Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное принуждение, его виды

Признаки метода:

1. властный характер деятельности. Предполагает, что не спрашивают и не интересует воля стороны в данном правоотношении. Связана с психическим, физическим воздействием на субъекта или наличие неблагоприятных последствий (напр., материальных, имущественных).

Административное принуждение применяется во внесудебном порядке. Даже судьи при применении административной ответственности осуществляют не правосудие, а правоприменительную деятельность.

2. административное принуждение все применяется на основе ФЗ.

Сейчас местное самоуправление лишено возможности применять административное принуждение. Федеральный законодатель это не предусмотрел.

Административное принуждение применяется многими субъектами власти. Административное принуждение применяется как в отношении коллективных субъектов, так и индивидуальных. В советское время – только в отношении индивидуальных.

Административное принуждение применяется в отношении неподчиненных субъектов.

* Есть административное принуждение в отношении неподчиненных субъектов и принуждения по административному праву.

В рамках второго есть дисциплинарное принуждение – в рамках принуждения по административному праву.

Основание административной ответственности

1. Бахраков. Административное принуждение всегда возникает с момента совершения административного правонарушения. Эту точку зрения разделяет Кононов П. И.

2. Козлов, Алехин (МГУ). Основание – правонарушение, также может быть угроза наступления вредных последствий для людей, животного мира, растительного, т. е. для окружающей среды.

В зависимости от того, что считать основанием, будут разные виды, классификация административного принуждения.

- первая точка зрения:

административное принуждение делится на:

а) административное пресечение;

б) административное наказание;

в) административно-восстановительные меры.

Помимо административного принуждения есть правоограничительные меры, т. е. меры для предотвращения административного правонарушения (это введение карантинов и пр.).

Меры принуждения персонифицированы, а меры правового ограничения направлены на неопределенный круг лиц.

- вторая точка зрения (МГУ + кафедра):

административное принуждения делится на:

а) административное предупреждение;

б) меры административной ответственности;

в) меры административного пресечения.

Меры административного предупреждения

Законодательство в процентном соотношении содержит мер больше предупредительного характера. Как систему эти меры можно разделить на блоки.

Признаки мер предупреждения:

- они не связаны с совершением правонарушения;

- в отличие от мер пресечения, предупредительные меры не кодифицированы и содержатся в различных законах (различные законы о безопасности чего-то).

Перечень мер большой, следовательно, перечень субъектов, уполномоченных применять эти меры, тоже большой и постоянно видоизменяется.

Различаются ли меры административного предупреждения и профилактика? Если смотреть нормативные акты, то по логике профилактика включает в себя предупреждение. Есть меры добровольные – профилактика, есть принудительные – предупреждение (лечение больного туберкулезом – проходить флюорографию), введение карантина.

I. Меры, которые применяются с целью предупреждения угрозы наступления вредных последствий (объявление карантина). (Эти меры не всегда персонифицированы). К ним относятся закрытие участков государственной границы (с Китаем, когда там был птичий грипп). Это ситуации, когда закрываются отдельные участки дороги. Отстранение работника от исполнения служебных обязанностей, если он болен.

Эти меры всегда применяются уполномоченным органом исполнительной власти (федерации или субъекта). Эти меры вводятся нормативными актами, но они ограничены и во времени, и в пространстве.

Властный субъект не может выбрать другую меру, если не предусмотрено законом.

II. Меры, препятствующие уклонению субъекта от исполнения им обязанности

Принуждение к принудительному освидетельствованию, но в КоАП эта мера рассматривается как административное пресечение.

III. Меры, направленные не только на предупреждения правонарушений, но и преступлений

Пример: досмотр транспортного средства.

Закон о милиции – большое число мер, которые сложно связать только с правонарушением (использование специальных средств – огнестрельного оружия).

1 точка зрения: административное принуждение – судебное принуждение.

2 точка зрения: административное принуждение – основание – нормы административного права.

3 точка зрения: от фактического исполнителя. Административное принуждения – исполнение решения (любым органом).

4 точка зрения: административное принуждение применяется в связи с нарушением норм административного права (но КоАП защищает и трудовые, и конституционные, и иные правоотношения).

Бабелюк

Изначально административное принуждение задумывалось как противостояние судебному (1), т. е. если во внесудебном порядке – это административное принуждение.

Государство узко относится к принуждению, следовательно, проблемы в законодательстве. Психиатрические больницы, медвытрезвители – не учреждения административного принуждения, а следовательно, они не охраняются.

Административно-восстановительные не актуальны, т. к. взять, изъять имущество в рамках административного принуждения нельзя.

Порядок применения мер административного принуждения

ФЗ от 30.03.99 № 52-ФЗ (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения). Этот закон выделяет сан.-эпид. мероприятия, т. е. профилактику и в них включает ограничительные мероприятия, т. е. меры предупреждения.

Ограничительные меры предупреждения (по ФЗ) – карантин, который вводится в случае возникновения, распространения инфекционных заболеваний. Карантин вводится на основании заключения главных санитарных врачей, это решение принимает исполнительный орган, лишь руководители федеральных органов исполнительной власти, в ведение которых находятся опасные объекты.

Главный санитарный врач – руководитель федеральной службы и поэтому он вправе принимать такие решения, но другие санитарные врачи таких полномочий не имеют, могут только давать п/л о введении ограничений.

В ФЗ – основание применения предупредительных мер и д. л., уполномоченные этот порядок осуществить. Порядок на уровне подзаконных актов.

Ст. 34 – обязательные медицинские осмотры. Перечень профессий и должностей, для которых обязательно медицинский осмотр установлен на уровне подзаконных актов. Это в рамках административной предупредительной деятельности.

Порядок проведения медицинских осмотров устанавливается федеральными органами государственной власти, касается прививок.

Это меры административно-предупредительные.

ФЗ – предупреждение распространения туберкулеза. По общему правилу, добровольное лечение, но предупреждения – обязательное лечение больных туберкулезом. Решение (должны участвовать прокурор, работники мед. учреждений, больной) о принудительном обследовании принимается на основании заключения медицинского учреждения.

Меры предупреждения процессуально не оформляются. Напр., сотрудник госавтоинспекции просит предоставить транспортное средство для досмотра. Если это предупреждение, не оформляется протокол. Мера пресечения правонарушения – оформление протокола.

Ст. 5 Закона о милиции.

Мера предупреждения обозначается как мера предупреждения, но милиция должна объяснить основание применения мер.

Мера административного пресечения

Предполагает процессуальное оформление. Основание – административное правонарушение или любое другое законодательство предполагает и иные виды правонарушений. Меры административного пресечения административных правонарушений закреплены только в КоАП. Другие меры могут содержаться и в иных законах.

Кодекс предусматривает 11 мер (глава 27). Это меры обеспечения производства, т. к. не все направлены на пресечение. Они направлены на установление личности, составление протокола, своевременное рассмотрение дела. Протокол в рамках этих мер всегда составляется на месте.

(в отношении таблицы – сверять с КоАП, не везде правильно даны ссылки на статьи):

мера обеспечения действие субъект применения в отношении кого нужен ли отд. протокол сроки
доставление в целях составления протокола при невозможности составления на месте, если есть документы, протокол можно составить на месте ст. 27.2. Сотрудники ОВД и другие должностные лица, в зависимости от вида правонарушения. В каждом государственном органе должен быть перечень должностных лиц, уполномоченных применять определенную меру (приказ с перечислением должностей) только в отношении физического лица, т. е. к правонаруши-телю не составляется, но все равно процесс оформления в наиболее возможно короткий срок. Время доставления в участок должно быть максимально коротким. Это должно доказать должностное лицо в суде, т. е. бремя доказывания на властном субъекте
административное задержание – кратковременное задержание физического лица, связанное с помещением в специально отведенные места. Применяется в исключительных случаях, исключительность доказывает должностное лицо   ст. 27.3 Круг субъектов уже, чем в доставке физическое лицо обязательно ст. 27.4. в протоколе должны указываться мотивы задержания, т. е. должно быть описание правонарушения основной срок – 3 часа, но с момента доставления (в момента вытрезвления). 48 часов если речь идет о нарушение, за которое предусмотрено 1) наказание в виде ареста, если одно деяние не связано с арестом, то можно оспаривать; 2) нарушение связано с пересечением государственной границы, незаконным пребыванием в РФ, таможенной нормы и т. д.
27.7 личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице в целях обнаружения орудий совершения или предметов совершения правонарушения. Применяется только в отношении определенного орудия или предмета. Проводится без нарушения конструктивной целостности вещи 27.2, 27.3 не требуются понятые, если есть достаточные основания… есть огнестрельное оружие. Досмотр осуществляют лица одного пола с досматриваемым.   требуется копия протокола передается лицу, которое досматривалось. присутствие понятых обязательно. 2 понятых того же пола, что и досматриваемое лицо
27.9 досмотр транспортного средства без нарушения конструктивной целостности в целях обнаружения предметов правонарушения   может быть без присутствия владельца, в случаях, не терпящих отлагательства протокол вручается лицу также в присутствии понятых
27.8 осмотр только тех помещений, территорий, которые используются для предпринимательской деятельности     протокол составляется, копия – руководителю юридического лица осуществляется в присутствии представителя юридического лица

Только в протоколе административного задержания должны указываться мотивы. В остальных это не требуется.

- 27.01. Изъятие вещей и документов. Изымаются вещи, явившиеся оружием или предметов совершения правонарушения, а также документы, имеющие доказательства по делу к оказавшимся при досмотре ТС или помещения.

Документы и орудия – на месте совершения правонарушения либо при досмотре.

С 01.01.08 отдельно случай изъятия прав на управление ТС. Права – доказательство по делу, можно изымать и выдается временное разрешение на 2 мес. Если дело в течение 2 мес. не рассмотрено, то гражданин обязан обратиться к тому, кто выдал, чтобы продлить.

+ специальные правила по поводу огнестрельного орудия, наркотиков и пр.

- Отстранение от управления ТС, задержание ТС

Есть освидетельствования на алкогольное опьянение (1) и медицинское освидетельствование (2). 1 – проводят сотрудники ГИБДД. 2 – индикатор показал, что алкоголь есть, но гражданин отпирается, либо индикатор не показал, но есть подозрения. Присутствие понятых при 1 – не требуется, но протокол 1 и 2 – составляется. Есть определенный порядок и требования к 1 и 2. Они установлены подзаконным актом на уровне Правительства. Кодексом установлена допустимая норма этилового спирта в крове. 1 – алкогольное опьянение, 2 – любое опьянение – токсическое, наркотическое и т. д. Если (1) показывает результат, сразу отстранение и протокол. Если (2) - протокол об отстранении 1, отправление на 2. Если 2, то транспортное средство задерживается, если нет другого водителя, который может управлять.

Задержание транспортного средства также при наличии неполадок (тормозная система и др. случаи, указанные в статье).

Задержание предполагает, что ТС должно быть помещено на стоянку до устранения причины задержания.

Есть случаи, когда допускается самому доехать на ТС до пункта ТО. Плата за перемещение ТС (1-ые сутки хранения на стоянке – не взимается, но только в случаях, перечисленных в ст. 27.13).

- 27.14. Если вещь невозможно изъять, их сохранность может быть обеспечена изъятием. По общему правилу, в присутствии понятых и присутствии владельца.

- 27.15. Привод. Возможно в процессе рассмотрения дел об административном правонарушении. Доставление до составления протокола возможно только физического лица только сотрудником ОВД. Может быть физическое лицо – представитель юридического лица. Осуществляют только сотрудники милиции. Протокол не нужен.

- временный запрет деятельности. Спорная мера пресечения, применяется только в отношении юридических лиц. Это кратковременное прекращение деятельности на срок до рассмотрения дела судом. Можно применить, если правонарушение предполагает назначение наказания в виде административного приостановления деятельности. При применении должностное лицо в протоколе должно указать, что эта мера имеет угрозу жизни, здоровью. Допускается, если незаконно привлечены к трудовой деятельности иностранные граждане. Протокол обязателен, срок временного запрета не более 5 суток, иначе эта мера прекращает свое действие.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. Методы государственного управления. Виды административной деятельности | Тема 11. Административная ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.