Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 14 государственная служба




КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЖАЩИХ ПО СФЕРАМ И ВИДАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫМ ПРИЗНАКАМ И ПОЛНОМОЧИЯМ. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все служащие делятся на занятых в сфере экономической, соци­ально-культурной и административно-политической деятельности.

По видам государственной деятельности все федеральные го­сударственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализирующимся на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие пред­ставительных (законодательных) органов государственной вла­сти — Федерального Собрания (Совета Федерации и Государст­венной Думы) РФ, служащие общегосударственной контроль­но-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека РФ), служащие органов государственной су­дебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбит­ражного Суда и федеральных территориальных арбитражных су­дов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государственной деятельности классифи­цируются и государственные служащие субъектов РФ.

По функционально-должностным признакам и полномочиям, отра­жающим роль каждого служащего в осуществлении функций орга­на, в котором они состоят на службе, они делятся на три большие группы: руководящий состав (руководители), основной состав (спе­циалисты) и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Этот термин, к сожалению, часто используется для обозначения довольно разнородных по своей административ­но-правовой характеристике разновидностей служащих вследствие отсутствия в административном праве общепризнанного единого легального или хотя бы доктринального понятия «должностное лицо».

В уголовном праве согласно примечанию к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распо­рядительные, административно-хозяйственные функции в госу­дарственных органах, органах местного самоуправления, государ­ственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Лица, выполняющие эти же функции в любых коммерческих или не­коммерческих (негосударственных) организациях, к должностным лицам не относятся (именуются лицами, выполняющими управ­ленческие функции в коммерческой или иной организации).

Общим для всех отраслей права элементом характеристики понятия должностного лица можно считать наличие у него орга­низационно-распорядительных и (или) административно-хозяйст­венных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих. В служебно-дисциплинарных административно-правовых от­ношениях, связанных с применением к служащим мер поощре­ния и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а наниматель, т. е. руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и его увольнения. Начальников и руко­водителей у служащего может быть несколько, а должностное ли­цо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисцип­линарной ответственности, одно. Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным ли­цом может выступать наделенный публичной властью (т. е. пра­вом отдавать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении, — гражданам) предста­витель государственной или муниципальной власти (милиционер, военнослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные ра­ботники некоторых правоохранительных органов и др.).

Должностные лица многочисленных государственных кон­трольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного преду­преждения, пресечения и административных взысканий, тоже со­ставляют особую и специфичную группу государственных служа­щих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Проблема поступления на службу представляет собой следую­щий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государст­венной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу — это конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и по­лучить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ и конкретные статьи упоминаемых ранее федеральных законов о службе, предусматри­вающих право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государ­ственных должностей государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и му­ниципальных должностей муниципальной службы, в которых да­ется исчерпывающий перечень соответствующих должностей, под­лежащих замещению гражданами.

Правовые условия поступления на службу — это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и тре­бования к лицу, претендующему на занятие определенной должно­сти: обстоятельства, препятствующие поступлению на государст­венную и муниципальную службу; профессиональные, квалифика­ционные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрас­тные ограничения поступления на службу по некоторым конкрет­ным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу — это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной и муниципальной службе различными организационно-правовыми способа­ми: зачисление, конкурс, назначение, выборы.

Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должно­стям, но предусмотренных штатным расписанием в целях техни­ческого обеспечения деятельности государственных и муници­пальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.

На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, вла­деющие государственным языком Российской Федерации и соот­ветствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом. Предельный возраст пребывания на граж­данской службе — 65 лет. Но существуют и определенные законом ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Так, гражданин не может быть принят на государственную граж­данскую службу, а служащий не может находиться на государст­венной службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в закон­ную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему воз­можность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, вступившему в за­конную силу, а также в случае наличия не снятой или не пога­шенной в установленном федеральным законом порядке судимо­сти; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; 4) наличия заболевания, препятст­вующего поступлению на гражданскую службу или ее прохожде­нию и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, бра­тья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если замещение должности связано с непосредственной подчи­ненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) вы­хода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено меж­дународным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при по­ступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установ­ленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен­ного характера (ст. 16). Иные ограничения, связанные с поступ­лением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, могут устанавливаться только федеральными законами. А в связи с прохождением гражданской службы государственному служащему запрещается: 1) участвовать на платной онове в дея­тельности органа управления коммерческой организацией, за ис­ключением случаев, установленных федеральным законом; 2) за­мещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выбор­ную должность в органе местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, и др. (ст. 17).

Поступление гражданина на гражданскую службу для замеще­ния должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их со­ответствия установленным квалификационным требованиям к со­ответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, опреде­ляющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс не проводится: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руко­водители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назна­чении на должность гражданской службы гражданского служаще­го (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформирован­ном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводить­ся при назначении на должности гражданской службы, относя­щиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными

федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. При этом претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государ­ственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав кото­рой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по во­просам государственной службы и кадров, юридического (право­вого) подразделения и подразделения, в котором проводится кон­курс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государст­венной службой, а также представители научных и образователь­ных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания пер­сональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа чле­нов конкурсной комиссии. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной ко­миссии в соответствии с законом.

На основе акта государственного органа о назначении на должность заключается служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на службу, или служащим о прохождении службы и замещении должности, в котором устанавливаются права и обязанности сто­рон. Представитель нанимателя обязуется предоставить граждани­ну, поступающему на службу, возможность прохождения граждан­ской службы, а также предоставить указанному гражданину или служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить им прохождение службы в соответствии с законом, своевременно и в полном объеме выплачивать служащему денеж­ное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Поступающий же на государственную службу гражда­нин обязуется исполнять должностные обязанности в соответст­вии с должностным регламентом и соблюдать служебный распо­рядок государственного органа. Содержание и форма служебного контракта, порядок его заключения и сроки действия четко регу­лируются законом (ст. 23—27).

В акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено ис­пытание служащего в целях проверки его соответствия замещае­мой должности. Срок испытания устанавливается продолжитель­ностью от трех месяцев до одного года, а для служащих, назначенных на должность в порядке перевода из другого государственного органа, от трех до шести месяцев. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность и слу­жебном контракте условия об испытании означает, что служащий принят без испытания. По окончании установленного срока ис­пытания при отсутствии у государственного гражданского служа­щего соответствующего замещаемой должности классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого ему присваивается классный чин в соответствии с законом.

Испытание не устанавливается: для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образо­вания и впервые поступающих на государственную службу в со­ответствии с договором на обучение с обязательством последую­щего прохождения гражданской службы; для граждан и служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «ру­ководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий; для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке пере­вода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы и не­которых иных случаях, предусмотренных законом.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муни­ципальной должности государственной или муниципальной служ­бы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Он проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем го­сударственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в кон­курсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, глав­ные и высшие государственные должности федеральной и государ­ственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса доку­ментов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соот­ветствующей должности сами заявляют о своем желании посостя­заться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценива­ют их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муници­пальных должностей применяются достаточно широко. Через вы­боры замещаются государственные должности Президента РФ, Председателя Государственной Думы и краевой (областной) думы, а также должности председателей комитетов всех государственных

органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправ­ления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органа­ми). Характерный признак выборности как способа замещения любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.). Отсюда вытекает, что в своей последующей деятельности избран­ное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответствен­но перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

 

ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ И АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Профессиональная служебная деятельность служащего осущест­вляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью адми­нистративного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к служащему, заме­щающему соответствующую должность, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; должностные обязан­ности, права и ответственность служащего за неисполнение (не­надлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответст­вии с административным регламентом государственного органа, за­дачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; перечень вопросов, по которым служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управлен­ческие и иные решения, а также вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных реше­ний, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государ­ственного органа, со служащими иных государственных органов, с гражданами и организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с админи­стративным регламентом государственного органа; показатели эф­фективности и результативности профессиональной служебной деятельности служащего (ст. 47).

Процесс прохождения службы включает в себя реализацию служебных должностных прав и обязанностей, периодическую аттестацию, а также возможное применение к служащему мер по-ощрения и ответственности за должностные проступки вплоть до увольнения со службы. По своему содержанию и характеру все права и обязанности служащего можно разделить на три группы: общие, особенные и специальные.

Общие для всех государственных и муниципальных служащих права и обязанности закреплены в Конституции РФ, федеральных законах о государственной и муниципальной службе, а также в соответствующих аналогичных законах субъектов РФ, в уставах муниципальных образований и других нормативных право­вых актах государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Так, всякий государственный или му­ниципальный служащий имеет право на следующие действия (процедуры): ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности; получение информации и материалов, не­обходимых для исполнения должностных обязанностей; продви­жение по службе, переподготовку (переквалификацию) и повы­шение квалификации за счет соответствующего бюджета, а так­же участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной служ­бы; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для за­щиты своих прав, социально-экономических и профессиональ­ных интересов; внесение предложений по совершенствованию государственной или муниципальной службы в любые инстан­ции; обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с его государственной или муниципальной службой соответственно, и др.

При осуществлении своих служебных полномочий каждый го­сударственный и муниципальный служащий обязан: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федерального законодательства и законодательст­ва субъектов Федерации; инициативно и добросовестно испол­нять свои должностные обязанности; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распо­ряжения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключени­ем незаконных; своевременно рассматривать в пределах своих должностных полномочий и обязанностей обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и органи­заций, государственных органов и органов местного самоуправле­ния и принимать по ним в установленном порядке законные ре­шения; соблюдать установленные в государственном или муници­пальном органе правила внутреннего трудового распорядка,

должностные инструкции, порядок работы со служебной доку­ментацией; хранить государственную и иную охраняемую законом служебную тайну; постоянно поддерживать необходимый уровень квалификации, достаточный для исполнения своих служебных должностных обязанностей. В качестве своеобразных гражданских обязанностей служащих можно рассматривать и установленные законом ограничения, связанные с государственной и муници­пальной службой.

Согласно общим требованиям к служебному поведению госу­дарственных и муниципальных служащих все они обязаны: 1) ис­полнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 2) исходить из того, что признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина опреде­ляют смысл и содержание его профессиональной служебной дея­тельности; 3) осуществлять профессиональную служебную деятель­ность в рамках установленной законодательством компетенции государственного органа; 4) не оказывать предпочтение каким-ли­бо общественным или религиозным объединениям, профессио­нальным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо лич­ных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятст­вующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные законом для государст­венных служащих; 7) соблюдать нейтральность, исключающую воз­можность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; 8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; 9) проявлять корректность в обращении с гражданами; 10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; 11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; 12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести
ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Государственный гражданский служащий, замещающий долж­ность категории «руководители», обязан не допускать случаи при­нуждения гражданских служащих к участию в деятельности поли­тических партий, других общественных объединений и религиоз­ных объединений (ст. 18).

При реализации государственным служащим своих функций и полномочий может возникнуть конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных

обязанностей и возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными ин­тересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Рос­сийской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам. При этом под личной заинтересован­ностью служащего, которая влияет или может повлиять на объек­тивное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финан­совыми или иными обязательствами. В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан проин­формировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, кото­рая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфлик­та интересов, вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности.

Для соблюдения требований к служебному поведению госу­дарственных гражданских служащих и урегулирования конфлик­тов интересов в государственном органе, федеральном государст­венном органе по управлению государственной службой и госу­дарственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к слу­жебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (комиссия по урегулированию конфликтов интересов), которая образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им служащие (в том числе из подразде­ления по вопросам государственной службы и кадров, юридиче­ского (правового) подразделения и подразделения, в котором слу­жащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность), представитель соответствующего органа по управле­нию государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашае­мые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспер­тов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской служ­бой, без указания персональных данных экспертов. Число незави­симых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Положение о комиссиях по соблюдению требований к слу­жебному поведению государственных гражданских служащих Рос­сийской Федерации и урегулированию конфликтов интересов ут­верждается указом Президента РФ (ст. 19).

Все вышеперечисленные права и обязанности являются общи­ми, потому что, во-первых, распространяются на всех без исклю­чения государственных и муниципальных служащих, независимо от конкретного вида государственной деятельности, отрасли и сферы государственного управления или местного самоуправле­ния; во-вторых, закреплены они в нормативных правовых актах общего надотраслевого масштаба и характера (Конституция РФ, конституции или уставы (основные законы) субъектов РФ, уставы муниципальных образований, общие федеральные и законы субъ­ектов Федерации о государственной и муниципальной службе).

Особенные права и обязанности государственных и муници­пальных служащих отражают и закрепляют видовую специфику различных сфер государственной деятельности (служащие судеб­ных, прокурорских органов, представительных органов законода­тельной власти, исполнительной власти и т. д.).

Специальные права и обязанности государственных и муници­пальных служащих отражают специфику служебной деятельности отдельных категорий служащих: право иметь и применять при определенных обстоятельствах оружие и специальные средства, право на специальную охрану, предоставление некоторым долж­ностным лицам определенных административно-юрисдикционных полномочий и т. д. Специальные права и обязанности отдельным категориям служащих предоставляются, как правило, федеральны­ми законами и некоторыми иными нормативными правовыми актами отраслевого масштаба и характера действия, например за­конами о внутренних войсках, о милиции и др. Законная, ини­циативная и целесообразная реализация общих, особенных и спе­циальных прав и обязанностей государственных и муниципальных служащих есть основа содержательной характеристики процесса прохождения ими службы.

 

МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанно­стей, продолжительную и безупречную службу, выполнение зада­ний особой важности и сложности к ним применяются различ­ные виды поощрений и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов Федерации. К государ­ственным гражданским служащим, например, за безупречную и эффективную службу применяются следующие виды поощре­ния и награждения: объявление благодарности с выплатой еди­новременного поощрения; награждение почетной грамотой госу­дарственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и на­граждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу. Все эти решения принимаются представителем нанима­теля, а по его представлению в установленном федеральным за­конодательством порядке могут также применяться: поощрение Правительства РФ; поощрение Президента РФ; присвоение по­четных званий Российской Федерации; награждение знаками от­личия Российской Федерации; награждение орденами и медаля­ми Российской Федерации. Порядок и условия выплаты едино­временного поощрения государственным гражданским служащим субъекта РФ устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта (ст. 55). К служащим других разновидностей государственной службы могут применяться и другие предусмотренные федеральным законодательством меры поощрения, например награждение именным оружием, фотографирование у развернутого знамени и др. Государственные награды Российской Федерации — высшая форма поощрения граждан (и любых служащих в том числе) за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной дея­тельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В со­ответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 6 января 1999 г. № 19) государственными наградами Российской Федерации явля­ются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Фе­дерации. Для поощрения служащих за высокое профессиональное мастерство установлены многочисленные почетные звания Россий­ской Федерации, например «Заслуженный юрист Российской Фе­дерации», «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Рос­сийской Федерации» и многие другие. Политика применения всех мер поощрения государственных и муниципальных служащих на­правлена в целом на то, чтобы поощрять служащего за конкрет­ные достижения и высокие показатели, а не просто за хорошую работу.

Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, орга­низаций любых форм собственности, а также органами мест­ного самоуправления. Для проведения общественной оценки материалов о награждении государственными наградами и обеспечения объективного подхода к поощрению при Пре­зиденте РФ действует специальная Комиссия по государствен­ным наградам.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ

Существует два аспекта ответственности как социальной кате­гории: позитивный, когда ответственность рассматривается в каче­стве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего перед самим собой, сво­ей собственной совестью) и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое об­щество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность как один из видов социальной ответственности выражается в осуждении противоправ­ного поведения лица со стороны общества и государства, заклю­чающегося в причинении виновному лицу отрицательных послед­ствий материального или морального характера, в применении санкций за соответствующие правонарушения путем привлечения виновного лица к различным видам правовой ответственно­сти — уголовной, административной, дисциплинарной за наруше­ния служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на государственной службе — обязатель­ное для всех государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. При этом представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения служащими служебной дисциплины. Служебный распорядок государственного органа оп­ределяется нормативным актом государственного органа, регла­ментирующим режим службы (работы) и время отдыха и утвер­ждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неис­полнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений с вышестоящим по под­чиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным долж­ностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности, (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.), а также выборные муниципальные должности (депутат, член выборного муниципального органа, выборное должностное лицо местного самоуправления), не являются госу­дарственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышепере­численным видам юридической ответственности является отреше­ние этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого Конституцией РФ и другими закона­ми предусмотрены соответствующие юридические формы: импич­мент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недо­верия Правительству, освобождение от должностей указами Пре­зидента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и др.; решение квалификационной коллегии су­дей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к от­ветственности, досрочное прекращение полномочий главы адми­нистрации муниципального образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государст­венной службы, а также не являющиеся выборными муниципаль­ные должности муниципальной службы и любые другие служеб­ные должности в гражданских и общественных учреждениях, мо­гут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная от­ветственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным ус­тавам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинар­ной ответственности распространяется, например, на военнослу­жащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учрежде­ний прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других "отраслей и сфер государственной деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-пер­вых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть амо­ральные и административные проступки; во-вторых, предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в-третьих, за грубое нару­шение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретно­го учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов про­куратуры, МВД, таможенных органов и т. д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчи­ненности распространяется на всех государственных гражданских и муниципальных служащих (государственных и муниципальных «чиновников»), а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых долж­ностных лиц государственных и негосударственных организаций и учреждений. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обя­занностей, представитель нанимателя имеет право применить сле­дующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) ос­вобождение от замещаемой должности; 5) увольнение с граждан­ской службы по строго установленным основаниям — неоднократ­ного неисполнения служащим без уважительных причин должно­стных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения должностных обязанностей в виде прогула (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, со­ставляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанно­стей; совершения по месту службы хищения (в том числе мелко­го) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в за­конную силу приговором суда или постановлением органа, упол­номоченного рассматривать дела об административных правона­рушениях; принятия служащим, замещающим должность катего­рии «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его ис­пользование или иное нанесение ущерба имуществу государствен­ного органа; однократного грубого нарушения служащим, заме­щающим должность категории «руководители», своих должност­ных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 57).

В законе установлен строгий порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от слу­жащего объяснение в письменной форме. В случае отказа граж­данского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письмен­ной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению служа­щего проводится служебная проверка, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения служащим дисциплинарного проступка; вина служа­щего; причины и условия, способствовавшие совершению служа­щим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, при­чиненного служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заяв­ления служащего о проведении служебной проверки. Представи­тель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан кон­тролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются предста­вителю нанимателя, назначившему ее, в форме письменного за­ключения.

Служащий, в отношении которого проводится служебная про­верка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения проверки с сохранением на этот период де­нежного содержания по замещаемой должности. Временное от­странение производится представителем нанимателя, назначив­шим служебную проверку.

В письменном заключении по результатам служебной провер­ки указываются: факты и обстоятельства, установленные по ее результатам; предложение о применении или о неприменении к служащему дисциплинарного взыскания. Письменное заключе­ние по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам госу­дарственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу служащего, в отношении которого она проводилась.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен просту­пок, и предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно по­сле обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее од­ного месяца со дня его обнаружения, не считая периода времен­ной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причи­нам, а также времени проведения служебной проверки. Дисцип­линарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по ре­зультатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголов­ному делу.

Копия акта о применении к служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается ему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствую­щего акта, а служащий вправе обжаловать взыскание в письмен­ной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим такового. Представитель нанимателя вправе снять со служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявле­нию гражданского служащего или по ходатайству его непосредст­венного руководителя. При освобождении служащего от замещае­мой должности в связи с дисциплинарным взысканием он вклю­чается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

В главе 16 Федерального закона о государственной граждан­ской службе достаточно четко урегулированы основания, условия и порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров.

Индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и служащим либо гражданином, по­ступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласий по вопросам применения зако­нов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Индивидуальные слу­жебные споры (служебные споры) рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом.

Такая комиссия образуется решением представителя нанимате­ля из равного числа представителей выборного профсоюзного ор­гана данного государственного органа и представителя нанимате­ля. Представители выборного профсоюзного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Служебный спор рассматривается комиссией по слу­жебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоя­тельно или с участием своего представителя не урегулировал раз­ногласия при непосредственных переговорах с представителем на­нимателя. Служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской служ­бе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трех­месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Комиссия обязана рассмотреть слу­жебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи пись­менного заявления. Решение комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей ко­пии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. В судах рас­сматриваются служебные споры по письменным заявлениям слу­жащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя на­нимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявле­нию прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: 1) служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от осно­ваний прекращения или расторжения служебного контракта, ос­вобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобож­дения от замещаемой должности и формулировки причины ука­занного освобождения, о переводе на иную должность граждан­ской службы без согласия служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачи­ваемой должности гражданской службы; 2) представителя нани­мателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причинен­ного государственному органу, если иное не предусмотрено феде­ральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внут­реннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного са­моуправления в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся государственными или муниципальными служа­щими, а также на работников всех социально-культурных и иных учреждений и организаций любых форм собственности, не являю­щихся органами государственной власти или местного самоуправ­ления.

Этот вид дисциплинарной ответственности выступает как средство обеспечения трудовой дисциплины указанной категории служащих, соблюдения ими трудового распорядка на предприяти­ях, в учреждениях, организациях, который определяется Правила­ми внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми в соответ­ствии со ст. 190 ТК РФ работодателем с учетом мнения предста­вительного органа работников организации.

Порядок или процедура дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежа­щее исполнение обязанностей службы и (или) трудовой дисцип­лины.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной ответ­ственности требуется обязательное письменное его объяснение о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения долж­ностных служебных обязанностей и предписаний. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совер­шенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение привлекаемого к дисципли­нарной ответственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыска­ние применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позд­нее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результа­там ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК РФ).

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (УВОЛЬНЕНИЕ СО СЛУЖБЫ)

Законодательство предусматривает два рода оснований (фак­тов, имеющих юридическое значение) оставления должности, т. е. прекращения служебных полномочий. Одни исходят от самого служащего, порождаются его волей и желанием: увольнение по собственному желанию, выход на пенсию, поступление на учебу, призыв на военную службу и другие основания, предусмотренные ТК РФ.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством о труде, увольнение государственного и муниципального служа­щего может быть осуществлено по инициативе государственного или муниципального органа в следующих случаях: 1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государ­ственной либо муниципальной должности государственной или муниципальной службы соответственно; 2) прекращение граждан­ства Российской Федерации; 3) несоблюдения обязанностей и ог­раничений, установленных для государственного либо муници­пального служащего действующим законодательством; 4) разгла­шения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; 5) в случае выявления предусмотрен­ных законом обстоятельств, препятствующих поступлению на го­сударственную или муниципальную службу и нахождению на ней (ограниченная дееспособность, наличие судебного решения о за­прещении занимать определенные должности и т. д.).

При прекращении государственной либо муниципальной службы в связи с выходом на пенсию служащий считается нахо­дящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификаци­онный разряд.

Правовые акты государственного управления – это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они, во-первых, исходят от государственных органов исполнительной вла­сти (органов государственного управления), их структурных подразде­лений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства; во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т. е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состоя­ния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют ста­рые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обес­печивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении госу­дарства силами и средствами, в том числе и возможностью применения мер государственного принуждения; в-третьих, основа­ния, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом, другими юридическими предписа­ниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: ад­министративное нормотворчество, административное распорядитель­ство и административное исполнительство.

Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственно­го аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления — односторонних властных волевых действий аппара­та исполнительной государственной власти, совершаемых в про­цессе и в результате выполнения управленческих функций и на­правленных на установление юридических норм — правил поведе­ния, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство — другая правовая форма управленческих действий, включающая принятие аппаратом ис­полнительной власти индивидуальных (ненормативных, админист­ративных) правовых актов управления, которые представляют со­бой односторонние властные волевые действия органов исполни­тельной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или пре­кращение конкретных правоотношений указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго опреде­ленный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненорма­тивных) актов управления от нормативных в том, что они не со­держат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже сущест­вующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство, или административно-ис­полнительские действия как особая и специфическая форма управленческой деятельности есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управле­ния путем совершения тех или иных юридически значимых адми­нистративных действий, не являющихся индивидуальными право­выми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой — от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т. д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на ор­ганизацию каких-то отношений, а служат одним из средств ис­полнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРАВОВЫМ АКТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЯ

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию, действию их во времени и пространстве и к содержанию.

Требования к подготовке и изданию правовых актов управления. На федеральном уровне в настоящее время они регулируются Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подго­товки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распо­ряжений Правительства Российской Федерации». Порядок внесе­ния в Правительство РФ и рассмотрения там проектов правовых актов урегулирован в специальном четвертом разделе Регламента Правительства РФ от 1 июня 2004 г. Для федеральных мини­стерств и ведомств действуют утвержденные постановлением Пра­вительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти и их государственной регистрации» с последующими изменениями, а в субъектах РФ по этому вопросу приняты свои нормативные правовые акты.

Требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступлению их в законную силу. Действующее за­конодательство четко определяет временные моменты вступления правовых актов управления в законную силу и временные рубежи их действия в пространстве. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, состав­ляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете» или в «Собрании законодательст­ва РФ» в течение 10 дней со дня их подписания. При этом акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный ха­рактер, вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении семи дней со дня их первого офи­циального опубликования. Ненормативные акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Но в актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установ­лен и другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов ис­полнительной власти также подлежат официальному опубликова­нию в газете «Российские вести» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Они вступа­ют в силу одновременно на всей территории России по истече­нии 10 дней после дня их официального опубликования, если са­мими этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном по­рядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в си­лу, и не могут служить основанием для регулирования соответст­вующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержа­щихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Таким образом, пространственная сфера действия правовых актов управления определяется территориальными масштабами деятельности принявших их органов, а временные параметры вступления их в силу имеют три рубежа: с момента принятия (подписания) правового акта; с того срока, который определен в самом конкретном акте; по истечении определенного количест­ва дней после официального опубликования нормативного право­вого акта.

Требования к содержанию правовых актов управления можно разделить на три группы: социально-политические, организацион­но-правовые и организационно-технические.

К требованиям социально-политического характера относятся прежде всего ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее социально-политической сущностью государст­ва, отраженной и закрепленной в нормах действующей Конститу­ции страны, а также в национальных доктринах, концепциях и федеральных целевых программах, например Национальной доктрине образования Российской Федерации, Доктрине развития российской науки, Доктрине информационной безопасности Рос­сии, Военной доктрине Российской Федерации, Концепции на­циональной безопасности Российской Федерации, Концепции модернизации и развития Единой системы организации воздуш­ного движения Российской Федерации, федеральной целевой программе «Мировой океан» и т. д. Соблюдение заключенных в них требований организационно-политического характера во всей многогранной деятельности органов и должностных лиц ис­полнительной власти призваны обеспечивать высшие государст­венные органы всех ветвей власти (законодательной, исполни­тельной и судебной).

Общим и единым правовым требованием ко всем без исклю­чения правовым актам управления является требование законно­сти, т. е. полного соответствия всему действующему в Россий­ской Федерации законодательству. В сфере реализации государст­венной исполнительной власти любого иерархического уровня к ним относятся следующие всеобщие требования к принятию всех правовых актов управления: 1) уполномоченными на то ор­ганами и должностными лицами; 2) по вопросам и в пределах их компетенции; 3) в установленном порядке; 4) без какого-либо на­рушения прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций. На страже реального исполнения всех этих требований стоят органы прокуратуры и многочисленные специальные государст­венные контрольно-надзорные органы, призванные обеспечивать соблюдение законности и государственной дисциплины в дейст­виях всех субъектов управленческих административно-правовых отношений.

Организационно-технические требования, предъявляемые к пра­вовым актам управления, включают следующие моменты: установ­ленная форма и требуемые реквизиты (наименование органа или органов, издавших акт; наименование вида акта и его название; дата подписания или утверждения акта и его номер; наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт); четкость структу­ры нормативного правового акта, обеспечивающая логическое раз­витие темы правового регулирования; опрятный внешний вид (надлежащие формат, шрифт, расположение текста), официаль­но-деловой стиль, грамотность изложения и т. д.

Последствиями нарушения требований, предъявляемых к пра­вовым актам управления, являются приостановление их действия, а также частичная или полная отмена этого акта. Так, Президент РФ на основании ст. 85 Конституции РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов федеральному законодательству, международным обязательствам Российской Федерации или нару­шения прав и свобод человека и гражданина до решения их пра­вомерности соответствующим судом. А на основании ст. 115 Кон­ституции РФ он может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия федеральным зако­нам и указам Президента РФ.

На основании ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» оно вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приоста­навливать действие этих актов. Отменять частично или полно­стью, а также приостанавливать действие правовых актов управ­ления могут также сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа, протесту или представлению прокурора. Принесение прокурором протеста на незаконность того или иного акта управления приос­танавливает действие этого акта впредь до результатов его рас­смотрения.

 

СЛУЖБА И СЛУЖАЩИЕ

Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер, служащий — имеет свой строго определенный законо­дательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина. Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первоздан­ном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже про­фильтрованные предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т. д. (токари, сле­сари, механизаторы, строители и др.). Здесь отношения рабочего, крестьянина с об




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.