Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые отношения


Формы (способы) реализации правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Диспозитивные(поведение по выбору, в предложенных рамках).

Бессрочные (постоянные).

4. По степени определенности:

- императивные (строгое и неукоснительное поведение);

Существуют и иные классификации административно-правовых норм.

Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Реализация норм административного права - процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в нормах

- Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

- Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность - оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.

- Использование - состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

- Применение норм административного права - разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами.

 

Административно-правовое отношение - урегулированное нормой административного права управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.



Субъекты административно-правовых отношений:

- государственные органы;

- должностные лица;

- граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства;

- общественные объединения.

Признаки административно-правовых отношений:

- возникают на основе норм административного права;

- возникают в сфере деятельности исполнительской власти;

- характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;

- участники этих отношений наделены субъективными правами и обязанностями;

- правовые отношения имеют много разновидностей;

- реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

- споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административно-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми и иными сторонами, административно-правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет для одной стороны – вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права и обязанности его субъектов.

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. такие факты, с которыми государство посредством норм права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты могут возникнуть:

- в результате проявления воли людей. Такие юридические факты именуются юридическими действиями;

- независимо от воли людей. Эти юридические факты именуются юридическими событиями (не волевые юридические факты).

 
 

 

 


Понятие форм управления

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов государственного управления и должностных лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.

Форма управленческой деятельности - внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления (должностными лицами) в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.

Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законодательством. Как правило, они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены законодательством. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий органа или должностного лица.

Вместе с тем творческий характер управленческой деятельности невозможен без предоставления субъекту управления самостоятельности в выборе тех или иных установленных законодательством форм. Выбор соответствующих норм должен производиться с учетом конкретной управленческой ситуации, требований эффективности и целесообразности.

Классификация форм управленческой деятельности

Несмотря на единое по своей сути понятие форм управленческой деятельности, они многочисленны и разнообразны. Формы государственного управления делятся на две большие группы:

- правовые - устанавливают обязательные правила поведения и вносят изменения в правовые отношения;

- не правовые - не устанавливают обязательных правил поведения и не вносят изменений в правовые отношения.

В науке административного права наиболее распространена классификация форм управленческой деятельности по следующим группам:



Указание на форму управленческой деятельности Содержание формы управленческой деятельности
Издание правовых актов – нормативных и индивидуальных (принятие решений); В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления.Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее значима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоохранительные функции исполнительной власти. В правовых актах органы управления либо устанавливают новые общие правила поведения (нормативные акты), либо принимают предписания персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты).
Совершение иных юридически значимых действий Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия индивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения противоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация определенных фактов (прописка и выписка граждан, регистрация автотранспорта); выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и т.д.
Проведение непосредственно организационных мероприятий Проведение непосредственно организационных мероприятий относится к неправовым формам управленческой деятельности и включает: изучение, обобщение, и распространение положительного опыта, обучение исполнителей, их инструктирование, оказание практической помощи исполнителям на местах, разработку научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники. Все они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы соответствующих систем управления. Организационные мероприятия не нуждаются в издании специальных юридических актов, они осуществляются в порядке текущей управленческой деятельности. Однако как предпосылки, так и результаты их совершения могут фиксироваться и юридически (например, приказ министра о реализации предложений и замечаний участников отраслевого совещания, результаты проверок оформляются соответствующими приказами и т.п.).
Осуществление материально-технических операций Материально-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осуществления государственного управления. К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизводства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обработка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др. При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.

В целом эффективность управленческой деятельности в значительной мере зависит от умелого сочетания правовых и неправовых форм этой деятельности. Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме (за исключением внутриорганизационной деятельности, которая может быть выражена в обеих формах), поскольку исполнительная власть не может быть выражена в инструктажах, совещаниях, семинарах и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и сущность государственного управления | Понятие методов управления. Под методами применительно к каким-либо видам деятельности понимают обычно способы или средства достижения поставленных целей

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.