Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование поведения потребителя




В условиях рыночной экономики всегда имеется некоторое множество товаров, в пределах которого потребитель может осуществлять свой выбор. Однако для наших целей построения модели поведения рационального потребителя удобно сделать предположение о существовании всего двух товаров Х1 и Х2. При этом товар Х1 – это некоторый товар, а товар Х2 – это композитный товар, который включает в себя все остальные товары. Предположим, что нам известны цены этих двух товаров, (p1; p2), и сумма денег, которую может израсходовать потребитель, I. Тогда бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде: p1 Х1 + p2 Х2 = I.

Здесь p1 Х1 сумма денег, расходуемая потребителем на товар Х1, а p2 Х2 – сумма денег, расходуемая им на товар Х2. Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на оба товара, не превышала общей суммы денег, которую может израсходовать данный потребитель.

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (бюджетной линией) означает положение равновесия (или оптимума) потребителя (рис. 18). В этой точке наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Именно в этой точке соблюдается равенство MU1 / p1 = MU2 / p2 = … = MUn / pn, т.е. рассмотренный ранее закон Госсена, а потребитель максимально удовлетворяет свои потребности.

 
 


Рис. 18. Равновесие потребителя

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы мотивы потребителя? Сформулируйте основные положения современной теории потребительского выбора.

2. Как измеряется полезность? Какие виды функции полезности Вы знаете? Когда используют таблицу Менгера?

3. В чем заключается сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности?

4. Как исследуются бюджеты потребителей?

5. Как аналитически найти оптимум потребителя?

6. Как потребитель реагирует на изменения дохода и цен?

7. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии?

8. Что такое предельная полезность? В чем заключается первый закон Госсена?

9. Почему кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности?

10. В чем состоит условие равновесия потребителя? Что говорит об этом второй закон Госсена?

11. Что такое карта кривых безразличия и как она графически выглядит?

12. Что такое предельная норма замещения и как ее можно рассчитать?

13. Как Вы объясните тот факт, что с ростом доходов потребителей доля товаров ежедневного пользования в их покупках снижается, а товаров длительного – растет?

14. Почему некоторые фирмы в рекламе отмечают, что их товар стоит дорого? Не совершают ли они ошибку?

15. Ответьте на вопрос (парадокс А. Смита): «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?»

16. Напишите экономическое эссе на тему: «Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?». Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Должен ли менеджер знать потребительские предпочтения?

· Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения?

· Как можно оценить полезность блага?

· От каких факторов зависит полезность блага?

· Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя?

· Возможно ли увеличение предельной полезности?

· Каким образом спрос связан с полезностью блага?

· Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения?

· Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недос­татки «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.).

Лекции 7 – 8. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.