слои населения. В условиях междоусобных войн и постоянных
битв с половцами выросла роль князей, бояр и дружин. Именно они оказывались в центре всех событий, сражаясь друг с другом и с кочевниками, обороняя города, захватывая добычу во время побед и теряя имущество во время поражений. Для поддержания силы и могущества княжеских ратей требовались немалые средства, поэтому росли налоги на население — смердов, ремесленников, других жителей городов и сёл. Всё большее количество свободных земель князья передавали своим вассалам, что вызывало недовольство крестьянских общин. Межкняжеские стычки сопровождались городскими пожарами, разорением сельского населения, очередными поборами. И если верхушка общества силой оружия восполняла свои потери, то для простого человека всё это оборачивалось сущей трагедией. Половецкие грабежи дополняли тяготы простого люда. В 1113 г. великий киевский князь Святополк Изя- славич внезапно умер, и положение в Киеве осложнилось. Различные княжеские группировки начали борьбу за власть. Прошёл слух, что бояре тайно сносятся с Олегом, поддерживают ростовщиков. Сотни людей с топорами, косами, вилами и палками в руках двинулись в центр Киева. Толпа разгромила дворы бояр и ростовщиков, удар пришёлся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в синагоге. Собравшиеся в Софийском соборе по зову митрополита бояре и старшие дружинники, епископы и игумены монастырей решили немедленно звать в Киев Мономаха. Только ему, князю воину и патриоту, под силу было унять начавшиеся волнения. Поначалу князь Владимир не внял этому призыву, опасаясь вновь ввергнуть страну в междоусобицу. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила Святополку. Не хотел Мономах навлекать на себя и гнев восставших киевлян. Тем временем мятеж нарастал. Смерды, закупы, рядовичи окрестных слобод и деревень чинили расправу с наиболее ненавистными заимодавцами. И вновь верхи города пригласили Мономаха в Киев. 20 апреля 1113 г. Владимир Мономах во главе дружины вступил в город. Грозная поступь прибывших дружинников образумила мятежников, волнения прекратились. Началось правление нового великого киевского князя — 60-летнего Владимира Мономаха. Владимир Мономах — великий князь. Время правления Владимира Мономаха оказалось самым плодотворным за последние десятилетия. Оно напомнило о силе и славе Руси периода правления Владимира I и Ярослава Мудрого. В начале своего правления великий князь дал Руси новый закон, который назывался «Устав». В нём были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, защищавшей порядок, имущество и личность человека. Но одновременно он значительно облегчил положение бедных. Проценты по долгам снижались, многие долговые обязательства ликвидировались, произвол ростовщиков ограничивался. Было снято социальное напряжение в городах и сёлах. В истории Руси Мономах выступил как первый серьёзный реформатор, т.е. как человек, осуществивший ряд глубоких преобразований в жизни общества. Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповедей Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей вотчиной, он заставил всех подчиняться великому киевскому князю. Стремительно и жёстко он подавил мятеж своего племянника Ярослава Свято- полчича, который правил на Волыни. Узнав, что среди новгородского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, Владимир потребовал приезда бояр в Киев и приказал бросить их в темницу. Своих сыновей, как и его прославленные предки, великий князь направил в крупные русские города — Новгород, Смоленск, Ростов, Суздаль. Подавил он и сепаратизм, т. е. стремление к самостоятельной политике и независимости, черниговских князей. Даже Олег Святославич теперь беспрекословно подчинялся своему младшему двоюродному брату. Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращение их набегов на Русь. В 1116 г. князь возглавил поход в степь. Он был уже не молод, но все тяготы стойко переносил наряду с рядовыми воинами. Позднее он отправлял против половцев своих сыновей, в первую очередь талантливого полководца и смелого воина Ярополка Владимировича. Продолжал Владимир и балканскую политику своих предков. Как и Святослав, князь попытался утвердиться на Дунае. Послал на юг русское войско, назначил посадников (управителей) в дунайские города. Византия поспешила уладить дело миром, отправив к Мономаху посольство с богатыми дарами. Среди даров была императорская парадная одежда, знаки императорской власти, в первую очередь венец. Так возникла легенда о шапке Мономаха. (Шапка Мономаха, которая ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля, была изготовлена гораздо позднее.) Византийцы согласились, как и при Владимире I, на династический брак — сын византийского императора обручился с внучкой Мономаха. Такого рода связи между Византийской империей и Русью стали обычными. Русь превратилась в составную и полноправную часть европейского сообщества. В конце жизни Владимир Мономах создал своё знаменитое «Поучение». Размышляя о пережитом, он писал, что верит — жизнь так устроена, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящих хлеба». Древний источник сохранил описание внешности Владимира Мономаха: «Лицом был красен (красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепок телом и силён». Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73-м году жизни. Это случилось на реке Альте, в доме, который великий князь построил неподалёку от часовни на месте убийства святого Бориса. Владимир Мономах имел европейскую славу. При нём Русь была едина и могуча. Мстислав Великий. В последние годы жизни Владимир Мономах многие государственные дела и военные походы доверял своему старшему сыну — Мстиславу, которого перевёл из Новгорода, где тот княжил долгие годы, в Киев и постоянно держал при себе. После смерти отца Мстислав взял власть в свои руки и тем самым нарушил завет Ярослава Мудрого — во главе Руси встал не старший в роду, а старший сын правившего князя. Авторитет Мономаха, опыт и воля Мстислава, поддержка киевской верхушки были столь сильны, что остальные князья смолчали, хотя и были недовольны Оклад Мстиславова таким поворотом событий. Евангелия. XII в. Время правления Мстислава Владимировича (1125—1132), которого на Руси прозвали Великим, было недолгим, но плодотворным. Он вступил на престол, когда ему было около 50 лет, и продолжил политику своего прославленного отца. Половцы вновь организовали нашествие на русские земли. Но они столкнулись со всей мощью ратей, которыми руководил Ярополк Владимирович. Позднее Мстислав и Ярополк сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу. Часть орд откочевала к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси, предприняв походы против чуди (эстов) и литовцев, которые с XII в. начали тревожить русские земли своими набегами. 1. Что спровоцировало междоусобицу между Ярославичами? 2. Охарактеризуйте обстановку на Руси при внуках Ярослава Мудрого. 3. По какому поводу был организован русский крестовый поход в степь? Объясните название этого похода. 4. Каким образом войны с половцами и междоусобицы затрагивали интересы всего населения Руси? Как события 1113 г. в Киеве способствовали восхождению Владимира Мономаха на великокняжеский престол? 5. Какие реформы Владимира Мономаха привели к временному воссозданию единства Руси? 6. Подтвердите конкретными фактами, что Русь при Владимире Мономахе превратилась в полноправную часть европейского сообщества. 7. Составьте тезисы ответа к характеристике Владимира Мономаха — полководца, государственного деятеля, писателя. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2 1. Какие внутренние процессы происходили в Древнерусском государстве в XI — первой трети XII в.? Ответ изложите в виде сложного плана. 2. С какими историческими персонажами связан расцвет Руси вХ—XII вв.? 3. «Поучение» Владимира Мономаха адресовано княжеским детям. Между тем в нём содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена. Приведите соответствующие доводы. 4. Почему в эту эпоху периоды единения Руси носили временный характер? Возможны ли были альтернативы этому? (Если — да, то при каких условиях? Если — нет, то почему?)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |