Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №13 понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан




Субъектами — участниками управленческих административ­но-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объ­единение, свобода организации и деятельности общественных объединений гарантируется государством. Конституционное право граждан на объединение включает в себя право создавать на сугу­бо добровольной основе любые общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепят­ственно выходить из них по своему желанию и разумению.

Общие основы правовой организации и деятельности общест­венных объединений в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями)1, действие которого распространя­ется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных и коммерческих организа­ций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций), а также на деятельность созданных на территории Российской Фе­дерации структурных подразделений — организаций, отделений или филиалов и представительств — иностранных некоммерческих не­правительственных объединений. Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности кон­кретных видов общественных объединений — политических пар­тий, профессиональных союзов, религиозных организаций, благо­творительных и других видов общественных объединений, дейст­вующих на основе специальных законов. Граждане могут создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, правда, должны проходить государственную регистрацию для приобретения прав юридического лица, но могут функционировать и без государственной регистрации и, соответ­ственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вы­текающими отсюда правовыми последствиями.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Общест­венные объединения создаются для достижения социальных, бла­готворительных, культурных, образовательных, научных и управ­ленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; а также в иных целях, направ­ленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учредители, члены и участники общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физиче­ские и юридические лица — общественные объединения, созвав­шие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором был принят устав общественного объединения, сформированы его ру­ководящие и контрольно-ревизионный органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересо­ванность в совместном решении задач данного объединения в со­ответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие под­держку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформ­ления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Учредителями, членами и участниками общественных объеди­нений являются граждане (в том числе иностранцы), достигшие 18 лет, молодежных — достигшие 14 лет, а детских общественных объединений — достигшие 10 лет. Правоспособность общественно­го объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Организационно-правовыми формами (видами) общественных объединений являются: общественные организации, общественные движения (в том числе их особая и специфическая разновид­ность — политические общественные объединения), общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодея­тельности.

Общественной организацией признается общественное объедине­ние, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации — наиболее развитая организационно-правовая форма добровольного сплоченного объединения граждан, поскольку для них характерны устойчивость состава и структуры связей между членами на основе соответствующим образом официально оформленного членства, систематическое организационное и, как правило, посильное мате­риальное участие ее членов в создании и преумножении имущест­венной базы своей организации. Формы такого материального уча­стия разнообразны: членские взносы, безвозмездная лекционно-пропагандистская работа, подписка на издания этой организации и т. д.

Высший руководящий орган общественной организации — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действую­щим органом общественной организации служит выборный колле­гиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осу­ществляет права юридического лица от имени общественной орга­низации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

По целям и характеру своей деятельности общественные орга­низации могут быть политическими общественными объединения­ми, профсоюзными, профессиональными и творческими, по за­щите интересов больших социальных групп граждан.

Политическими объединениями не могут быть признаны объе­динения, зарегистрированные в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общест­венного учреждения, органа общественной самодеятельности. Не могут быть признаны политическими организациями общественные объединения, неполитический характер которых специально оговорен в федеральном законе, и объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов. Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Общественным движением является состоящее из участников не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками этого общественно­го движения. У общественных движений много общего с общест­венными политическими организациями, но это всегда более аморфные образования, хотя на их базе иногда формируются серьезные политические партии.

Высший руководящий орган общественного движения — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руко­водящим органом является выборный коллегиальный орган, подот­четный съезду. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществ­ляет права юридического лица от имени общественного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общест­венных объединениях» не могут быть признаны политическим общественным объединением (политической партией или полити­ческим движением) объединения, зарегистрированные в качестве профессиональных союзов, религиозных, благотворительных орга­низаций, национально-культурных автономий, а также в качестве общественных фондов, общественных учреждений, органов обще­ственной самодеятельности; объединения, уставы которых допус­кают членство в них или принадлежность к ним в иной форме иностранцев, иностранных или международных организаций; объ­единения, уставы которых допускают членство в них или принад­лежность к ним граждан только по профессиональному, нацио­нальному, этническому, расовому или конфессиональному призна­кам; объединения, уставы которых предусматривают членство в них или принадлежность к ним лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадле­жать к данным объединениям; объединения, преследующие цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринима­тельской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учре­дителями; объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов; объединения, неполитический характер которых специально оговорен в федеральном законе. Общественный фонд является разновидностью некоммерческо­го фонда и представляет собой не имеющее членства обществен­ное объединение, цель которого состоит в формировании имуще­ства на основе добровольных взносов или иных законных поступ­лений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общест­венного фонда не вправе использовать это имущество в собствен­ных интересах. Примерами этого вида общественных объедине­ний могут быть Фонд безопасного развития цивилизации, Все­российский фонд прогресса, защиты прав человека и милосердия; Фонд помощи российской милиции и многие другие.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или пер­сональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение — это не имеющее членства общест­венное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям этого объединения. Управление общественным уч­реждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенны­ми учредителем (учредителями). К этому виду общественных объе­динений можно отнести, например, Центр стратегических исследо­ваний, разрабатывавший программу для вновь избранного Президента РФ, фонд Горбачева, институт Гайдара и т. д.

В соответствии с учредительными документами в обществен­ном учреждении может создаваться коллегиальный орган, изби­раемый участниками, не являющимися учредителями данного уч­реждения, и потребителями его услуг. Этот орган может опреде­лять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органами общественной самодеятельности являются не имею­щие членства общественные объединения, цель которых — совме­стное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи ин­тересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органов общественной самодеятельности по месту их создания. Органы общественной самодеятельности формируются по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строят свою работу на основе самоуправления в соот­ветствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

К органам общественной самодеятельности относятся, напри­мер, уличные, домовые комитеты и другие организационно-пра­вовые формы территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан, родительские комитеты в образова­тельных учреждениях, библиотечные советы, различного рода клубы по интересам и т. д.

Иные общественные организации — это разнообразные негосу­дарственные некоммерческие организации, близкие по своему ад­министративно-правовому статусу к общественным объединени­ям, но не относящиеся к таковым из-за некоторой специфики целей и характера осуществляемой ими деятельности. На них не распространяется в полной мере, как уже отмечалось, Закон РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».

По территориальной сфере деятельности общественные объе­динения могут быть общероссийскими, межрегиональными, ре­гиональными и местными. К общероссийским общественным объе­динениям относятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более по­ловины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделе­ния — организации, отделения, филиалы и представительства; к межрегиональным — те, которые осуществляют деятельность на территориях менее половины субъектов РФ; к региональным — те, которые действуют лишь в пределах территории одного субъекта РФ; под местными общественными объединениями понимаются те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах тер­ритории органа местного самоуправления.

РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ГОСУДАРСТВОМ

Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и му­ниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных ин­тересов общественных объединений всеми имеющимися в их рас­поряжении силами и средствами.

В отношении политических общественных объединений (политических партий и политических общественных движе­ний), участвующих в формировании государственной власти, государство обеспечивает полную «прозрачность», т. е. глас­ность и открытость их деятельности для общества и государст­ва, чтобы граждане знали, ради каких целей создаются соответ­ствующие политические партии и движения, кем они финансируются, как и на что тратят свои средства. Политические партии должны иметь региональные отделения более чем в по­ловине субъектов РФ, в партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом в половине субъектов партия должна иметь региональные отделения с численностью не менее 500 членов этой партии, а в остальных — не менее 250. Руководя­щие и иные органы политической партии, ее региональные от­деления и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Выполнение всех этих и некоторых других требований является обязательным услови­ем государственной регистрации политической партии Мини­стерством юстиции РФ.

Неполитическим общественным организациям (молодежным, детским, ветеранским, организациям защиты материнства и дет­ства и т. д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организован­ном порядке оказывает материальную помощь и финансовую поддержку.

Органы общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, кинологов и т. д.) дей­ствуют независимо от государства, решая свои задачи самостоя­тельно.

Административно-правовыми отношениями опосредуется про­цесс государственной регистрации уставов общественных объеди­нений. Политические общественные объединения подлежат госу­дарственной регистрации в обязательном порядке, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат не государственной регистрации, а только учету в орга­нах Министерства юстиции РФ, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной ис­полнительной власти и органов местного самоуправления, им не подчинены и не подконтрольны.

Государственная регистрация общероссийских и международ­ных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа обще­ственного объединения, а региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов РФ. Отказ в государственной регистрации общественного объеди­нения по мотивам нецелесообразности его создания не допускает­ся и возможен лишь при наличии конкретных, строго определен­ных оснований.

Отказ в государственной регистрации общественного объеди­нения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжа­лованы в суд.

 

 

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВА ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Этот контроль призван обеспечить функционирование зарегистрированных общественных объединений в строгом соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, а также их уставными целями. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.

По результатам контроля за деятельностью общественных объ­единений органы юстиции вправе вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение, в случае нарушения действующего законодательства или совершения обшественными объединениями действий, противоречащих их ус­тавным целям.

Регистрирующий общественное объединение орган юстиции вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения после двух письменных предупрежде­ний, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке (или не признаны судом не основанными на законе). Постановка вопроса перед судом о приостановлении деятельности общественного объединения может иметь место только в случаях нарушения федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации.

В случае приостановления деятельности общественного объе­динения в течение установленного решением суда срока приоста­навливаются и права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприя­тия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности. Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответст­вии со ст. 42 и 44 Закона РФ «Об общественных объединениях» Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут об­ращаться в суд с заявлениями не только о приостановлении, но и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.