Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды цен и их взаимодействие

Ценовая политика.

Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу ― плату за обучение, врачу-стоматологу мы оплачиваем стоимость пломбы. Авиалинии, железные дороги, такси и автобусы взимают с нас плату за проезд. Местные коммунальные службы называют свои расценки тарифами на коммунальные услуги, а местный банк взимает за полученный кредит проценты.

Для начала определимся с такими понятиями, как «ценовая политика», «ценовая стратегия» и «ценовая тактика» предприятия

Ценовая политика – поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги.

Ценовая стратегия – долго- и среднесрочные решения по установлению и изменению цен. Это выбор фирмой возможной динамики изменения базовой цены товара в рыночных условиях. Ценовая стратегия может разрабатываться для разных рынков и товаров, стадий их жизненного цикла, времени существования фирмы на рынке и др.

Ценовая тактика – мероприятия краткосрочного и разового характера, к которым относятся вского рода временные скидки и надбавки к ценам.

Цена ― денежная сумма, взимаемая за конкретный товар или денежное выражение стоимости товара..

Цены классифицируются следующим образом.

1. По степени осязаемости предлагаемого продукта: цена на материальную продукцию и цена на услуги.

2. В зависимости от обслуживаемых отраслей и сфер экономики: 1. закупочная – цена, которая устанавливается на с/х продукцию, приобретаемую у сельских товаропроизводителей (с/х предприятий, фермеров и населения); 2. цена строительства – цена, применяемая в области строительных работ. Разновидностями цены строительства являются: сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта; прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 земляных или других работ и др.). 3. цена промышленности – цена, по которой реализуется и закупается продукция промышленных предприятий независимо от формы собственности. 4. транспортные тарифы – тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение груза и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Разновидностями транспортных тарифов являются: тарифы ж/д транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и пр. 5. тарифы бытового и коммунального обслуживания; 6. Тарифы на тепло и энергопотребление. 7. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – как правило, формируются на базе цен основных мировых товарных рынков. В их составе выделяют экспортные и импортные цены.

3. В зависимости от срока согласования. Цена может быть зафиксирована в заключенном контракте на момент его оформления, на протяжении срока действия контракта, к моменту его исполнения. В связи с этим различают такие цены: 1. Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена, устанавливаемая в момент подписания контракта, не подлежащая изменению в течение всего срока его действия и не зависящая от сроков и порядка поставки товарной партии. 2. Подвижная цена – зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении такой цены в контракте обязательно должен быть указан официальный источник статистических данных, по которому следует судить об изменении рыночной цены. Такая цена устанавливается, чаще всего, на промышленные, сырьевые и продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным контрактам. 3. Скользящая цена – исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра исходной цены с учетом изменений в издержках производства, которые произошли в период исполнения контракта. При установлении скользящей цены стороны оговаривают исходную цену и ее структуру (т.е. долевое соотношение каждой статьи затрат). Такая цена устанавливается на продукцию длительного срока изготовления.

4. В зависимости от территории действия. 1. Единая по стране или поясная – цена, устанавливаемая только на базовые виды продукции, которая фиксируется или регулируется государственными органами (например, энергоносители-газ, нефть, электроэнергия). 2. Региональная (зональная, местная) – цена, устанавливаемая предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления (цены, складывающиеся в данном регионе – на жилищно-коммунальные и бытовые услуги).

5. В зависимости от степени участия государства в установлении цены. 1. Свободная – цена, свободно складывающаяся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных органов. 2. Регулируемая - цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения, но испытывающая влияние государственных органов. Государство регулирует цены на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. Административное регулирование – через установление фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и пр.

6. В зависимости от сферы товарооборота. 1. Оптовая – цена, устанавливаемая при реализации товара партиями (в основном, при расчетах между юридическими лицами); 2. Розничная – цена, устанавливаемая при реализации единицы товара в розничной торговой сети (в основном, при расчетах с населением). Разновидностью розничной цены является аукционная – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, так как отражает уникальные свойства и признаки товара и сильно зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Таким образом, цена может быть одновременно представителем нескольких групп классификаций.

 

Взаимодействие основных видов цен

Основные виды цен связаны между собой и влияют друг на друга. Основополагающими являются оптовые цены на энергоресурсы (топливо-уголь, газ), нефть и нефтепродукты. От их уровня зависят тарифы на электро- и теплоэнергию, транспортные услуги. В свою очередь, энергия и транспортные услуги применяются во всех отраслях народного хозяйства. Тарифы на энергию и транспортные услуги влияют на уровень цен промышленности, сельского хозяйства, сметных цен строительства, тарифов на услуги, розничных цен на товары народного потребления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Упаковка товара. Содержание имиджа товара невозможно без его упаковки | Структура цены
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.