Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и его факторы. Функция спроса

Спрос(D) – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

Различают индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя на определенный товар. Рыночный спрос – это спрос группы потребителей на определенный товар, равный сумме спросов индивидуальных потребителей на этот товар. Совокупный спрос – это спрос всех потребителей на все созданные в обществе блага.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Зависимость спроса от цены называется функцией спроса: QD = f (P), где QD – объем спроса. Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:

 
 


Рис. 3. Кривая спроса

Кривая спроса (рис. 3) показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Закон спроса – это закон обратной зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность (эффект дохода), делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара (эффект замещения) и закон убывания предельной полезности.

Исключения из закона спроса составляют:

· парадокс Гиффена;

· ассиметричная информация;

· эффект Веблена (престижное потребление);

· эффект ожидаемой инфляции.

Действие ценовых факторов (цены) приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Например, перемещение из точки А в точку В по функции спроса приводит к уменьшению величины спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). К неценовым факторам спроса относятся:

· цены на другие товары (субституты и комплименты);

· доходы потребителей;

· вкусы, потребительские предпочтения;

· ожидания;

· количество покупателей;

· прочие факторы.

Товары-субституты – это взаимозаменяемые товары. Между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Товары- комплименты – это сопутствующие товары. Между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Параметры спроса (запретительная цена, масса насыщения, выручка, эластичность) используют для принятия правильных экономических решений на практике.

Взаимосвязь Р и Q можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) –это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции перехода к рынку | Предложение и его факторы. Функция предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.