КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика методов менеджмента
Сущность и классификация методов менеджмента. Тема 11. Методы менеджмента. Содержательный модуль 5. Методология менеджмента Пересмотр стандартов. Стандарты, которые удовлетворяют процесс управления, могут оказаться непригодными в последующей деятельности. Стандарты разрабатываются на стадиях планирования, проектирования оргструктуры управления и создания структуры аппарата управления. Стандарты существуют длительное время. Однако деятельность предприятия динамична и зависит от нестабильности многих факторов. Это приводит к устареванию стандартов и регламентов. Следовательно, они должны пересматриваться.
1. Сущность и классификация методов менеджмента. 2. Характеристика методов менеджмента. 2.1. Экономические методы менеджмента. 2.2. Организационно-распорядительные методы менеджмента. 2.3. Социально-психологические методы менеджмента. 3. Методы менеджмента как результат выполнения функций менеджмента.
При изучении первого вопроса студент должен усвоить, что в процессе управления субъект управления воздействует на управляемый объект для достижения определенных целей. При этом даже для достижения одной и той же цели вид и характер воздействия могут существенно различаться. Так, если перед торговым предприятием поставлена задача увеличить объем товарооборота, то решение может быть обеспечено различными способами: путем внедрения прогрессивных форм торгового обслуживания и оказания дополнительных услуг покупателям, расширения ассортимента и повышения цен на товары и услуги, путем материального и морального поощрения работников и другое.
На практике методы менеджмента являются совокупностью способов и приемов воздействия на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей. Они направлены на объект управления (фирма, отдел, подразделение и др.), т.е. на работников различных видов деятельности. Их содержание проявляется через особенности приемов и способов влияния, а главной целью является обеспечение гармонии, органического объединения индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Большое значение имеет оптимальное сочетание методов управления в каждой конкретной ситуации, так как практически невозможно достичь желаемых результатов, применяя какой-либо один метод. Чаще всего применяется их совокупность, в которой один метод дополняется, усиливается другим или группой методов. Важно отметить, что роль методов менеджмента состоит в том, что они позволяют создавать наиболее благоприятные условия для развития предприятия, эффективно воздействовать на экономические процессы, развивать инициативу трудового коллектива, заинтересованность его в повышении эффективности работы, максимальном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Классификация методов менеджмента: 1. По характеру воздействия: - методы прямого воздействия – подчиненный получает конкретные указания (приказ, распоряжение); - методы непрямого воздействия – создание комплекса условий для достижения конечного результата (методы подбора коллектива по разным признакам, методы формирования психологического климата в коллективе). 2. По способу учета интересов работников: - методы материального влияния – учитывают имущественные и финансовые интересы работников; включают разнообразные экономические стимулы; - методы властного влияния – нацелены на упорядочение функций, обязанностей и прав работников, регламентацию и нормирование их деятельности (штатные расписания, регламенты деятельности, положения об исполнителях, договоры, приказы, распоряжения и др.); - методы морального влияния – направлены на повышение социально-хозяйственной активности; включают этичные нормы, моральные стимулы, методы установления хороших взаимоотношений между руководителем и подчиненным и др. 3. По форме воздействия: - количественные методы (калькуляции, сметы, цены, бюджет, материальные стимулы и др.); - качественные методы (указания, инструкции, моральные стимулы, методы подбора коллектива по психофизиологическим факторам и др.). 4. По содержанию: - экономические, - организационно-распорядительные, - социально-психологические. Наиболее важное значение имеет классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда, по характеру воздействия. Эта классификация предполагает деление методов на группы в зависимости от того, на какие рычаги и стимулы они опираются при побуждении объекта управления к действию, соответственно на экономические, организационно-распорядительные и социально психологические методы. Изучение второго вопроса данной темы студент должен начать с изучения экономических методов менеджмента. 2.1. Экономические методы менеджмента обусловлены разнообразными экономическими факторами с помощью которых достигается коллективное и индивидуальное удовлетворение потребностей на всех уровнях.
Эти методы дают возможность влиять на поведение объектов управления на разных уровнях – от индивида до государства. Так, государство по отношению к предприятию использует такие рычаги, как политика заработной платы, налоги, кредиты, система льгот и др. Предприятие, обеспечивая единство личных и коллективных интересов, влияет на процесс производства с помощью плановых показателей, форм и систем оплаты труда, экономических санкций и т.д. Экономические методы менеджмента предусматривают разработку планово-экономических показателей и механизмов их достижения. Они путем материальной заинтересованности стимулируют инициативу и ответственность работников за результаты принятых решений. Главная особенность экономических методов состоит в том, что они обладают обязательным характером исполнения, но нарушение установленный условий не сопровождается для исполнителя прямым взысканием (что характерно для административных методов), а может лишь привести к отрицательным последствиям в работе и, как следствие, к материальной ответственности. Отличительная характеристика экономических методов менеджмента – возможность их количественного изменения. Экономические методы включают: планирование, бюджет, экономические стимулы, экономические рычаги. Планирование является основным звеном в системе экономических методов управления, с помощью которого определяются цели, задачи и содержание деятельности предприятия, количественные и качественные показатели конечных результатов, потребности в ресурсах, соотношение результатов и затрат. Экономический план – комплексная модель (характеристика) основных экономических показателей, параметров будущего состояния отдельных сфер предприятия, а также путей, способов и ресурсов, необходимых для достижения намеченного. Бюджет. Являясь базовым экономическим методом менеджмента, бюджет формирует основы функционирования организации относительно сбалансированности поступлений и расходов. Его формирование указывает направления экономии затрат и увеличения поступлений. Бюджет – документ, отражающий поступления и расходы экономического субъекта за определенный период (чаще всего год). Экономические стимулы – способы влияния, которые побуждают работников, отдельные группы к решению конкретных производственно-хозяйственных задач согласно с целью организации. Предполагают использование тарифных ставок, должностных окладов, доплат, надбавок, премий, дивидендов, ценных подарков, дотаций, компенсаций и т.д.
Экономические рычаги: Ценообразование. Цены позволяют стимулировать выпуск необходимой продукции по количеству и качеству, достичь финансовой стабильности, способствуют структурным изменениям в организации, активизировать инвестиционную и инновационную виды деятельности. Финансы как способ достижения максимальных доходов организации влияют на работников путем получения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств. Кредит выступает как способ временной передачи денежных средств, товаров и других ценностей на условия возврата и оплаты (в виды оплаты за кредит), и влияет на работников аналогично финансам. Налоги способствуют регулированию взаимоотношений государства с физическими и юридическими лицами. Одновременно налоги выступают основным источником формирования доходной части бюджета страны. Штрафы, пени, неустойки.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |