КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1: Предмет, метод и система административного права
Вопросы: 1.Понятие административного права как науки и учебной дисциплины. 2. Характеристика общественных отношений, регулируемых административным правом. 3. Методы административно-правового регулирования общественных отношений. 4. Система административного права: - Основные элементы общей части. - Основные элементы особенной части
Административное право является одной из ведущих отраслей российского права. Участниками административно-правовых отношений, регулируемых нормами административного права, являются самые различные субъекты: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, граждане. Поэтому Административное право –это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти..Его называют управленческим, организационным правом (Администрация от лат. управление, руководство). Административное право - это самостоятельная отрасль российской правовой системы, состоящая из правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти.
Государственное управление – вид государственной деятельности, т.е. целенаправленное организованное воздействие государства и его органов на различные сферы государственной жизни для их изменения в соответствии с целями государственной политики. В широком смысле – это деятельность всех государственных органов в этом направлении. В узком смысле – это деятельность органов исполнительной власти.
Чаще всего государственное правление понимается именно в узком смысле. Поэтому его можно определить как организующую деятельность органов исполнительной власти и иных органов, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства. Госуправление охватывает следующие сферы общественной и государственной жизни: -экономику (промышленность, финансы и кредит, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговлю и др); - социально-культурное строительство (образования, науку, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение и др.); - административно-политическое строительство (безопасность, оборона, внутренние дела, юстицию, иностранные дела). Оно распространяется и на негосударственную собственность (муниципальную и частную).
Характерные черты государственного управления:
- осуществляется от имени государства и является организующей деятельностью; - функции госуправления реализуются специальными органами- органами исполнительной власти; - осуществляется путем воздействия на определенные объекты управления(граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, коммерческие структуры, нижестоящие органы госуправления и их должностные лица); - носит государственно-властный характер (поэтому осуществляется в правовых формах); - госуправление-это подзаконная деятельность, т.е. она основывается на законах
Государственное управление и исполнительная власть не одно и то же. Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как госуправление- организационно-правовая категория. Система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому госуправление представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Государственная власть строится на определенной функциональной и компетентной специализации. Законодательная власть издает законы, исполнительная власть их реализует, судебная власть осуществляет правосудие. Исполнительная власть, используя определенную часть государственно-властных полномочий занимается практической реализацией законов в общегосударственном масштабе через специальные субъекты. Практической формой реализации исполнительной власти является исполнительная деятельность, которая и подвергается регулированию со стороны административного права
Административно-правовому регулированию подлежат общественные отношения в таких областях государственного управления, как организация и осуществление исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, государственная служба, административная ответственность, административно-процессуальная деятельность, обеспечение законности в государственном управлении и т.д. Административное право – это прежде всего право государственного управления, определяющее не только статус своих субъектов, но и механизм принятия и претворения в жизнь решений, часто затрагивающих интересы каждого из нас. Фактически, административное право возникло вместе с появлением государства и государственного управления как определенного вида государственной деятельности, одной из основных функций государства. Закрепление в Конституции РФ принципа разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, многообразие форм собственности, постепенный отказ от использования в государственном управлении административно-командных методов, уменьшение доли государственного регулирования в ряде сфер и областей общественной жизни, привели к значительному увеличению административно нормотворческой деятельности. В настоящее время упор сделан на усиление управленческой вертикали власти, укрепление роли государства в регулировании различных сфер общественной жизни, создание единого правового пространства, приведение нормативно-правовых актов на региональном и местном уровнях в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Административное право тесно связано с теорией государства и права, конституционным, уголовным, гражданским правом. Таможенное, финансовое, банковское право (относительно новые отрасли права) берут свое начало от административного права. В том числе административное право использует достижения общей теории управления, теории государственного управления и теории государственной службы, философии, социологии и других общественных наук.
Административное право как наука исследует закономерности развития данной отрасли права, дает объективную картину состояния административно-правовых отношений в отдельных отраслях управления.
Как учебная дисциплина административное право представляется в виде общей части и особенной части.
В общей части изучается: предмет и метод административного права, административно-правовые нормы и отношения административно-правовой статус субъектов административного права, организационно-правовые основы государственной службы, формы и методы государственного управления, ответственность по административному праву и административно-процессуальная деятельность, соблюдение законности в сфере государственного управления, административно-правовые режимы.
Особенная часть посвящена вопросам административно-правового управления в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах.
Функции административного права: правотворческие, правоисполнительные, правоохранительные. Реализуя свои функции, административное право использует определенные методы –совокупность правовых средств, способов и приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Методы административно-правового регулирования:
Предписание- -возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.(наиболее характерное правовое средство)
Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия. Может осуществляться в двух основных формах: предоставление возможности, - выбора одного из вариантов должного поведения -решения действовать или не действовать по своему усмотрению.
В административном праве изначально преобладающим способом правового регулирования является метод прямого распорядительства, директивный, приказной, используются методы согласования, рекомендации и договорная форма решения стоящих задач.
Административно-правовой метод правового регулирования предполагает, как правило, неравенство сторон: одна сторона обычно наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй, именно она- первая сторона- принимает управленческие решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применять к ней принуждение.
Вопросы для самоконтроля 1.Дайте определение административного права. 2.Что является предметом административного права? 3.В чем состоит метод административного права? 4.Дайте характеристику основных методов административного права. 5.Какова роль административного права в правовой системе России? 6. Дайте определение государственного управления. 7.Какие сферы общественной и государственной жизни охватывает государственное управление? 8.Назовите характерные черты государственного управления. 9.Дайте понятие исполнительной власти. 10. В чем различие государственного управления и исполнительной властью? 11. Дайте понятие административного права как отрасли, как науки, как учебной дисциплины
Литература:
1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ 2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ 3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/ В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр. 6-14 4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр. 3-18. 5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр.3-14
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |