КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №13 понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан
Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, свобода организации и деятельности общественных объединений гарантируется государством. Конституционное право граждан на объединение включает в себя право создавать на сугубо добровольной основе любые общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепятственно выходить из них по своему желанию и разумению. Общие основы правовой организации и деятельности общественных объединений в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями)1, действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных и коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений — организаций, отделений или филиалов и представительств — иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности конкретных видов общественных объединений — политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, благотворительных и других видов общественных объединений, действующих на основе специальных законов. Граждане могут создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, правда, должны проходить государственную регистрацию для приобретения прав юридического лица, но могут функционировать и без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Общественные объединения создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учредители, члены и участники общественного объединения. Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Участниками общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в том числе иностранцы), достигшие 18 лет, молодежных — достигшие 14 лет, а детских общественных объединений — достигшие 10 лет. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Организационно-правовыми формами (видами) общественных объединений являются: общественные организации, общественные движения (в том числе их особая и специфическая разновидность — политические общественные объединения), общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности. Общественной организацией признается общественное объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации — наиболее развитая организационно-правовая форма добровольного сплоченного объединения граждан, поскольку для них характерны устойчивость состава и структуры связей между членами на основе соответствующим образом официально оформленного членства, систематическое организационное и, как правило, посильное материальное участие ее членов в создании и преумножении имущественной базы своей организации. Формы такого материального участия разнообразны: членские взносы, безвозмездная лекционно-пропагандистская работа, подписка на издания этой организации и т. д. Высший руководящий орган общественной организации — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим органом общественной организации служит выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. По целям и характеру своей деятельности общественные организации могут быть политическими общественными объединениями, профсоюзными, профессиональными и творческими, по защите интересов больших социальных групп граждан. Политическими объединениями не могут быть признаны объединения, зарегистрированные в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности. Не могут быть признаны политическими организациями общественные объединения, неполитический характер которых специально оговорен в федеральном законе, и объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов. Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Общественным движением является состоящее из участников не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого общественного движения. У общественных движений много общего с общественными политическими организациями, но это всегда более аморфные образования, хотя на их базе иногда формируются серьезные политические партии. Высший руководящий орган общественного движения — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общественных объединениях» не могут быть признаны политическим общественным объединением (политической партией или политическим движением) объединения, зарегистрированные в качестве профессиональных союзов, религиозных, благотворительных организаций, национально-культурных автономий, а также в качестве общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности; объединения, уставы которых допускают членство в них или принадлежность к ним в иной форме иностранцев, иностранных или международных организаций; объединения, уставы которых допускают членство в них или принадлежность к ним граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам; объединения, уставы которых предусматривают членство в них или принадлежность к ним лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям; объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями; объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов; объединения, неполитический характер которых специально оговорен в федеральном законе. Общественный фонд является разновидностью некоммерческого фонда и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества на основе добровольных взносов или иных законных поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать это имущество в собственных интересах. Примерами этого вида общественных объединений могут быть Фонд безопасного развития цивилизации, Всероссийский фонд прогресса, защиты прав человека и милосердия; Фонд помощи российской милиции и многие другие. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. Общественное учреждение — это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям этого объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). К этому виду общественных объединений можно отнести, например, Центр стратегических исследований, разрабатывавший программу для вновь избранного Президента РФ, фонд Горбачева, институт Гайдара и т. д. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения, и потребителями его услуг. Этот орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, цель которых — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органов общественной самодеятельности по месту их создания. Органы общественной самодеятельности формируются по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строят свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. К органам общественной самодеятельности относятся, например, уличные, домовые комитеты и другие организационно-правовые формы территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан, родительские комитеты в образовательных учреждениях, библиотечные советы, различного рода клубы по интересам и т. д. Иные общественные организации — это разнообразные негосударственные некоммерческие организации, близкие по своему административно-правовому статусу к общественным объединениям, но не относящиеся к таковым из-за некоторой специфики целей и характера осуществляемой ими деятельности. На них не распространяется в полной мере, как уже отмечалось, Закон РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными. К общероссийским общественным объединениям относятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы и представительства; к межрегиональным — те, которые осуществляют деятельность на территориях менее половины субъектов РФ; к региональным — те, которые действуют лишь в пределах территории одного субъекта РФ; под местными общественными объединениями понимаются те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами. В отношении политических общественных объединений (политических партий и политических общественных движений), участвующих в формировании государственной власти, государство обеспечивает полную «прозрачность», т. е. гласность и открытость их деятельности для общества и государства, чтобы граждане знали, ради каких целей создаются соответствующие политические партии и движения, кем они финансируются, как и на что тратят свои средства. Политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, в партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом в половине субъектов партия должна иметь региональные отделения с численностью не менее 500 членов этой партии, а в остальных — не менее 250. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Выполнение всех этих и некоторых других требований является обязательным условием государственной регистрации политической партии Министерством юстиции РФ. Неполитическим общественным организациям (молодежным, детским, ветеранским, организациям защиты материнства и детства и т. д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организованном порядке оказывает материальную помощь и финансовую поддержку. Органы общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, кинологов и т. д.) действуют независимо от государства, решая свои задачи самостоятельно. Административно-правовыми отношениями опосредуется процесс государственной регистрации уставов общественных объединений. Политические общественные объединения подлежат государственной регистрации в обязательном порядке, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат не государственной регистрации, а только учету в органах Министерства юстиции РФ, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, им не подчинены и не подконтрольны. Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, а региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов РФ. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и возможен лишь при наличии конкретных, строго определенных оснований. Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Этот контроль призван обеспечить функционирование зарегистрированных общественных объединений в строгом соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, а также их уставными целями. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом. По результатам контроля за деятельностью общественных объединений органы юстиции вправе вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение, в случае нарушения действующего законодательства или совершения обшественными объединениями действий, противоречащих их уставным целям. Регистрирующий общественное объединение орган юстиции вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке (или не признаны судом не основанными на законе). Постановка вопроса перед судом о приостановлении деятельности общественного объединения может иметь место только в случаях нарушения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. В случае приостановления деятельности общественного объединения в течение установленного решением суда срока приостанавливаются и права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности. Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Закона РФ «Об общественных объединениях» Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлениями не только о приостановлении, но и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |