Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5 понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это общественные от­ношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административ­но-правовых норм. Норма административного права — это пред­посылка и необходимое условие возникновения административ­но-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может суще­ствовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникно­вения административно-правового отношения. Существуют, на­пример, административно-правовые нормы о чрезвычайном поло­жении, о реквизиции, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают админист­ративно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения наряду со всеми прису­щими любому правоотношению атрибутами имеют некоторое свое­образие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием, тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государ­ства и имеют общей целью должную организацию жизнедеятель­ности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, това­рообменных, трудовых отношений, которые складываются и су­ществуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направ­ляет в нужную сторону, формулируя нормы и формируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами админист­ративного права. Как только «правовая оболочка» с них снимает­ся, административно-правовые отношения перестают существо­вать или преобразуются в какие-то другие разновидности общест­венных отношений.

Особенностью административно-правовых отношений также является их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий харак­тер. Всякий гражданин становится участником административ­но-правовых отношений буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина административ­но-правовые нормы и отношения оберегают память о нем в зако­нодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захороне­ния, перезахоронения останков и т. д.

Виды административно-правовых отношений. Существуют мно­гочисленные виды административно-правовых отношений по раз­личным классификационным основаниям: по своему характе­ру — материальные и процессуальные; по характеру взаимоотноше­ний участников этих отношений — вертикальные (между мини­стерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнитель­ной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтроль­ных объектов); по характеру порождающих их юридических фак­тов — отношения, порождаемые правомерными действиями и не­правомерными действиями (правоотношение, порождаемое право­мерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием — на реализацию ее санкции); по продолжительности действия — бес­срочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федераль­ного, регионального и местного уровня.

Структура административно-правового отношения. Под структу­рой административно-правового отношения понимается совокуп­ность составляющих его взаимосвязанных обязательных элемен­тов, каковыми являются: субъекты административно-правового отношения; объекты административно-правового отношения; пра­ва, обязанности и характер связи участников административ­но-правового отношения; условия возникновения административ­но-правовых отношений (юридические факты).

Субъектами, т. е. участниками административно-правовых отно­шений, могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и дру­гие служащие, предприятия, учреждения и прочие организации, граждане и их общественные объединения. При этом хотя бы од­ним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями адми­нистративно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами этих отношений могут выступать дей­ствия и поведение лица; государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, прива­тизация, национализация и т. д.); предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и обра­зования); вся совокупность прав, свобод и обязанностей, состав­ляющих административно-правовой статус гражданина в его взаи­моотношениях с органами исполнительной власти. Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-пра­вового отношения есть субъективные права и юридические обязан­ности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

В административно-правовых отношениях между их участни­ками могут применяться многие методы: метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оста­вить без последствий; метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции; метод взаимной ответственно­сти субъектов друг перед другом; наконец, все большее распро­странение получает административно-договорный метод.

Условиями возникновения административно-правовых отно­шений выступают юридические факты, т. е. фактические обстоя­тельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Административно-правовая норма только тогда вступает в дейст­вие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реали­зации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц. Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер. Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те и другие порождают администра­тивно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов. Большинство административно-пра­вовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема №3 административно-правовые нормы | Тема №6 административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.