Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления




Анализ ситуации речевого общения.

Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.

По направленности устные выступления подразделяются на два вида:

- агитационное

- пропагандистское

Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение.

Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.

В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа.

Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.

Особенности и наиболее характерные недостатки:

1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.

2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.

3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке)

4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.

2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит).

Особенности и рекомендации:

1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.

2. Избегать излишних ссылок и цитирования.

3. Не затрагивать тем «не по плечу».

4. Избегать фраз общего содержания.

5. Не впадать в многословие.

6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.

3) Оратор здравого смысла.

Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.

4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип).

Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против».

Особенности и недостатки:

1. Оратор часто теряет мысль.

2. Самая «сильная» речь (адвокатская).

Различают три стиля мышления:

1) дискурсивный

2) интуитивный

3) ассоциативный

Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.

Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.

Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.

Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.

Коммуникативная точность речи.

Различают два вида точности:

понятийная

предметная.

Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность).

Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль).

На практике используют другие понятия:

Фактическая точность

Коммуникативная точность.

Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы.

Типы ошибок, нарушающих К.Т.

При смешении слов

- сходных по значению

- сходных по звучанию

- сходных по значению и звучанию

- несходных не по звучанию, не по значению, но относящихся к одному синтаксическому полю, к одной предметной области.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.