КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы
К основным источникам административного права в Российской Федерации относятся:
Конституция РФ 1993г. – основной источник административного права. В ней содержится ряд положений, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Определяются основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст.77,110-117), разграничиваются предметы ведения и полномочия федеральных органов и субъектов Федерации (ст.71-73),закрепляются основные права и свободы граждан.
Законодательные акты- конституционные, федеральные и субъектов Федерации. Акты палат Федерального Собрания. Могут быть источниками административного права только в том случае, если содержат нормы управленческого характера. Нормативные акты Президента РФ - указы и распоряжения.(Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.(Правила пожарной безопасности в РФ утверждены приказом Министра внутренних дел) Акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Акты руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций. В целом можно сказать, что административное право относится к числу наиболее не систематизированных и не кодифицированных отраслей российской правовой системы.
Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения. Административно-правовые отношения - это урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами. Административно-правовые отношения – это властеотношения. Этот признак является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Эта деятельность диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть.
Административно-правовые отношения складываются преимущественно в сфере государственной и общественной жизни – сфере государственного управления. Это организационные отношения., возникающие по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения.. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию.
Признаки административно-правовых отношений:
Классификация административно-правовых отношений:
По содержанию: -материальные- урегулированные нормами материально-административного права; -процессуальные- урегулированные процессуальными нормами административного права. По основаниям возникновения: - - возникающие, изменяющиеся:и прекращяющиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов; - деликтные – являющиеся следствием дисциплинарных, административных правонарушений. По структуре объекта: - простые – объект, т.е. поведение или деятельность является единственным; - сложные—те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты, например, имущество, информация, услуги и т.д. По юридическому характеру взаимодействия их участников: -властные или субординационные (по вертикали) – это те отношения, которые основаны на властном подчинении сторон, но есть зависимость юридически слабой стороны от субъекта, уполномоченного принимать решения; - отношения взаимодействия или согласования (по горизонтали) – когда стороны юридически равноправны, ни одна из них юридически не зависит от другой. По цели возникновения: - внутренние – возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления; Внешние- возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам. По характеру юридических связей: - отношения, порожденные правомерными фактами (действиями или бездействием) - отношения, порожденные неправомерными фактами (действиями или бездействиями). Для возникновения административно-правовых отношений необходимо наличие трех элементов: - административно-правовой нормы; - соответствующих субъектов; - юридического факта. По соотношению прав и обязанностей участников: -вертикальные правоотношения- один из участников подчинен другому; Горизонтальные – участники которых не находятся в подчинении друг друга. Административно-правовая норма непосредственно не создает административно-правового отношения. Она является правовой основой. Непосредственным основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного административно-правового правоотношения является юридический факт, предусмотренный данной нормой.
Юридический факт - это обстоятельство или условие, при наличии которого наступают указанные административно-правовые последствия. Т.о., юридический факт – это предусмотренное нормой административного права жизненное обстоятельство, наступление которого вызывает, изменяет или прекращает административно-правовое отношение. Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действия людей, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение. Юридические события – это неволевые юридические факты, влекущие правовые последствия. (не зависит от воли людей. Например, смерть гражданина) Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Правомерные действия- всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные- не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушающих их (дисциплинарные и административные проступки). Вопросы для самоконтроля: 1.Дайте определение административно-правовой нормы. 2.Что представляет собой отрасль административного права? 3.Назовите структуру административно-правовой нормы. 4.Дайте определение гипотезы, диспозиции, санкции. 5.Назовите виды административно-правовой нормы. 6.Дайте определение источников административного права. 7.Дайте дефиницию административно-правовых отношений. 8.Назовите признаки административно-правовых отношений. 9.Дайте классификацию административно-правовых отношений. 10.Что представляет собой юридический факт?
Литература: 1.Конституция РФ с изм. и доп. На 14.10.2005г. № 51-ФЗ 2.Кодекс об административных правонарушениях в ред. от 29.12.2004г. № 189-ФЗ 3.Административное право Российской Федерации: учеб. Для сред.проф. учеб.заведений/ В.Я.Насонов, В.А. Коньшин, К.С.Петров, В.М.Редкоус.- М.: Издательский центр «Академия»,2003 стр.12-17. 4.Административное право: учеб.пособие. С.Н. Братановский г. Мытищи Московской обл.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2003.-стр. 11-28. 5.Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие. Е.А.Аверина.-М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006-стр 14-29.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |