Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции перехода к рынку




Основные черты классической модели рынка. Структура и инфраструктура рынка

Классическая модель рынка характеризуется следующими основными чертами:

1. множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, как и кому реализовывать продукцию;

2. множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;

3. эквивалентный обмен по стоимости;

4. стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения;

5. стихийное регулирование воспроизводственных пропорций;

6. свободная конкуренция, свободный «перелив капитала».

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка (их удельный вес).

Основные виды структуры:

· территориальная структура: местный рынок, региональный рынок, внутренний рынок, внешний рынок, национальный рынок, мировой рынок;

· функциональная структура: по объектам, по субъектам, по соответствию действующему законодательству, по отраслям, по формам контакта, по характеру продаж, по ассортименту;

· структура по степени ограниченности конкуренции: свободный рынок, монополистический рынок, олигополистический рынок и смешанный рынок;

  • структура рынка по степени зрелости и уровню насыщения: неразвитый рынок, развитый рынок, формирующийся рынок, равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов или учреждений, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений (обслуживающих рынок).

Различают инфраструктуру трех рынков: товарного; финансового и рынка труда. Основными элементами классической инфраструктуры рынка являются товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, коммерческие банки, фондовые биржи, биржи труда.

К основным направлениям формирования рыночной инфраструктуры относят: развитие сети коммерческих торговых предприятий, поощрение возникновения новых торгово-закупочных предприятий, формирование сети товарных бирж, увеличение числа ярмарок и совершенствование их работы, поощрение инвестиций в рыночную инфраструктуру.

4. Преимущества и недостатки рынка. Фиаско рынка

К преимуществам рынка относят:

1. функционирование как саморегулирующегося механизма;

2. высокая степень рациональности поведения субъектов рынка;

3. эффективное распределение ресурсов;

4. гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

5. свобода выбора действий рыночных субъектов;

6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

7. создание мощной системы стимулов;

8. оптимальное использование результатов НТР.

Рынок не всесилен и не идеален. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан и дает сбои. Провалы рынка или фиаско рынка – это ситуации, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно распределять экономические блага или ресурсы (или достичь Парето-оптимального распределения). Парето-оптимальное распределение означает, что невозможно удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека. Принято выделять несколько основных причин провалов рынка:

1. невозможность предоставления рынком общественных благ. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания;

2. внешние эффекты – ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, профилактические прививки от инфекционных болезней, загрязнение окружающей среды). Внешние эффекты могут быть устранены путем купли-продажи прав на ресурсы (теорема Р. Коуза);

3. наличие монополизированных структур на рынке. монополизм приводит к нарушению условий совершенной конкуренции;

4. асимметричность информации означает различия в информации, которой обладают стороны при совершении рыночной сделки. Например, продавец знает, что товар, который он пытается сбыть, имеет скрытый дефект, а покупатель не осведомлен об этом. Информация о качестве товара распределена асимметрично. В результате произойдет неэффективное по Парето распределение – покупатель переплачивает за низкокачественный товар.

5. неравенство в распределении доходов.

К недостаткам рынка относят:

· способствует дифференциации уровня жизни;

· не обеспечивает «социальную» защиту населения;

· не обеспечивает экономику необходимым количеством денег;

· не обеспечивает соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам и не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не создает стимула для производства товаров и услуг коллективного пользования;

· не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных исследований;

· не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям;

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не обеспечивает защиту окружающей среды;

· нестабильность экономического развития с соответствующими рецессионными и инфляционными процессами.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции:

1. Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями, что позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма – реформы в Китае.

2. «Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Этим путем пошла Россия.

концепция шоковой терапии основана на идеях монетаризма. Монетаризм исходит из того, что рынок – это самая эффективная форма функционирования экономики. Рынок способен к саморегуляции, поэтому преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Исходя из этого, монетаристы делают большой упор на либерализацию экономики полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка.

Элементами «шоковой терапии» в экономике являются: либерализация цен и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое рынок? Дайте определение рынка в экономической теории.

2. Охарактеризуйте основных участников рынка. В чем смысл экономического кругооборота?

3. Какие функции выполняет рынок?

4. Охарактеризуйте основные черты классической модели рынка.

5. Что такое структура рынка?

6. Что такое инфраструктура рынка?

7. Достоинства и недостатки рыночной системы. Как усилить первые и ослабить вторые?

8. В решении каких экономических проблем рынок бывает несостоятелен?

9. Охарактеризуйте термин «Парето-оптимальное распределение».

10. Что такое общественные блага? Приведите примеры.

11. Что такое внешние эффекты? Приведите примеры.

12. В чем смысл концепции градуализма?

13. В чем смысл концепции шоковой терапии? На идеях какой экономической школы основана эта концепция?

14. Напишите экономическое эссе на тему: «Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?».

Лекции 4 – 5. Теория спроса и предложения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.