Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы

Использование менеджером лишь административно-распорядительных методов может негативно повлиять на процесс управления организацией, поскольку ее работники привыкнут быть пассивными исполнителями чужой воли или будут чувствовать себя дискомфортно и станут ей сопротивляться. С учетом этого, в управлении организацией следует использовать и социально-психологические методы.

 

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, возникающие в производственных коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

 

Социально-психологические методы используются для решения следующих задач: оптимального побора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепления дисциплины.

Особенность социально-психологических методов управления состоит в том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором - ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.

Социально-психологические методы основываются на использовании моральных стимулов к труду, действуют на личность с помощью психологических приемов с целью превращения административного задания на осознанную обязанность, внутреннюю потребность человека.

Главная цель использования социально психологических методов – формирование в коллективе положительного морально-психологического климат, который активизирует инициативность каждого работника, творческую целенаправленность, самодисциплину.

 

& Японские социологи утверждают, что в зависимости от настроения, желания человека работать и от морально-психологического климата в коллективе производительность труда может возрастать или снижаться в 1,5 раза.

 

Социально-психологические методы подразделяются на социальные и психологические методы.

Социальные методы управления используются для воздействия на внутри- и межколлективные отношения и индивидуально-личностное поведение на рассматриваемом предприятии. Это обеспечивается посредством управления социальной активностью, социальным нормированием, социальным регулированием, пропагандой и агитацией.

Методы управления социальной активностью используются для решения социальных вопросов благодаря развитию инициативы и творчества отдельных работников, их групп и коллективов. Основными методами управления социальной активностью является поддержка руководителями рационализаторских и новаторских предложений; обмен и распространение передового опыта, использованием различных форм морального стимулирования (благодарности, грамоты, повышение квалификации и др.).

Методы социального нормирования определяют и закрепляют социальные отношения в производственном коллективе и между отдельными работниками предприятия, обеспечивая тем самым благоприятные условия для достижения поставленных целей. К социальным нормам относятся правила внутреннего распорядка, нормы этикета, традиции, ритуалы.

Методы социального регулирования направлены на упорядочение отношений между предприятием, его коллективом и отдельными сотрудниками на основе выявления их общих целей и интересов. К этим методам относят разработку и реализацию уставов предприятия, договоров о сотрудничестве, включающих взаимные обязательства сотрудничающих сторон, установление порядка, распределение благ, очередности их получения и так далее.

Методы пропаганды и агитации состоят в распространении экономических, правовых, эстетических и других знаний, а также передового опыта.

Метод ориентирующих условий состоит в создании обстановки или ситуации, ориентирующих человека в необходимом направлении. В этом случае работник самостоятельно принимает решения о том, что и как он должен сделать для достижения цели.

Методы совершенствования коммуникаций: формирование неформальных отношений в группе, что способствует раскрепощению личности, большее доверие между членами коллектива).

Психологические методы управления призваны обеспечить формирование первичного коллектива соответственно индивидуальным способностям, наклонностям, интересам и с соблюдением психологической совместимости путем регулирования отношений между людьми, воздействия на индивидуальную психологию отдельных работников.

Методы формирования и развития трудового коллектива. Они дают возможность поддерживать на оптимальном уровне количественное соотношение между работниками с учетом их психологической совместимости для регулирования групповых отношений в середине коллектива.

Методы гуманизации отношений в трудовом коллективе. Ориентированы на выработку стиля руководства, культуры управления и организации труда, этики управленческой деятельности, создание оптимальных отношений между подчиненными и руководителем, утверждение принципов социальной справедливости относительно рабочих условий и т.д.

Методы психологической мотивации.

Психологическая мотивации – это воздействие на коллектив или отдельную личность с целью активизации производственной и общественной деятельности. Различают косвенные и прямые виды мотиваций.

К прямым видам мотивации относят следующие:

ü убеждение (аргументированное активное воздействие с помощью логических средств со снятием предубеждений и других психологических барьеров);

ü внушение (целенаправленное воздействие руководителя на подчиненного путем сосредоточенного влияния на его психику с помощью обращения к формальным актам, инструкциям и другому)

ü подражание (воздействие на работника или группу личным примером);

ü вовлечение (психологический прием, с помощью которого все сотрудники становятся непосредственными участниками подготавливаемых решений и других мероприятий);

ü побуждение (высказывания, подчеркивающие положительные качества работников, их квалификацию и опыт, выражающие уверенность в решении ими поставленных задач);

ü принуждение (воздействия, обязывающие выполнять возлагаемые поручения против воли или желания работника, обусловленные производственной необходимостью);

Косвенные виды мотивации различают по формам опосредования:

ü условиями труда (ритмичность, степень нагрузки, сменность, наличие элементов творчества и так далее);

ü элементами системы управления (формы стимулирования, контроля, организационные структуры, положения, должностные инструкции);

ü личностными, социальными и социально-психологическими факторами (психологический климат, характер традиций и другое).

Методы профессионального отбора и обучения – предусматривают соответствие психологических характеристик человека работе, которую он выполняет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Менеджмента | Методы менеджмента как результат выполнения функций менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.