Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность




Калуга, 2013

На контрольную работу

РЕЦЕНЗИЯ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

по дисциплине: История

Студента Видманова Андрея Геннадьевича

Группа 1БиБз2

Факультет Финансово-учетный

Направление Бизнес-информатика

Отделение заочное

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель________________________________________

(рецензент) (Ф.И.О., ученая степень, звание)

Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы. Образование в нашей местности имеет большую историю. В этом году исполнится 90 лет с момента открытия школы в селе Угловском. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в то далекое время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.

Цель работы: проследить развитие системы образования в нашей местности, роль педагогов в воспитании молодых поколений, узнать о судьбах выпускников школы

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

- изучить краеведческий материал по развитию образования в нашей местности;

- обобщить материал по истории школы, собранный в школьном историко-краеведческом музее;

- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, проживающих в нашем селе;

- пополнить краеведческий материал школьного музея собранными материалами;

В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека, школа прошла тяжелый путь становления и является призмой, через которую отражаются все аспекты жизни нашего общества.

Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы в селе Угловском в разные исторические периоды, педагогическая деятельность учителей школы.

При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью. Также познакомились с краеведческой литературой, проанализировали статистические сведения о распространении грамотности в нашей местности в начале XX века. Познакомились с материалом по истории школы в нашем школьном музее, который совсем недавно появился. Изучение истории школы является одним из направлений поисковой деятельности нашего музея, оформляется экспозиция «Из истории школы», собрано большое количество фотографий, школьных альбомов, статей из газет, почетных грамот.

В ходе работы мы систематизировали и обобщили тот материал, который уже был собран, а также пополнили экспозицию музея новыми фотографиями, сведениями, воспоминаниями по истории школы.

В 1903 году в деревне Угловой была церковно-приходская школа. В 1911 году 3-х классная школа, которая была под влиянием церкви. Преподавали письмо, арифметику, старославянский язык и язык божий. Писали на грифельных досках. Учились с утра до ночи, но с середины января до марта. Только третий, экзаменующийся класс учился до конца мая. Находилась школа на углу улиц Титова и Урицкого. (из воспоминаний Г.А.Киселева – директора школы в 1927-1932гг.)

Первые упоминания о светской школе в деревне Угловой, ныне село Угловское относится к октябрю 1923 года. Из исторической справки Томского архива (обследование Угловского района лектором пропагандистом Алтайского ГУБКОМА РКП(б).

«Заведующий школой учитель Покровский, беспартийный, бывший студент и бывший поп. Тип кающегося перед советской властью интеллигента. Уклон в сторону «поповства» объясняет материальными затруднениями и невозможностью лечиться. “Родные и жена,- говорит он, оправдываясь,- советовали идти в попы. У меня была язва желудка, мед и масло, необходимые мне для лекарственных целей стоили дорого - вот я и попал в попы.”Зная его работоспособность, партийцы примирились с ним, но его прошлое так угнетает Покровского, что он считает своим нравственным долгом являться к каждому приезжающему партийцу с извинениями и просить дать совет, как себя реабилитировать перед партией. Покровский работает с 1 октября 1923 года, школа 3-х групповая с параллельными отделениями, рассчитана на 100 человек, занимается - 125. Из них девочек- 25, мальчиков- 100. Учебниками не обеспечены. Метод обучения – аналитико- синтетический - в младших группах, в старших - иллюстративный и лабораторный.Устраивались экскурсии по заранее выработанному плану, на коих прорабатывались вопросы по естествознанию, обществоведению и мироведению. Интересуясь вопросами методического характера, Покровский пробовал применить в школе комплексный метод использования преподавания на тему “Ремесло”, констатирует, что уроки были интересны. Школа самоуправляющаяся. При школе имеется книжный кооператив, в целях распространения книги в деревне и приобретения навыков учащимися в деле кооперации. Книг более 250шт., 40% - сельхозлитературы, 30% - беллетристики, 20% - политической, 10% - антирелигиозной. Учитель Покровский поставил себе целью научить детей работать в кооперативном духе. Школьная кооперация построена по следующей схеме: имеется выборное правление из 3-х лиц, учащихся старшей группы. Председатель правления, зав. кооперацией- девочка, приказчик- мальчик и 3-й член правления библиотекарь тоже мальчик.Ревизионная комиссия состоит из 3-х лиц – одной девочки и двух мальчиков. Кроме приобретения навыков вести кооперацию, школьный кооператив ставит своей задачей снабжение деревни книгой, канцелярскими принадлежностями.»

В 1927 году школа стала неполной средней, семилетней. О нашей школе конца 20-х годов сохранились воспоминания ее ученика Петра Коваленко, который в 1927 году со своими товарищами Васей Лобурец, Женей Нагибиным и Мотей Пятько по направлению Круглянского сельсовета прибыли на учебу в школу деревни Угловой в 5 класс.
Угловое. Это 20 верст за бором – ого! Радости нет предела!

Разместили нас на постоялые дворы к жителям «на хлебах». Привыкаем к жизни без родительского глаза, в школе много новых друзей. Учителя очень заботливы. Вчерашний пограничник с Дальнего Востока наш учитель по истории Тифон Афанасьевич, по математике, физике – Георгий Александрович Киселев - это весельчак по натуре и каждый раз в конце урока выкроит пять минут, чтобы рассказать веселую историю для ребят.

Наша школа была на возвышенной части Угловского – на «гриве», где цепочкой размещались здания районного значения. Ниже школы – здание и двор милиции, за ним амбулатория и еще ниже – библиотека, изба - читальня.

Мы готовились к празднику Великого Октября. Отрабатывали строй и песню. Шагая, в такт мы громко лозунг произносили: «Десять лет Советской власти, это – десять лет борьбы за мир!»

И запевали: «Смело Товарищи в ногу,

Духом окрепнем в борьбе»…

В строю мы представляли себя красноармейцами, защитниками Октябрьской революции – Советской страны. Мысленно видели себя на Дальневосточной границе на вороном коне, с винтовкой со штыком, с саблей на боку, биноклем на груди и «Ну, берегись самурай!»

И вот – 7 ноября 1927 года. На площади море людей демонстрации трудящихся. Произносятся лозунги, песни в колонне. На конях четким строем, сверкая стременами, звеня шпорами проходит районная милиция – гордость ребят!

В кавалерийском строю и старший брат нашего одноклассника Егорки Маркина. Мы дышали красотой конного строя, вдыхали пот лошадей так родной нам с малых лет. Наш учитель – пограничник Тифон Афанасьевич улыбался, подбадривал нас.

Учились, старались заданные уроки выполнять, выкраивали время и погулять, поиграть в войну, почитать очередную книгу из библиотеки – «Макар следопыт», «Красные дьяволята» или «Робинзон Крузо» и подобные захватывающие дух.

Изба – читальня магнитом притягивала учеников. Еще бы - там кроме книжек еще и радио привлекало. Было на улице установлено две высоченные деревянные мачты, антенна между ними. А в читальне заведующий товарищ Голобородченко - друг детей. Он и книгу подберет хорошую ученику, и наушники наденет ученику послушать Новосибирск. И ученики готовы в читальне и полы мыть, снег очистить вокруг дома, и книги перебрать, уложить – все, что надо было – делали.

По заданию Голобородченко мы ходили по селу книгоношами, распространяли книги среди крестьян. Старались распродать больше. И об этом Голобородченкоо сообщал в школу с похвалами. Сам Голобородченко для ребят был примером. Мы считали что он - богатырь! Зимою не обувал пимы, а ходил в ботинках. А в крещенские морозы умывался на дворе, снегом натирался докрасна, словно помидор. Мы любили его, в тайне себе обещали: - быть таким как Голобородченко!

В нашей школе была организована агитбригада. Ходили мы в январе 1928 года и в Ляпуново (Тогда деревню называли Корчино). А весной перед зданием школы разбили парк. Посадили деревья: березы, тополи, кустарниковые – смородину, шиповник, боярку. По установленному графику поливали, саженцы принялись.

На поле ходили на экскурсию в ближайшее село, в котором организована коммуна и на поле производилась пахота трактором «фордзон» с прилепленными двумя двухлемешными плугами.

И неописуемая радость – нас допустили раскладывать картошку в борозды под эти плуга. Ходили мы за трактором по борозде: - Мы пашем трактором! Вот здорово! Узнают родители – не поверят!

Наше поколение тех школьных лет с великой благодарностью вспоминает и помнит родителей, учителей вырастившим нас в труде упорном, воспитавшим нас стремится к знаниям, научившим нас с малых лет переносить трудности жизни.

Все это дало свои результаты в нашей юной комсомольской действительности в тридцатые годы, когда мы вступали в самостоятельную трудовую жизнь. Особенно наглядно проявлялось в тяжелые годы испытаний – в боях за нашу Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, когда советский воин был готов «в огонь и в воду» защищая советскую Родину.

Первый свой выпуск семилетняя школа сделала в 1929 году, выпускников было 14 человек

. В этом же году началось строительство типового здания школы и в1931 году она была пущена в эксплуатацию.

. Особенным является то, что девять выпускников из 14 стали учителями. Это Иван Филиппович Ширнин, историк, бывший директор Шадрухинской школы, Павел Иванович Круглов, фронтовик, заместитель начальника управления сельского хозяйства Алтайского края, Константин Федорович Бережнов, историк, заместитель министра просвещения Казахской ССР, Михаил Иванович Кочнев, фронтовик, бессменный директор школы г.Данилова Ярославской области, и другие замечательные люди.

Одной из первых учителей Угловской школы была Зоя Ивановна Маслихова, учитель начальных классов.

До 32-го года директором школы был Киселев Георгий Александрович, а Королев Александр Петрович- завучем и учителем математики. До 1939 года была семилетняя школа и классы называли группами. В 1939 году школа преобразована в десятилетнюю. С 1933 по 1941 год директором школы был Федор Антонович Сенцов.

Из воспоминаний М.Ф. Сидельниковой. «Размеренной, тяжелой поступью проходил он по левой стороне коридора в свой кабинет, ученики спешили прижаться к правой: взгляд директора был строгий, внушительный». Жена Федора Антоновича, Валентина Петровна Колесникова вела русский язык и литературу, была любимицей учащихся, прекрасно пела, вела интересную внеклассную работу. Федора Антоновича в 1941 году репрессировали, и больше в школу он не вернулся. В 1941 году приступила к работе Таскаева Дарья Федоровна, ей было 19 лет.

В это время школой руководили Шамайко Сергей Абрамович, Севкова Александра Матвеевна, Струков Михаил Афанасьевич. Мужчины, женщины- учителя уходили на фронт, коллектив менялся. Люба Краснюк, старшая пионервожатая, в 1942 году ушла добровольцем на фронт. В 40-е годы, в годы войны в нашей школе работали:

Людмила Васильевна Усольцева - словесник

Раиса Григорьевна Ожигова – историк

Наталья Петровна Ермакова – химик

Владислав Петрович Нормантович – химик

Валентина Ивановна Савинова – учитель немецкого языка

Иван Александрович Алешков – учитель физкультуры

Павел Семенович Плугатарев – учитель физкультуры

Из воспоминаний М.Ф. Сидельниковой «Одно время была директрисой Лидия Михайловна Антюфриева. В это время ученикам, даже старшеклассникам запрещалось ходить на танцы и на вечерние киносеансы, но мы осмеливались бывать. Утром, как правило, собирали линейку, физрук подавал команду: «Шаг вперед, кто был на танцах!» и начиналась разборка».

В 1949 году – был выпущен первый 10 класс, окончили школу 8 учащихся так как с 8 класса было платное обучение (многие оставляли школу из-за сложного материального положения). Самым сильным в классе был Леня Лунев» (Леонид Васильевич Лунев).

В 1948 году директором школы был Бассалаев Федор Гаврилович, под его руководством трудились учителя: Танков Иван Андреевич, Нормантович Владислав Петрович, Казаков Федор Никифорович.

В 50-е годы директорами школы были Фомин Василий Федорович, Николай Никитович Иванов (уроженец с.Симоново), участник Великой Отечественной войны – учитель истории, Лунев Леонид Васильевич. В это время начали свою педагогическую деятельность: Наумова Анастасия Владимировна, Антонина Федоровна Егорова, Надежда Павловна Зайченко, Маргарита Андреевна Дубенская (из Ленинграда), Мария Алексеевна Голденкова, Майя Борисовна Бабакина. В классах в это время было по 30-40 учащихся, работали в 3 смены, третья с 19 часов - вечерняя.

Вот так описывают школу ее современники:

«Учительская располагалась в просторной комнате, где могли вести деловые беседы и просто отдыхать после проведенных уроков учителя, на стульях белые чехлы, стол- бильярд, на пианино играл Павел Алексеевич Ковалев, Григорий Никодимович Егоров музицировал на баяне «Сулико», Федор Никифорович Казаков и Михаил Васильевич Сысоев играли в шахматы, умел коллектив увлеченно работать и отдыхать.

Каждую субботу проводили школьные вечера с подготовленной программой или просто вечер отдыха с танцами.

Обслуживающий персонал в составе завхоза Леонтия Гавриловича Бахарева, техничек Евдокии Андросовой, Таисьи Малининой, Марии Сердюковой в их обязанности входило мытье полов, заготовка дров на ночную топку печей. Сторожа – истопники Анна Самсонова Бахарева и Анна Егоровна Падерина топили 10 печей.

В 60 -70-е годы директорами школы были Панкратов Виктор Иванович и, Голубев Василий Иванович, Сафронова Анна Павловна, Пронин Василий Васильевич, Леонтьева Эльмира Александровна, в администрацию входило более 10 человек, коллектив учителей был более 40 человек. Заместителем директора по учебной части более 10 лет была Анна Павловна Сафронова.

В школе было 6 отличников народного просвещения. Школа размещалась в 5 зданиях, 3 их которых были приспособленными под спортзал, большой пришкольный участок, которым руководила Валентина Васильевна Буруданина.

О кабинетной системе в школе только начинали говорить. Но уже в то время были оборудованы кабинеты математики (наследство Павла Алексеевича Ковалева), физики и химии (оформляли Леонид Васильевич Лунев, Григорий Никодимович Егоров, Антонина Федоровна Егорова, Валентина Петровна Мазалова.)

В эти годы было положено начало тесной связи: семья-школа-общественность. Шло строительство типового кирпичного здания школы и было решено на общешкольном родительском собрании помогать строителям всеми средствами. Работали все: учителя, родители, учащиеся, бригады от предприятий. Из школьников больше всех доставалось девятиклассникам (у них нет экзаменов) у них были самые трудоемкие работы. Как только пустили котельную - начали оборудовать кабинеты. Особо отличился Валерий Яковлевич Полозов – физрук школы. Спортзал был лучший в районе.

Витольд Васильевич Вознесенский, учитель трудового обучения, был и инженером и снабженцем, изучал все схемы на случай неполадок. 14 февраля 1972 года вошли учащиеся и учителя в школу.

Функционировал интернат в здание старой школы (70 учащихся) воспитателем была Казакова Наталья Федоровна, группой продленного дня руководила Анастасия Федоровна Кириченко и Мария Илларионовна Сластунова. Группы только зарождались, было от 4 до 5 групп по 30 человек. Помощниками педагогическому коллективу были пионеры, комсомольцы и учкомовцы (члены учебного комитета).

В это время зарождались традиции КВН, «А ну – ка, парни!» разработанные завучем Александрой Васильевной Лисуконь, организатором Надеждой Ивановной Тривайловой, а проводил их Александр Герасимович Тумашов.

В 80-е годы нашей школой руководили Гусев Николай Николаевич, Сластунов Владимир Николаевич, завучами школы были Шулякова Людмила Степановна, Сафронова Анна Павловна, Поликарпова Людмила Петровна, Гикал Людмила Ивановна, Казакова Ольга Владимировна;

Организаторами Голубева Людмила Ивановна, Полозова Валентина Федоровна, Семина Галина Ивановна, Андросова Людмила Александровна, Бахарева Галина Михайловна, Федорова Вера Ивановна, Дереза Надежда Александровна, Зайченко Галина Федоровна.

Именно Владимиру Николаевичу Сластунову в середине 80-х годов пришлось принимать и оборудовать здание школы №2. Почти 10 лет Владимир Николаевич вкладывал всю свою силу и любовь, старался сделать школу лучшей, уютной для своих учеников и педагогов.

В 90-е годы когда страна переживала не лучшие времена коллектив возглавлял Роберт Сергеевич Черников – интеллигентный, энергичный, он вселял силы в коллектив, поддерживал как мог словом и делом. Завучем в это время была Галина Петровна Левшенкова.

В 2000 году управление школой Роберт Сергеевич передал Медведеву Николаю Петровичу. С легкой руки руководителя в школе пошли перемены, началась информатизация школы. Прошел первый эксперимент со сдачей экзамена в форме ЕГЭ…

Модернизация школьного образования не обошла стороной и нашу школу.

Появились компьютерные классы, свободный доступ к интернету, интерактивные доски и мультимедийные проекторы.

За 2011 – 2012 учебный год в школу было приобретено учебно-лабораторное оборудование, мебель, оргтехника и компьютерное оборудование на сумму около двухсот тысяч рублей. Меняется облик кабинетов и самой школы. В нашей школе поставлены новые современные окна и двери, всего на сумму более шести с половиной миллионов. Каждый год в нашей школе появляется что-то новое, современное…

Заключение

Таким образом, я считаю цель своей работы, собрать материал об истории становления школы в нашем селе выполненной.

На основании собранных воспоминаний, документов я проследил процесс создания Угловской школы, собрал большой биографический материал о ее учителях и выпускниках.

Практическая значимость моей работы заключается в следующем: ее можно использовать во внеклассной работе классных руководителей, разместить в школьном музее.

 

 

Литература:

1. «Угловский район в XX веке», с. Угловское, 2007 год

2. Обобщенные материалы по истории района; Л.Крицких, ст. научный сотрудник Угловского краеведческого музея

3. Обобщенные материалы по истории Угловского района; Н.Мазалова, хранитель фондов Угловского краеведческого музея

4. Справка Томского Государственного архива, 2011 год

 

Использованы воспоминания:

Коваленко Петра Алексеевича

Сидельниковой Марии Фроловны

Сафроновой Анны Павловны

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угловская средняя общеобразовательная школа»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.