Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина в первобытном обществе




ЛЕКЦИЯ I

 

Медицина \лат. medicina от medi co – лечу, исцеляю \ - это система знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Круг интересов медицины охватывает все стороны жизни человека. Медицина - одна из самых древних областей знания на земле. Развивается в тесной связи с жизнью общества, с экономикой, культурой и мировоззрением человека. Этот процесс происходит в тесном взаимодействии с естествознанием, философией, и техникой, поэтому овладение медициной не возможно без основательного ознакомления с ее историей.

История медицины - это часть общей истории науки и культуры – наука, изучающая развитие медицинских знаний и медицинской деятельности в неразрывной связи с общественно-экономическими формациями и общей историей культуры народов. История медицины - одна из первых дисциплин, с которой знакомятся студенты. И это прекрасно начинать изучение области знания с ее истоков.

История медицины призвана помочь воспитать в вас врачей, усвоить те моральные качества, которые необходимы специалистам этой профессии. Знание этого предмета поможет вам осознать свое место, которое в недалеком будущем вы должны будете занять, поможет выбрать в целом потоке медицинских специальностей ту, которая, возможно на долгие годы станет предметом ваших профессиональных интересов. Жизнь выдающихся ученых, врачей, возможно, станет для вас примером для подражания.

Знание закономерностей развития явлений в прошлом помогает лучше понять развитие в будущем, использовать накопленные знания.

Еще Гиппократ говорил «Врач должен знать, что было известно до него, если он не желает обманывать себя и других».

На богатом опыте многовековой практики и науки история медицины позволяет углублять специальные знания и предостерегает врача от поспешных обобщений, от потока “универсальных” средств в научных открытиях, от преувеличения значения частных методов диагностики и лечения. «Знание прошлого медицины больше, чем какое - либо другое знание помогает нам избежать уже сделанных ошибок и заблуждений» \ В.А. Манассеин, Вячеслав Авксентьевич, известный отечественный терапевт доктор медицины, профессор\.

История медицины показывает, как наука борется против знахарства, суеверий и невежества; воспитывает гуманизм, чувство гордости и уважения к врачебной профессии. История медицины расширяет кругозор, повышает общий культурный уровень врача.

В науке истории медицины выделяются 2 раздела: Общая история медицины и частная. Первая рассматривает общие вопросы исторического развития медицины, его закономерности, изучает узловые проблемы. Частная история медицины занимается вопросами отдельных медицинских дисциплин, их историко-медицинскими сведениями. Предметом изучения в курсе истории медицины на нашей кафедре будет общая история медицины, в то время как частную историю медицины вы будете постигать на других кафедрах при изучении специальных областей знания, например, на кафедре физиологии - историю развития физиологии, на кафедре фармакологии - историю развития этой области медицины.

История медицины как наука имеет свои методы изучения, использует различные способы получения информации:

I. Археология - занимается раскопками поселений и курганов.

2. Палеонтология (наука о вымерших растениях, животных, о смене их во времени и пространстве)– палеоботаника, палеопатология позволяет обнаружить костные опухоли, признаки сифилиса, туберкулеза, искривления позвоночника, кариес зубов у останков древних людей.

З. Этнография - изучает бытовые и культурные особенности народов. По предметам обихода и ухода за больными можно получить сведения о степени развития медицины в тот или иной исторический период.

4. Фольклор - это стихи, песни, баллады, пословицы, поговорки, сказки и другие формы народного творчества, в которых также имеются сведения о степени развития медицины той или иной эпохи.

5. Произведения искусства - картины, скульптуры, чеканки, резьба по дереву и слоновой кости тоже дают сведения, касающиеся развития медицины.

б. Письменные источники - книги, статьи, научно - популярные и научные, отчеты, монографии, обзоры, диссертации, доклады, журналы и др.

Очевидно, что состояние медицинской практики и теории, условия труда и роль медиков в разных общественно - экономических формациях не одинаковы. Поэтому при изучении истории медицины ее делят на эпохи, отвечающие общему ходу истории человечества. Первой формацией, как вам известно, является первобытно – общинная. Охватывает период – более 2-х млн. лет назад до 4-х тыс. лет до нашей эры.

Вопрос о времени возникновения медицины нельзя считать окончательно решенным. Не подлежит сомнению, что потребность в помощи при болезнях и травмах у первобытного человека имела место, однако нет достаточных оснований считать, что на первых порах существования первобытного человеческого стада к ее удовлетворению подходили сознательно.

1. Неандертальский мальчик из грота Тешик-Таш (Узбекская ССР). Реконструкция М. М. Герасимова. 2. Ручное зубило на Сатани-Дар (Армянская ССР). Ранний палеолит. 3. Женская фигурка из бивня мамонта (Костёнки). Поздний палеолит. 4. Костяные наконечник копья и нож с каменными вкладышами (Сибирь). 3-е тыс. до н. э. 5. Каменный полированный топор фатьяновской культуры (найден в Ярославской области). 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. 6. Фрагмент неолитического сосуда (найден близ деревни Вознесеновка на нижнем Амуре). 3-е тыс. до н. э. 8. Бронзовый кинжал с ножнами из Лчашена (Армянская ССР). Середина 2-го тыс. до н. э. 9. Бронзовая фигурка человека из Галичского клада (Костромская область). 2-я пол. 2-го тыс. до н. э. 10. Бронзовая рукоятка ножа с фигурками лошадей из Сейминского могильника. Середина 2-го тыс. до н. э.

Условия, необходимые для возникновения “формирующейся медицины”, по-видимому, возникли не позднее мустьерского времени в стадах неандертальцев, ископаемых древних людей, эпохи среднего палеолита, самостоятельный вид разумного человека, название получено от долины Неандерталь в Германии. Мустьерский период - поздний период раннего палеолита в Южной и Западной Европе, на юге СССР, в Южной Азии, Африке. Свое название получил от названия пещеры во Франции – Ля-Мустье. Архантропы – древнейшие люди (питекантропы - жили 500 тыс. лет назад, синантропы- ископаемые люди, жили 400 тыс. лет назад. Потомки питекантропов и синантропов предки кроманьонцев, современных людей). Так, данные палеоантропологии (антропология-наука о происхождении и эволюции человека, образовании рас) археологии и этнографии свидетельствуют о резком изменении внутристадных отношений, которые произошли именно в этот период.

Выделение человека из мира живых существ, населяющих землю, и возникновение человеческого общества — процесс весьма длительный, значительно больший, чем всё известное нам время исторического существования человечества.

Недостаток данных не позволяет с достоверностью судить средств, приемов и методов, которыми располагала “формирующаяся медицина”. Не вызывает сомнений, что в стадах неандертальцев не только использовались лекарственные растения, но и могли применяться средства животного проис-хождения, например, животный жир, смесь его с золой, и др. Специалисты в области фольклористики считают установленным что фантастические предс-тавления о “живой” и “мертвой” воде зародились в стадах неандертальцев. Эти представления могли быть связаны не только с пониманием могущества грозной стихии и осознанием значимости воды в жизнедеятельности, но и с накоплением опыта пользования как недоброкачественной водой, вызы-вающей массовые заболевания, - “мертвая вода”, так и минеральными водами, дававшими лечебный эффект - “живая вода”. Нельзя исключить, что гигиеническое использование воды и осознание значения чистоты — систематическое омовение, также связаны с этими представлениями.

Также фольклорный материал и характер изготовлявшихся орудий указывает на возможность существования у неандертальцев хирургической практики. Есть основания считать, что неандер-тальский человек овладел техникой вскрытия абс-цесссов и других поверхностных воспалительных нагноительных образований, овладел техникой наложения шва на рану, а возможно, и другими, более сложными хирургическими приемами. Были в это время и подходящие орудия для выполнения трепанации черепа - листовидные резцы. Обнаружены ископаемые черепа с трепанационными отверстиями. Доказательством возможности овладе-ния техникой наложения швов на рану служит установленный факт сшивания кусков шкур живот-ных при изготовлении одежды, которая появилась в этот период развития человечества.

Именно в это время начали складываться тотемистические представления, связанные с осознанием человеком своего единства с природой, и в частности с тотемными животными, являвшимися предметом охоты. Тотемизм - это вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения. Его считали отцом или старшим братом, защитником от бед и болезней. Ранней родовой общине было свойственно, главным образом, почитание животных.

Во многих произведениях фольклора есть сведения о помощи при родоразрешении. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обычай погребения умерших, которому, по мнению ряда этнографов, предшес-твовал обычай оставлять труп умершего в жилище.

Первыми лечебными растениями, вероятно, были болеутоляющие семейства пасленовых, нарко-тические - мак, табак, гашиш. Рано выделились растения, раздражающе действующие на пищева-рительный тракт; были известны возбуждающие свойства кустарника «кока» - вечнозеленый, содержит кокаин.

Вначале использование целебных свойств растений было результатом бессознательного опыта человека, но позже этот опыт становится осознанным. И первыми его стали накапливать женщины. Таким образом, первым врачевателем в человеческом обществе стала женщина. Доказа-тельством этой точки зрения служат следующие доводы: добыча растительной пищи была обязан-ностью, главным образом, женщин, и опыт лечеб-ного применения растений, естественно, передавался из поколения в поколение по женской линии. Археологические находки изображения женщины, относящиеся к первобытному обществу, могут расцениваться как олицетворение повивальных и других функций врачевательницы. Не случайно древние славяне называли женщину берегиней. Этим красивым именем обозначали они и вытесанные из камня женские фигуры, которые в большом количестве расставлены в южнорусских степях и долгое время описывались археологами под названием “каменные бабы”. Подобные миниатюрные изображения Берегини из глины, дерева, кости встречаются в раскопках стойбищ первобытных людей. Эта же идея получила более позднее выражение в древних культах богинь - носительниц плодородия и врачевания: у египтян – Исиды, у финикийцев – Астарты, у итальянцев – Палес, у иранцев – Ушас.

В народных сказаниях в качестве искусных и знаменитых врачей фигурируют, прежде всего, женщины: в Египте - это Полидамна, в Греции - «златокудрая» Агамеда, в Чехии – «мудрая» Каза, в Киевской Руси – Марина, лекарка Ильи Муромца. Хотя героини народного эпоса жили уже не в эпоху матриархата, а много позже, однако не подлежит сомнению, что народное творчество правильно отразило их роль как первых врачевателей болезней человека.

В родовой общине развивались и фетиши-стские взгляды - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Если вначале эта вера распространялась на орудия труда, то впоследствии ФЕТИШИ - стали изготавливаться специально в качестве культовых предметов. Так появились талисманы, амулеты, которые, якобы, могли уберечь их носившего от чумы, холеры, ранения в бою. Одновременно с фетишистскими, развивались анимистические взгляды. АНИМИЗМ - от слова anima, animus \ лат.\ - дух, душа, вера в души, духов. Эти взгляды оказали большое влияние на первобытную медицину. Первобытный человек населял всю живую и неживую природу сверхъ-естественными образами - духами, управляющими всеми предметами и явлениями природы, в том числе и человеком. Идея подвижности духов способ-ствовала утверждению представления о возможности их переселения в другие предметы, в частности о возможности вселения в человека духов болезни.

Хочется заметить, что современная наука располагает данными о весьма древнем происхож-дении и врачевателей - мужчин.

Вейнесеинеку – это один из первых шамановврачевателей. С шаманами - врачевателями связано понятие магии - колдовство \ греч.- mageia \, это вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Первобытный человек с помощью специальных приемов /маги-ческих действий/ пытался получить желаемый результат-выздоровление от болезни. Среди много-численных разновидностей магии была и врачебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.

О врачебной профессия как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. Однако по мере развития первобытного общества элемент профес-сионализма в медицине нарастал. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служи-телей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействовать на силы природы.

Постепенно ими были монополизированы как религиозные, так и некоторые другие функции, в том числе и врачевание. «Профессия» мага /колдуна / и знахаря / врачевателя/ обычно совмещалась в одном лице, возвышающемся над рядовыми членами общины. Таким образом, на стадии родового об-щества можно видеть истоки жреческой, храмовой медицины (Храм - культовое здание для выпол-нения религиозных обрядов), получившей высшее развитие в цивилизациях рабовладельческой эпохи. Положительным следствием концентрации медицин-ских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней, о мерах их предупреждения и лечения.

Произведения устного народного творчества, зафиксированные в начальный период письменности данные археологии и этнографии свидетельствуют, что медицина родового общества располагала мно-гими рациональными средствами и приемами меди-цинской помощи. Заинтересованность рода в числен-ном росте и, следовательно, в выживании рожениц и новорожденных стимулировала акушерскую по-мощь, которая с развитием родоплеменных отноше-ний принимала все более стабильный характер.

В лечебный арсенал этого периода развития человеческого общества кроме лекарственных растений, средств животного происхождения входи-ли средства минерального происхождения, а также манипуляции лечебного характера. Применялись припарки, перевязки, массаж, натирания жиром, кровопускание. Дальнейшее развитие получили идеи и практика применения с лечебными целями воды и огня. Не вызывает сомнения факт использования медициной родового общества минеральных вод термальных и холодных источников, например, с целью лучшего заживления ран. Расширение сферы применение огня как лечебно - предупредительного средства также было сопряжено с представлением о его «очистительной» силе способной отгонять от человека и изгонять из его больного тела духов болезни. Были приняты окуривания людей и одежды, разведение костров при входе и выходе из селения, уничтожение паразитов воздействием высокой температуры, сжигание одежды больных и трупов умерших людей, обжигание инструментов перед хирургическими вмешательствами.

Эволюция ритуалов, связанных с применением огня, точно так же, как и воды, вела к замене первоначальной процедуры чисто символическими действиями: например, сжигание трупов сменилось зажиганием огня на могиле, а еще позже / в христианской религии / свелось к зажиганию свечей. Используется и сейчас для очищения от злого начала.

Сравнительно высокого уровня достигла медицина родового общества в области хирурги-ческой деятельности. Выше уже было сказано о многочисленных находках черепов древнего челове-ка с трепанационными отверстиями.

Этнографические материалы свидетельствуют о возможности проведения кесарева сечения и некото-рых других полостных операций. Кесарево сечение - операция по поводу родоразрешения в случаях, когда родоразрешние естественным путем невозможно или есть определенная степень риска. Норманны (Викин-ги, варяги – выходцы из Скандинавских стран) мифологических времен умели заживлять проникаю-щие раны живота. С целью определения глубины проникающей раны пробовали вкус крови или давали раненому выпить определенное зелье, а затем нюхали рану. При этом, из глубокой раны исходил запах выпитого зелья. Хирургическую помощь оказывали как врачеватели - мужчины, так и врачеватели— женщины.

Народная гигиена по мнению многих ученых, возникла еще раньше, чем лечебная народная медицина. Гигиенические знания и навыки касались разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, личной гигиены, захоронения умерших и других сторон. Эти народные гигиенические знания были нередко более обоснованными, чем сведения лечебного характера, поскольку легче было подме-тить пути охраны здоровья, чем найти эффективные средства лечения болезни, сущность которой была неясна.

Возможности термической обработки пищи резко возросли с введением в обиход керамической посуды. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продук-тов питания и воды в закрытых емкостях с исполь-зованием трав, обладавших свойством отпугивать злых духов, то есть замедлять процессы гниения.

При строительстве жилищ использовались дерево, глина, песок, камень. На территориях Европы, Северной Азии, Америки вплоть до железного века были распространены два типа жилищ: наземные столбовой конструкции и полузем-ляночные. Как правило, в жилищах имелись камен-ные очаги и возвышения - “столики”, иногда обло-женные валиками из обожженной глины. Рядом с жилищем рыли хранилища для продуктов питания. При выборе места для жилища применялись специальные приемы выявления, так называемого “здорового” участка. Так, на Украине в Проскуров-ском уезде, даже в 19 веке с той же целью выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды. Если на следующий день находили хлеб и воду неизменными, место считалось подходящим, чтобы дом стоял ”долгий век”. В гигиенических и лечебных целях использовались бани соединившие “очисти-тельные силы” воды и огня.

Для первобытной медицины характерно посте-пенное усложнение обрядовых действий, связанное с развитием религиозных представлений. Обряд закреплял приобретенные знания и приемы и тем самым способствовал их передаче из поколения в поколение. Ритуал устанавливал строгую последова-тельность медицинского ритуала, суживая возмож-ности включения новых эмпирических знаний в систему накопленного медицинского опыта, что ме-шало избавлению от неэффективных приемов.

На поздних ступенях развития родового общества религиозно - магические действия и словесные формулы играют все большую роль, подчас полностью подменяя рациональные приемы \ например, оперативное удаление инородного тела подменялось ритуалом, имитирующим это вмеша-тельство \. К этому времени относится возник-новение религий с выделением богов, владевших очистительной силой огня, ведавших врачеванием, и другими сферами жизни. Так, Гефест – бог у древних греков, и Сварог – у славян, ведали купеческим делом и врачеванием; в христианстве они превратились в Кузьму и Демьяна с теми же функциями. От бога - целителя Апполона пошел обожествленный врачеватель из людей Асклепий /Эскулап /. В качестве составного элемента в обряд лечения входило жертвоприношение богам /духам / с целью заручиться их содействием в борьбе с болезнью.

Материалы истории народов африканского континента существенно дополняют наши представ-ления о пути человечества в целом, начиная с первых его шагов. В произведениях историко-географи-ческого характера, написанных в древности, встре-чаются разрозненные сведения о медико-санитарной стороне жизни африканцев. У одних африканцев медицинской практикой наряду со жрецами занимаются гадатели, которые, используя различныё магические приемы, определяют причины несчастий в том числе болезней, дают советы, в том числе лечебные, У других африканских народов врачевание - дело преимущественно знахарей, которыми становятся после длительного периода ремесленного обучения. Согласно традиционным представлениям, у африканцев причиной болезни являются злые чары колдунов, гнев предков, нередко вызванный просту-пком самого больного. Лечение сопровождается определенными ритуалами и заклинаниями. Счита-ется, что без этого лечебное снадобье действовать не будет. Да и само снадобье составляется в соответ-ствии с магическими предписаниями. До сих пор, особенно сейчас, народные целители не берутся лечить тех, кто не крещен, считают, что лечение не поможет.

Вместе с тем в традиционной медицине акку-мулирован огромный опыт народа в лечении раз-личных болезней рациональными средствами и ме-тодами. К числу популярных лекарственных сна-добий относятся такие, как подсоленный отвар красного стручкового перца с добавлением пальмо-вого вина, который снижает высокую температуру. Хорошим средством при болезнях суставов считался отвар из сельдерея, при кашле - лук с сахаром, при желчных камнях - оливковое масло. Эти средства и сегодня пользуются большой популярностью.

Африканская медицина использовала седатив-ные средства многих растений еще задолго до того, как они были включены в европейскую фармакопею. Так, нигерийские знахари в случаях психического возбуждения больного издавна применяли настойку из корней раувольфии. В настоящее время это растение входит в широко используемое и известное лекарство раунатин. Психических больных в аф-риканской деревне изолируют лишь в крайних случаях. Они, как правило, продолжают жить со своими домочадцами. Фактор пребывания в привыч-ной обстановке благоприятно сказывается на их состоянии.

Африканцами издавна предпринимались и карантинные мероприятия. Во время эпидемий прекращалось движение людей из пораженной зоны в другие части. Во время эпидемий оспы жестокие меры принимали сомалийцы: при обнаружении больного оспой в доме этот дом сжигали.

В заключении подведем некоторые итоги:

I. Лечение болезней относится к числу наиболее древних и насущных потребностей человека.

2. Медицина возникла в результате деятельности всего коллектива людей первобытной общины. Врачевание с самого начала предстает как народное, как народная медицина.

3. Объективное исследование истории медицины показывает, что врачебные знания с самого начала являлись опытными знаниями. Люди эпохи первобытной общины приобрели врачебные знания, исходя из непосредственного ознакомления с предметами окружающей их природы.

4. Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, поэтому не должно называться «примитивным».

5. Рациональные традиции медицины первобытной эры и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, наконец,- современной медицины.

Остатки первобытно - общинного строя сохранялись во все периоды человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на территории Австралии, Азии, Африки. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных условиях, что, несомненно, имеет важное значение для развития современной научной медицины, для пополнения новыми знаниями истории медицины, а также для использования положительного наследия народной медицины. К сказанному хочется привести слова английского физика Дж. Десмонда Бернала ( член Лондонского Королевского общества, автор работ о роли и месте науки в жизни общества ): «Главный поток науки вытекает из практических, технических приемов первобытного человека». В медицине первобытного общества можно проследить начало цепи наблюдений и открытий, которая привела через тысячелетия к современному состоянию медицины. Заблуждения медицинской мысли в ту отдаленную эпоху очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов, вплоть до Нового времени, когда стало утверждаться эксперимен-тально-опытное знание. Медицина первобытного общества, накопившая множество сведений и приемов рационального характера, осмысленных преимущественно в рамках религиозно – фантас-тических представлений о мире, составила основу медицины древних цивилизаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.