КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура и быт в XIV—XVI вв. § 23-24
Русская культура чутко отражала все новшества в жизни страны, а главное — изменившееся настроение народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой и в период создания и развития единого Русского централизованного государства. Летописи и другие исторические сочинения. В первую очередь это относится к возрождению и развитию летописания, созданию крупных сочинений, посвящённых историческим судьбам народа. Новые летописные своды создавались при дворах князей — во Владимире, Ростове, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове. Поначалу эти сочинения были проникнуты местными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времён Рюрика и включая в свой состав знаменитую «Повесть временных лет», летописи в дальнейшем повествовали о деяниях своих князей. Авторы связывали древнюю историю Руси с историей собственного княжества и часто делали вывод, что именно их князьям суждено возглавить процесс объединения русских земель. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. В московских летописях проводилась идея единства Руси, общности её киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф». Под руководством митрополита Макария, а порой и самого Грозного создавались летописи и другие исторические сочинения, в которых проводилась мысль о преемственности власти византийских императоров и русского царя, идея самодержавной власти. Этими идеями был наполнен Лицевой свод, или Никоновская летопись, в которой было 16 тыс. цветных лиц (миниатюр-иллюстраций). Вся русская история в этой летописи неукоснительно шла, по мысли авторов свода, к царской власти Ивана IV. Идеи самодержавия, божественного происхождения царской власти проводились также в «Степенной книге», где шаг за шагом показаны все степени династии Рюриковичей, а также в «Казанской истории», рассказывавшей о взятии Казани. Исторические повести и сказания сообщали о важнейших событиях времён Ивана Грозного. Так, «Повесть о Молодинском сражении» воспевает блестящую победу русских над крымским ханом в 1572 г. «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» посвящена героической обороне города. XVI в. оставил для будущих поколений и такой вид литературы, как публицистика, т.е. произведения, написанные на злободневную тему. Такова «Челобитная дворянина Ивана Пересвето- ва царю», в которой он призывал молодого монарха к решительной борьбе за укрепление своей власти, к ограничению влияния бояр. При этом Пересветов в качестве образца выдвигал Турцию, где все подданные считались слугами султана. Такой же самодержавной страной автор хотел видеть и Россию. Жития, сказания и «хождения». Жития — это церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях Церкви. Их героями становились личности, чья жизнь оказалась связана с эпохальными событиями в истории Руси, чей жизненный подвиг явился примером для многих поколений русских людей. Многих из них Церковь причисляла к лику святых.
Миниатюра из «Жития святого Александра Невского»
Закладка Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Миниатюра. XVI в. «Житие святого Александра Невского» рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая «Житие...», проникались высокими идеями служения Родине. В «Повести о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» даётся высокая оценка жизненного подвига князя. Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником. Со страниц сочинения встаёт образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье — вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли. Особую популярность в это время обрели сказания. Это истории, посвящённые знаменательным событиям в жизни страны. Софроний Рязанец, автор «Задон- щиныъ, повествует о нашествии Мамая на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, о ходе и результатах Куликовской Максим Грек. Рисунок из рукописи. XVI в.
битвы. Повесть проникнута высоким патриотическим духом. Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» воссоздаёт события, потрясшие Русь после блестящей победы на Куликовом поле. В сожжённой и разграбленной Москве, пишет автор, были «плач, и рыдания, и вопль мног, и слёзы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет». В XIV—XV вв. на Руси дальнейшее развитие получил жанр хождения — сочинения о дальних путешествиях. В «Хождении за три моря» рассказывалось о многолетнем путешествии русского купца Афанасия Никитина по странам Востока в 1468—1474 гг.
Афанасий первым из русских людей проделал грандиозный путь от тверской пристани на Волге до Калькутты. За долгие годы хождения Афанасий Никитин потерял счёт дням, а утратив церковные книги, перестал ориентироваться и в церковном календаре. «А великого дня Воскресенья Христова не ведаю, а по приметам гадаю», — писал он. — Русская земля да будет Богом хранима! На этом свете нет страны подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость!» Грамотность и книгопечатание. Создание централизованного государства, реформы центрального и местного управления требовали всё большего количества грамотных людей. Они нужны были и в земских избах, и в приказах. Появились мастера грамоты, которые помогали написать людям челобитную царю, составить завещание или купчую грамоту. Появились учебники по грамматике и арифметике. Первую русскую грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек.
Всё чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведённые с греческого, латыни, древнееврейского языков. Иван Грозный владел огромной библиотекой.
Важной вехой в истории русского просвещения стало появление на Руси книгопечатания. Через 100 лет после Гутенберга, в 1564 г., русский мастер Иван Фёдоров напечатал книгу «Апостол», своеобразный сборник, содержавший употреблявшиеся во время богослужения тексты Нового Завета. Затем он выпустил ещё несколько книг. Однако церковники начали преследовать русского первопечатника, обвиняя его в ереси и колдовстве. Они считали, что религиозные тексты можно было переписывать только от руки. По их подстрекательству толпа разгромила первую русскую типографию. Иван Фёдоров вынужден был переехать в Литву. Там он издал первый русский «Букварь». Среди первых русских изданий выделяется «Домострой», содержавший руководство по поведению православного человека в семье и обществе. Его создателем был священник Сильвестр, истовый поборник патриархальных порядков. Сильвестр всячески ратовал за укрепление роли отца и родителей в семье, за неукоснительное исполнение церковных обрядов. Обращаясь к детям, «Домострой» провозглашал: «Чада <...> любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Боге во всём. И старость их чтите». «Домострой» поучал «не красти <...>, не со- лгати, не оклеветати, не завидети, не оби- дети, не клепати... не бражничать... не помнить зла, не гневатися ни на кого, к большим быти послушну и покорну, к средним — любовну, к меньшим и убогим — при- ветну и милостиву».
«Домострой» призывал растить детей в страхе Божьем и приветствовал телесные наказания. «Детей надо учить страхом: казни сына своего от юности. Бия <...> по телу, и душу его избавляешь от смерти <...> Обучая детей, люби их и береги. Отец должен быть строг и деятелен, жена добра, страдо- любива и молчалива, дети — послушны и богобоязненны». Зодчество. Зодчество конца XV и начала XVI в. как бы венчало усилия Ивана III по созданию могучей и единой Российской державы. Был создан краснокир- пичный Московский Кремль, замечательный архитектурный ансамбль, который и в наши дни поражает своей красотой и величавостью. Его архитекторами и инженерами были приглашённые на службу в Россию итальянские мастера, а исполнителями — русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.
В 1475 — 1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораван,- ти был построен Успенский собор Московского Кремля. Домовую церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор Кремля, возвели псковские умельцы в 1484—1489 гг. Архитектором
кремлёвского Архангельского собора, усыпальницы князей династии Рюриковичей, был итальянец Алоизо де Каркано, или Алевиз Новый, как его звали на Руси. В 1485 г. началось строительство новых кремлёвских стен. Над их сооружением трудились Антон и Марк Фрязины и Алевиз Миланец. Строительством знаменитой Грановитой палаты, места торжественных приёмов царём иностранных послов, руководили также итальянец Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари. Москва принимала облик величавой и царственной столицы. В честь рождения Ивана IV Василий III повелел построить церковь Вознесения в селе Коломенском, ставшую чудом тогдашнего каменного зодчества. Это был яркий пример так называемой русской шатровой архитектуры, когда строители создавали однокупольные храмы в виде каменного шатра. С XVI в. такие храмы украшают Русскую землю. В подобном же стиле, но с девятью каменными шатрами был построен и знаменитый собор Василия Блаженного в Москве. Живопись. Общий подъём духовной жизни Руси в XIV—XV вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли на становление новой русской живописи. От этого времени до нас доходят замечательные творения Феофана Грека, Андрея Рублёва к Даниила Чёрного. Все они были иконописцами, мастерами фресковой живописи. Как известно, создание икон подчинено определённым правилам, канонам. Величие русских живописцев состояло в том, что, не выходя за церковные рамки, они умели создавать подлинные художественные шедевры. Как же удавалось этого достигнуть? Прежде всего за счёт глубоких гуманистических идей, вложенных в творения. За счёт собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манеры письма, при помощи которых эти идеи выражались.
Лики святых Феофана Грека (1340 — после 1405) потрясали людей. Несколькими сильными, на первый взгляд грубыми мазками, игрой контрастных
Успение Богоматери. Икона Феофана Грека. XIV в. красок (белые, седые волосы и коричневые морщинистые лица святых) он создавал образ святого. Каждый лик, написанный Феофаном, исполнен человеческих страстей, переживаний, драматизма. Его произведения отличались монументальностью, внутренней силой и свободной живописной манерой. Младшим современником Феофана Грека был крупнейший мастер московской школы живописи Андрей Рублёв (ок. 1360/1370 — 1430), монах сначала Троице-Сергиева монастыря, потом московского Спасо-Андроникова монастыря.
Вместе с Феофаном Греком Рублёв расписывал фресками ещё деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. Вероятно, старший по возрасту и имевший на Руси большой авторитет Феофан Грек многому научил молодого мастера. Благовещение. Икона Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. XV в. В дальнейшем Андрей Рублёв стал наиболее известным русским живописцем. Его вместе с Даниилом Чёрным (ок.1360—1430) пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который позднее послужил моделью для создания Успенского собора в Московском Кремле. Он украшал фресками Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, а также Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре. В творчестве Андрея Рублёва до совершенства доведена идея сочетания живописного мастерства и ре- лигиозно-философского смысла. Особенно это видно в знаменитой «Троице», созданной в 1420-е гг. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Изображённые на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, по мысли художника, воплощают в себе Святую Троицу — справа сидит Святой Дух, слева — Бог Отец, а в центре Бог Сын — Иисус Христос, который придёт в мир людской, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему, и по движению тел составляют единое целое. В то же время у каждого из персонажей — свои размышления, своя судьба. Икона пронизана идеей высокого гуманизма, жертвенности.
В XVI в. в живописи, а точнее сказать, в иконописи появились элементы реализма, перехода от иконы к портретной и жанровой живописи. Фольклор. Устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в прошлые века, были составляющей частью русской культуры XIV—XVI вв.
Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Идолище поганое». Художник Э.К. Соколовский В фольклоре ярко звучала тема трагедии, пережитой народом в связи с монгольским нашествием. Он пронизан любовью безымянных авторов к своей многострадальной земле, в нём отражена борьба за освобождение Родины от ордынского ига и гордость за героев этой борьбы. В былинах о Владимире Святославиче и Владимире Мономахе, слившихся в народном сознании в одно лицо, рассказывалось о схватках со степняками. Складывались былины об Илье Муромце, олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях Русской земли. В этих былинах отразились как ранние периоды героической борьбы народа, так и поздние боевые свершения: здесь и сечи с половцами, и битва на Калке, и Куликовская битва, и освобождение от ордынского ига. Исторические песни полны воспоминаний о восстаниях против Орды. Одна из них посвящена трагическим событиям 1327 г. в Твери: «И поворотися весь град, и весь народ том часе (тотчас) собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избива- ти татар». Слагались в народе и лирические, и свадебные песни, остроумные пословицы и поговорки, весёлые частушки. Фольклор XVI в. в полной мере отразил героев той бурной поры. В сказках выступает в первую очередь яркая, противоречивая фигура Ивана Грозного. С одной стороны, он воспевается как борец с боярами, как защитник бедняков, всех униженных и оскорблённых. С другой стороны, это грозный деспот, который не терпит возражений. В исторических песнях царь, его стрельцы и пушкари прославляются за взятие Казани.
Любимым героем сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. В глазах народа это идеальный герой, смелый, мудрый и справедливый. Быт. В XIV—XVI вв. быт народа менялся медленно, новшества касались крупных городов, в первую очередь Москвы. Там в богатых княжеских и боярских домах, обнесённых высокими и плотными заборами и состоявших из двух-, трёхэтажных теремов со многими жилыми палатами, светлицами, где вышивали женщины, сенями и переходами, для украшения использовались восточные ковры, употреблялась дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловянная) посуда. Там хранились рукописные книги. Переплетённые в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие в доме говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их богатстве. Такие хоромы освещались сальными свечами, стоявшими в металлических подсвечниках. Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжал либо в карете, либо верхом на снаряжённых дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг домовладелец. Ходить пешком зажиточному человеку считалось зазорным. Знатные люди, как правило, носили длинные, до пят, одежды — кафтаны, шубы, они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьём, вышивкой. Эти одежды шили из заморских тканей — сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжёлые, с отложными собольими воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее шуба, тем больше достоинства придаёт она владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно. Головы таких знатных людей во время выходов были покрыты даже в летнее время высокими меховыми Изба русского шапками. Чем выше шапка, тем больше почёта и ува- крестьянина, жения воздавалось князю или боярину. Реконструкция Русские женщины в XIV—XV вв. без меры белили лица и красили свёклой щёки, выщипывали брови. Мужчины и женщины носили украшения — перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были надеты сапоги из тонко выделанной кожи — сафьяна разных цветов. Они нередко также отделывались золотом, серебром, жемчугом. Питание богатых людей включало мясо, птицу, рыбу разных сортов, в том числе и дорогую красную, всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и заморские вина. Ценились хорошие повара, а пиры продолжались по многу часов. Блюда подавались переменами, т.е. шли одно за другим. Иногда таких перемен было до двух десятков. Еда в небогатых семьях была самая простая — ржаной хлеб, квас, каша, овсяные и гороховые кисели, капуста, репа, редька, свёкла, лук, чеснок. Из молочных продуктов — масло, молоко, сыр и творог. Всё это было собственного производства. Мясо появлялось на обеденном столе нечасто, только по праздникам. Зато в изобилии употребляли лесные дары — ягоды, грибы и орехи. Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили хорошую баню. В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые мыленки, иногда с металлическими стоками. Воду туда приносили из колодцев. Позднее в великокняжеские хоромы и боярские дома были проведены водоводы, через которые вода поступала из реки или колодцев при помощи насосов, работавших на ручной или конской тяге. Существенные изменения в быту произошли прежде всего у богатых людей. Быт же простого народа, крестьян, ремесленников и работных людей, отличался своей традиционностью. По-прежнему строились деревянные рубленые избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Глинобитные печи топились по-чёрному — дым выходил наружу через верхнее оконце. Избы зажиточных крестьян иногда имели клети с подклетями — летними неотапливаемыми помещениями. Такие же дома строились и в городах. Бедные селяне и горожане по-прежнему сооружали себе избы-полуземлянки (низ, вырытый в земле, с деревянной надстройкой) с глинобитными печами. И в рубленых избах, и в полуземлянках мебель была самодельной — деревянной. Вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол с посудой из обожжённой глины и де Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать им во время работы. Это были рубахи из домотканого холста или сукна (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты. На ногах крестьяне носили лапти, сплетённые из лыка, а городские жители — кожаную обувь. Лапти были лёгкой и удобной обувью в лесной, болотистой местности. Богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась, а лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали овчинные тулупы, а на ноги — валяную обувь, которая хорошо выдерживала сильные морозы. Неотъемлемой чертой сельской и городской жизни были охотничьи утехи и разные праздники.
В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники устраивались мирские складчины — пиры, когда всей общиной садились за столы под открытым небом. А потом начинались песни и пляски под гусли, свирели и бубны. В таких праздниках часто участвовали скоморохи. 1. Какие события, явления, процессы нашли отражение в русской культуре XVI в.? 2. Какие новые мотивы и сюжеты появились в народном фольклоре? 3. Какие изменения российской жизни настоятельно увеличивали потребность в грамотных людях? 4. Какие новые черты появились в архитектуре и изобразительном искусстве в XVI в.? С чем было связано их появление? 5. Вообразите, что иноземный гость желает познакомиться со средневековым бытом населения вашего края. Что вы ему посоветуете? 6. Какое отражение в культуре XIV—XVI вв. нашли события, процессы, явления истории Руси этого периода? 7. Какими новыми жанрами обогатилась русская литература XIV—XVI вв.? 8. Чем знаменательно для русской культуры «Хождение за три моря» Афанасия Никитина? 9. Какие шедевры русской иконописи вам известны? Докажите, что их пронизывают общечеловеческие идеи. 10. В каких фольклорных произведениях наши предки выразили своё отношение к труду, представления о счастливой жизни, надежду на лучшую жизнь? Приведите известные вам соответствующие пословицы, поговорки, частушки, сказки, былины и т.п. 11. Чем различался быт царей, бояр и простолюдинов? Городской и сельский быт? Почему? ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 5 1. Какие факты подтверждают, что ко второй половине XIV в. на Руси выросло новое поколение людей, которое, по словам В.О. Ключевского, перестало дрожать при одном только упоминании о монголо-татарах? 2. Докажите, что Куликовская битва является рубежным событием в истории Руси. 3. Какие процессы нашли отражение в феодальной войне первой трети XV в.? Были ли подобные явления в истории стран Запада? Востока? 4. Какие особенности цивилизационного развития России проявились в периоды правления Ивана III и Василия III? 5. Подумайте, насколько эпоха опричнины была исторически обусловлена, а насколько предопределена особенностями личности Ивана IV. 6. Какие направления внешней политики России обозначились при Иване IV? Найдите параллели между ними и внешней политикой Древней Руси и Российской империи. Докажите существование преемственности в направлениях внешней политики на всём протяжении истории нашей страны. 7. Какая связь существует между активной внешней политикой Руси в XVI в., опричными и военными разорениями и закрепощением крестьян? 8. Подготовьте к защите проект на тему «Наш край в XIV— XVI вв.».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |