Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по административному праву




 

Тема: 2 «Административно-правовые нормы и отношения»

 

Вопросы:

 

1. Понятие административных норм.

2. Структура и виды норм административного права.

3. Способы реализации норм административного права.

4. Понятие и виды источников административного права

5. Административное право и административное законодательство.

6. Понятие административно-правовых отношений, их структура и виды.

7. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых правоотношений.

8.Понятие и виды субъектов административно-правовых отношений.

 

Административно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, установленное государством для регулирования общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти и охраняемые от нарушений принудительной силой государства

 

Совокупность данных правовых норм составляет отрасль административного права.

Административно-правовые нормы призваны обеспечить эффективность исполнительно-распорядительной деятельности, соблюдение прав и исполнение обязанностей сторон. Они определяют границы должного, допускаемого и рекомендуемого поведения сторон в сфере исполнительной власти. Их действие гарантировано возможностью применения к нарушителям государственного принуждения.

 

Административно-правовые нормы имеют традиционную структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Особенностью является возможное отсутствие санкции, например, при установлении полномочий органа исполнительной власти.

 

Гипотеза – указывает на те условия, при наличии которых применяется соответствующее правило поведения. Она может быть абсолютно – определенной и относительно – определенной.

Абсолютно- определенная гипотеза – содержит конкретные фактические условия, при которых норма права подлежит применению. Например, санкция не применяется, если истекли сроки давности.

В относительно – определенной гипотезе содержится лишь общая характеристика условий, при которых норма может быть реализована.

Основная часть административных норм имеет относительно определенную гипотезу.

 

Гипотеза – элемент административно-правовой нормы, указывающий на условия фактические обстоятельства) при наступлении или не наступлении которых предписание вступает в действие. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой административно-правовой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношений.

 

Диспозиция – это основная часть нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права.

Санкция – указывает на меры возможного государственного или общественного воздействия за нарушение требования, сформулированного в диспозиции правовой нормы.

Санкция – мера государственного воздействия, применяемая к органам управления, должностным лицам и гражданам, не соблюдающим или нарушающим правила поведения. Это, например, административные или дисциплинарные взыскания, налагаемые на должностных лиц.

 

Административно-правовые нормы подразделяются на виды по основаниям:

- предмету регулирования – регулируют материальные (определяющие права, обязанности и ответственность субъектов) и процессуальные отношения (закрепляющие порядок и процедуру реализации прав и осуществления обязанностей участников административных правоотношений).

- методу управленческого воздействия на поведение субъектов административного права – предполагает наличие

обязывающих (т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ, при получении жалобы гражданина

орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть её в течение тридцати дней.

запрещающих, т.е. предусматривает юридически властное предписание, указывающее на недопустимость определенного поведения под страхом применения административного воздействия. Например, милиции запрещено применение специальных средств в отношении женщин с явными признаками беременности, лиц, с явными признаками инвалидности, малолетних (несовершеннолетних) и т.п.

уполномачивающих (дозволительная) норма, устанавливает возможность для исполнителей действовать в пределах её предписания, наделяет их правом соответствующего варианта поведения в дозволенных границах. Так. гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (право на обжалование неправомерных действий должностного лица); должностное лицо, осуществляющее контрольно-надзорные функции, может применить к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных мер административного воздействия.

Стимулирующих (поощрительная) норма обеспечивает с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношении. Например, установление налоговых и иных льгот, освобождение от налогообложения, применение льготного кредитования и т.п.

Рекомендательных- норма включает конкретный совет исполнителю, как поступать в определенных условиях. Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.

- по форме предписания:

императивные – (категорические) нормы, содержат правила, определяющие поведение субъектов, которые не могут быть изменены по согласованию сторон;

- рекомендательные – нормы содержат определенные советы о целесообразности каких – либо действий;

- диспозитивные – нормы содержат правило, дающее возможность участникам самим определить свои права.


Пределы действия (в пространстве, во времени, по субъектам)

 

- в пространстве – административно-правовые нормы действуют на территории РФ и за её пределами (на морских и воздушных судах, территории посольств и других представительств). Различают нормы общероссийские, действующие в пределах субъектов, местные, межтерриториальные (специальные) и распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы.

- во времени - административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с определенным сроком и бессрочные, не имеющие определенного срока действия.

- по субъектам административно-правовые нормы регулируют поведение граждан (физических лиц), государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц) независимо от форм собственности и соответственно их должностных лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.