Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валютное регулирование и валютный контроль





В рамках национальной денежной системы формируется национальная валютная система, регламентирующая порядок расчетов с другими государствами. Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Ее типовые составляющие:

· национальная денежная единица;

· официальные золотовалютные резервы;

· валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

· условия конвертируемости (обратимости) валюты;

· наличие или отсутствие валютных ограничений;

· порядок внешнеторговых расчетов страны;

· режим национального валютного рынка и рынка золота;

· статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны;

· связи с международной валютной системой в рамках межгосударственных соглашений [20, c. 617].

Валютная политика – совокупность мер государственного воздействия на сферу валютных отношений в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь.

Основными направлениями валютной политики являются:

· укрепление национальной валюты;

· повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;

· повышение инвестиционной привлекательности страны и привлечение на выгодных условиях иностранных инвестиций;

· контроль за перемещением и противодействие незаконному вывозу за границу капитала;

· совершенствование валютного законодательства.

Реализация валютной политики осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование – деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.



Основные направления валютного контроля:

· определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

· обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

· предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической деятельности и иной экстремистской деятельности;

· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции.

Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, относят к текущим валютным операциям, либо к валютным операциям, связанным с движением капитала.

Резиденты – физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь.

Нерезиденты – иностранные граждане, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь.

Расчеты между резидентами и нерезидентами по всем сделкам, предусматривающим экспорт либо импорт, независимо от срока осуществления таких расчетов, относятся к текущим валютным операциям, что позволяет все внешнеторговые операции, связанные с экспортом и импортом, проводить в свободном режиме без необходимости получения разрешений.

Валютные операции, связанные с предоставлением и получением кредитов и займов вне зависимости от срока их осуществления, отнесены к операциям капитального характера, и в случае, если операции связаны с оттоком капитала, необходимо получение разрешения для их проведения.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» определено, что поступление денежных средств от экспорта товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется только на счета экспортеров. При импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров.

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

· при экспорте – не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;



· при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

При экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

· поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору;

· получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

· возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);

· поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией);

· неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

При импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:

· получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг и платы за них согласно внешнеторговому договору;

· получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;

· получения денежных средств по банковской гарантии;

· возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги;

· неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком;

По каждому внешнеторговому договору стоимость товаров (работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).

Регистрация сделки осуществляется банком, обслуживающим счет экспортера (импортера), по заявительному принципу в день представления экспортером (импортером) документов, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, либо отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору путем проставления на таком документе (документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам производится только при наличии регистрационного номера сделки.

Резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, обязаны в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации.

Статистическая декларация – декларация установленной формы, которая оформляется экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется должностными лицами таможенных органов и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.

В соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны:

· не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля;

· по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством их таможенное оформление не производится, представить для регистрации таможенным органом статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию;

· перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера);

· указать в таможенной декларации, а в случае, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, – в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки;

· представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки;

· получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим уведомлением Национального банка в порядке, установленном Национальным банком, о завершении данной внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством.

· В случае если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции:

· главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка:

· при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 90 календарных дней;

· при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа превышает установленный законодательством срок более чем на 60 календарных дней;

· главного управления Национального банка по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения):

· при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 90 календарных дней;

· при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 60 календарных дней.

В случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, резидент обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции.

В выдаваемом разрешении устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции.

Если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством срока ее завершения, резидент обязан получить в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Национального банка по области) разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции до истечения, установленного законодательством срока завершения этой операции.

Для получения разрешения или внесения изменений и (или) дополнений в ранее выданное разрешение резидент представляет в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) следующие документы:

1. Письменное заявление произвольной формы, содержащее:

· описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);

· сумму внешнеторговой операции;

· запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;

· обоснование продления завершения внешнеторговой операции, по которой испрашивается получение разрешения.

В заявлении, подписанном руководителем юридического лица (уполномоченным им лицом) или индивидуальным предпринимателем, в обязательном порядке указываются местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя, контактные телефоны.

2. Копия документа, посредством которого оформлена внешнеторговая операция.

3. Информация от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии).

4. Копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии).

5. Копия разрешения, выданного главным управлением Национального банка по области (при его наличии).

6. Ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Национального банка по области).

7. Письменное заявление с обоснованием необходимости внесения изменений и (или) дополнений в разрешение.

8. Копии документов (при их наличии), обосновывающих необходимость внесения изменений и (или) дополнений в разрешение.

Резидент вправе представить также иные документы, не определенные в перечне документов.

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) вправе запросить у резидента дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения и контроля за исполнением сроков.

Верность копий представляемых в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) документов должна быть засвидетельствована подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченными им лицами и печатью. Ответственность за достоверность представленных документов и (или) их копий несет заявитель.

Выдача разрешения либо письменного отказа в выдаче разрешения с указанием причин, осуществляется в течение 15 календарных дней с даты поступления всех необходимых документов.

В случае если резидент обратился с заявлением о повторном продлении срока завершения внешнеторговой операции, рассматривается вопрос о выдаче нового разрешения.

В случае утраты разрешения по письменному обращению в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) в течение 10 календарных дней выдается дубликат данного разрешения.

До выдачи дубликата действие разрешения не приостанавливается.

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) вправе отказать резиденту в выдаче разрешения в случае:

· представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

· если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;

· если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением.

Резидент в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, направляет в главное управление валютного регулирования и валютного контроля сведения о завершении внешнеторговой операции.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» Национальному банку предоставлено право устанавливать размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, а также регулировать отдельные текущие валютные операции с целью ограничения нелегального оттока валютных средств из страны. Национальным банком установлен размер обязательной продажи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами Республики Беларусь в размере 30% экспортной выручки в иностранной валюте.

Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на их счета.

В ходе осуществления внешнеэкономической деятельности у белорусских субъектов хозяйствования возникает необходимость покупки и продажи иностранной валюты, совершения конверсионных операций на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Конверсия иностранной валюты – обмен банками одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам.

Валютно-обменные операции на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляются только через банки.

Внутренний валютный рынок Республики Беларусь состоит из биржевого и внебиржевого валютных рынков.

Биржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка, на котором валютно-обменные операции совершаются банками на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Внебиржевой валютный рынок – часть внутреннего валютного рынка, на которой валютно-обменные операции совершаются между банками, банками и субъектами валютных операций.

Резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь только для проведения тех валютных операций, которые разрешены белорусским законодательством, к ним относятся:

· осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки;

· оплата расходов, связанных с поездками за пределы Республики Беларусь в служебные командировки за границу, в том числе на обучение, а также на стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с повышением квалификации работников. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является приказ (постановление, распоряжение) о направлении в служебную командировку за границу.

· осуществление расчетов по сделкам, заключенным с нерезидентом, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг). Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки;

· уплата налогов, сборов, пошлин, иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, если возможность уплаты их только в иностранной валюте предусмотрена законодательством Республики Беларусь. Для приобретения иностранной валюты по данным валютным операциям документами, являющимися основанием для покупки иностранной валюты, являются акты законодательства Республики Беларусь;

· оплата страхового взноса, осуществление расчетов по договорам страхования, перестрахования между субъектами валютных операций – резидентами. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение между субъектами валютных операций – резидентами соответствующей гражданско-правовой сделки, либо счет-фактура на оплату страхового взноса;

· осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим получение от нерезидентов кредитов и (или) займов в иностранной валюте. Основанием для покупки иностранной валюты по данным валютным операциям является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки;

· другие валютные операции при наличии разрешения Национального банка на покупку иностранной валюты.

Покупка иностранной валюты осуществляется резидентом только через исполняющий банк, т.е. банк в котором открыт специальный счет резидента для хранения купленной на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь иностранной валюты либо иной счет, с которого осуществляются операции по банковскому переводу с покупкой, продажей, конверсией.

При покупке иностранной валюты резидент представляет в исполняющий банк заявку на покупку в двух экземплярах, а также копии документов, подтверждающих основание для покупки иностранной валюты

Заявка на покупку имеет произвольную форму, при этом ее обязательными реквизитами являются:

· наименование субъекта валютных операций – резидента;

· сумма покупки в иностранной валюте и (или) сумма белорусских рублей, направляемых на покупку иностранной валюты;

· целевое направление покупаемой иностранной валюты (указываются цель приобретения иностранной валюты, наименование и реквизиты документа, являющегося основанием для покупки иностранной валюты);

· номер счета в белорусских рублях, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· номер специального счета субъекта валютных операций – резидента, наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· для валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке – согласие на покупку иностранной валюты по биржевому курсу на день соответствующих торгов либо желаемый курс покупки;

· для валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке – курс покупки;

· номер счета в белорусских рублях, на который будет осуществляться зачисление белорусских рублей после проведения обратной продажи, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· подписи и расшифровка подписей индивидуального предпринимателя, должностных лиц субъекта валютных операций – резидента либо одного должностного лица, имеющих право распоряжаться специальным счетом, заверенные печатью субъекта валютных операций – резидента (для индивидуальных предпринимателей при отсутствии печати печать не ставится);

· при покупке иностранной валюты для расчетов с нерезидентами по договорам, предусматривающим импорт товаров, указываются название товара и первые четыре цифры кода товара согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Зачисленная на специальный счет иностранная валюта (в том числе в случае возврата иностранной валюты, ранее перечисленной со специального счета) должна быть использована субъектом валютных операций – резидентом в течение 7 рабочих дней начиная со дня, следующего за днем ее зачисления на специальный счет.

Срок хранения иностранной валюты на специальном счете может быть увеличен до 30 рабочих дней (включительно) по разрешению главного управления Национального банка по области.

В случае неиспользования приобретенной иностранной валюты до истечения установленных сроков ее хранения на специальном счете резидент обязан провести продажу данной иностранной валюты (обратную продажу) исполняющему банку на биржевом или на внебиржевом валютном рынке.

Продажа (конверсия) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляется субъектом валютных операций – резидентом по необходимости, определяемой им непосредственно, за исключением осуществления обязательной продажи иностранной валюты.

Продажа (конверсия) иностранной валюты осуществляется субъектом валютных операций – резидентом через банк, в котором открыт счет в иностранной валюте, с которого проводится продажа (конверсия) иностранной валюты.

При продаже (конверсии) иностранной валюты резидент представляет в банк заявку на продажу (конверсию) иностранной валюты в двух экземплярах.

Заявка на продажу (конверсию) имеет произвольную форму, обязательными реквизитами которой являются:

· наименование субъекта валютных операций – резидента;

· сумма продажи (конверсии), выраженная в иностранной валюте, подлежащей продаже (конверсии);

· номер счета в иностранной валюте, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· номер счета в белорусских рублях (иностранной валюте), на который зачисляются белорусские рубли (иностранная валюта) после продажи (конверсии) иностранной валюты, а также наименование и код банка, в котором данный счет открыт;

· для валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке указывается согласие на продажу (конверсию) иностранной валюты по биржевому курсу на день соответствующих торгов либо желаемый курс продажи (конверсии);

· для валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке указывается курс продажи (конверсии);

· подписи и расшифровка подписей индивидуального предпринимателя, должностных лиц субъекта валютных операций – резидента либо одного должностного лица, имеющих право распоряжаться счетом, с которого проводятся расчеты по проводимой валютно-обменной операции, заверенные печатью резидента (у индивидуального предпринимателя при отсутствии печати печать не ставится).

Субъекты хозяйственной деятельности несут ответственность за нарушение валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций.

Необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по импорту – влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до двух процентов от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, регистрационного номера сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством Республики Беларусь случаях – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы средств, использованной не по целевому назначению.

Несвоевременная обязательная продажа иностранной валюты – влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере до одного процента от непроданной валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств. Необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере необоснованно заниженных валютных средств.

Нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов суммы средств, использованной не по целевому назначению.

Валюты и валютные курсы, применяемые в расчетно-кредитных отношениях в Республике Беларусь

В экономических отношениях между странами национальные денежные единицы выполняют роль мировых денег. Деньги, используемые в международных расчетах, принято называть валютой. Валюта – это не какой-то новый тип денег, а особый способ их функционирования, связанный с осуществлением сделок международного характера [24, c. 388].

Валюта обеспечивает связь и взаимодействие национальной и мировой экономики.

В зависимости от государственной принадлежности (статуса) валюты делятся на национальную и иностранную.

Национальная валюта – это установленное законом платежное средство данной страны: денежные знаки в виде банкнот центрального банка и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории страны, а также средства в национальной валюте на счетах в банках и иных финансовых институтах в государстве и за его пределами. Национальная валюта образует основу национальной валютной системы.

Иностранная валюта – средства в денежных единицах иностранного государства или группы государств, кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и которые используются в международных расчетах.

По отношению к валютным запасам страны различают резервную валюту.

Под резервной валютой понимают иностранную валюту или валюты, в которых центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям. Она выполняет функцию инвестиционного актива, служит способом определения валютного паритета, используется при необходимости как средство проведения валютных интервенций с целью регулирования курса валют, а также для проведения центральными банками международных расчетов.

Так, в качестве резервной валюты используют доллар США, японскую иену, евро. По данным МВФ на начало 2009 года в структуре международных валютных резервов стран мира доллары США составляли 61,5%, евро – 28,1%, , фунт стерлингов – 4,2%, японская иена – 3%, швейцарский франк – 0,1% и 3,1% другие валюты. Для того чтобы национальная валюта получила статус резервной, страна должна занимать лидирующие позиции в мировом производстве, в экспорте товаров и капиталов, иметь развитую сеть кредитно-банковских учреждений у себя и за рубежом, либеральное валютное регулирование, свободную конвертируемость валюты и внедрение ее в международный оборот через банки и международные валютно-финансовые организации.

По отношению к курсам других валют различают сильную (твердую) и слабую (мягкую) валюту. Твердая валюта характеризуется стабильным валютным курсом. Понятие твердой валюты нередко используется как синоним конвертируемой валюты.

Под конвертируемостью валюты понимают ее способность обмениваться на другие иностранные валюты. По режиму использования различают свободно конвертируемую, частично конвертируемую, неконвертируемую (замкнутую) валюту.

Свободно конвертируемая валюта – это валюта стран, полностью отменивших валютные ограничения по текущим и капитальным операциям, как для нерезидентов, так и для резидентов, является обратимой и может обмениваться на любую иностранную валюту

Кроме того, различают частично конвертируемые валюты. К ним относят национальные валюты стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам операций. Такая валюта, как правило, обменивается лишь на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота.

Неконвертируемая (замкнутая) валюта – это валюта, которая обращается в пределах только одной страны и не подлежит обмену. Эту валюту имеют страны, применяющие ограничения и запреты по экспорту и импорту, купле-продаже и обмену национальной валюты.

По материально-вещевой форме валюта бывает наличной и безналичной.

Наличная иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств.

Безналичная иностранная валюта – средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.

Отличительной особенностью международных сделок является то, что при их проведении используются расчеты в валютах различных стран. Международная сделка предполагает сопоставление, сравнение покупательной способности различных национальных валют. Валюты обмениваются не просто одна на другую, а в определенном соотношении, которое определяется с помощью валютного курса.

Валютный (обменный) курс – цена единицы одной валюты выраженная в единицах валют других стран.

Каждая национальная валюта имеет определенную цену, которая выражается в денежных единицах другой страны. Например, 1 долл. США стоит 6,5222 шведских крон. Цены валют ежедневно публикуются. Цены на свободно конвертируемую валюту определяются на международном валютном рынке исходя из спроса и предложения на нее. В странах с частично конвертируемой валютой цена национальной валюты устанавливается центральным банком. Таким образом, валютный, или обменный, курс имеет количественную определенность, представляющую собой соотношение количества обмениваемых валют.

При обмене иностранных валют используются два курса валют: курс покупателя и курс продавца. При покупке валюты в банке нужно заплатить за валюту более высокую цену, чем та цена, за которую можно продать то же самое количество валюты тому же банку. Например. Если белорусский банк котирует доллар США 5000 – 5100, то это означает, что он готов купить доллары за 5000 руб. за доллар и продать их за 5100 руб. за доллар.

Валютный курс играет важную роль в развитии международной торговли товарами и услугами. Белорусскому потребителю цена автомобиля марки «Фольксваген» в 14 тыс. долл. США ни о чем не скажет до тех пор, пока он не установит, что для покупки одного доллара ему нужно заплатить 5000 белорусских рублей. При помощи валютного курса потребители и коммерсанты приводят цены на товары и услуги из разных стран в сопоставимый вид, оптимизируя на этой основе спрос и предложение на них на мировом рынке.

Определение курса валют называется котировкой. Существует два метода котировки иностранной валюты к национальной: прямой и косвенный. При прямой котировке курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте (1 USD = 5000.00 BR). При косвенной котировке курс единицы национальной валюты выражается в иностранной валюте (10 000 BR = 2,0 USD).

При анализе динамики валютных курсов учитывают метод котировки. Поскольку валютный курс – это цена денег, то его изменения означают подорожание или обесценение денег. Национальная валюта обесценивается, если валютный курс, определенный методом прямой котировки, повышается (был 3000 BR/1 USD, стал 5000 BR/1 USD), и дорожает при снижении валютного курса.

Каждая валюта имеет не один валютный курс, а столько, сколько существует валют. В связи с тем, что основная часть международного товарооборота обслуживается долларом США, для облегчения расчетов курсов котировки национальных валют осуществляют не друг к другу, а к доллару США, т.е. применяется кросс-курс.

Кросс-курсом называют определение курса двух валют через курс каждой из них по отношению к третьей валюте, обычно доллару США. Определение кросс-курса происходит путем конвертации валюты «А» сначала в валюту «С», а потом – валюты «С» в валюту «В»:

Кросс-курсы валют являются вторичным показателем и рассчитываются через основные курсы валют относительно доллара. Существует три способа расчета кросс-курсов с учетом того, является ли котировка валют к доллару прямой или косвенной.

1 способ: расчет кросс-курса для валют с прямой котировкой к доллару США (доллар является базой котировки для обеих валют). Для расчета кросс-курса следует разделить курс валюты, которая выступает в кросс-курсе валютой котировки, на курс валюты, которая в кросс-курсе служит базой котировки. Например, нужно найти кросс-курс канадского доллара и японской иены (CAD/JPY). Котировка канадского доллара к доллару США (USD/CAD) равняется 1,5658, а доллара к иене (USD/JPY) – 107,34. Кросс-курс CAD/JPY будет:

2 способ: расчет кросс-курса для валют с прямой и косвенной котировкой к доллару США, где доллар является базой котировки для одной из валют. Для расчета кросс-курса следует перемножить долларовые курсы этих валют.

Например, нужно найти кросс-курс фунта стерлингов к белорусскому рублю (GBP/BR). Курс GBP/USD = 1,6273 (косвенная котировка), курс USD/BR=5000 (прямая котировка).

Кросс-курс GBP/BR = 1,6273 ´ 5000 = 8136,5.

3 способ: расчет кросс-курса для валют с косвенной котировкой к доллару США, где доллар является валютой котировки для обеих валют. Для расчета кросс-курса необходимо разделить курс базовой валюты на курс валюты котировки. Например, нужно определить кросс-курс фунта стерлингов к австралийскому доллару (GBP/AUD). Курс GBP/USD = 1,6273, курс AUD/USD = 1,0462.

Кросс-курс GBP/AUD = .

Наиболее часто рассчитывают такие кросс-курсы: фунт стерлингов к японской иене, евро к японской иене, евро к швейцарскому франку.

Понимание сути валютных курсов и видов их котировки позволяет сравнить экспортную или импортную цену товара с ценой внутреннего рынка и тем самым выяснить, насколько выгодной является продажа или покупка того или другого товара, или услуги на определенном иностранном рынке.

Предположим, что белорусская фирма производит товар Х, который на национальном рынке стоит 50000 руб., и хочет узнать об экспортных возможностях этого товара на немецком и английском рынках. Для этого финансовый менеджер узнает в банке об обменных курсах белорусской, немецкой и английской валюты в долларах. Обменные курсы таковы: 1,6273 долл. за фунт стерлингов – в виде косвенной котировки и за 1 долл. – 3005 руб., 0,7091 евро за 1 долл. – в виде прямой котировки. При таких обменных курсах фирма получит от продажи товара доход в 16,64 долл. (50000 : 3005 =
= 16,64 долл.). Чтобы получить доход от продажи товара на сумму 16,64 долл., он должен быть продан на немецком рынке за 11,8 евро (16,64 ´ 0,7091 = 11,8 евро), а на английском – за 10,23 фунта (16,64 ´ 1/1,6273 = 10,23 фунта).

После расчета цен, обеспечивающих доход от продажи товара на иностранных рынках на уровне дохода на национальном рынке, фирма сравнивает рассчитанные цены с ценами конкурентов. Затем сравнивая качественные характеристики товара, оценивает его реальные экспортные возможности на рынке конкретной страны.

Изменение валютных курсов, то есть обесценение или удорожание валют, приводит к изменению цен на экспортируемые и импортируемые товары.

Так, в нашем примере, понижение курса белорусского рубля по отношению к доллару с 3005 руб. до 5000 руб. за 1 долл. приводит к удешевлению товара белорусской фирмы на немецком рынке до 7,09 евро (50000 : 5000 = 10 долл. – это доход от продажи на национальном рынке; цена товара на немецком рынке, которая обеспечивает доход от продажи в размере 10 долл., будет равняться 10 ´ 0,7091 = 7,09 евро). На английском рынке товар подешевеет до 6,15 фунта (10 ´ 1/1,6273 = 6,15 фунта). Белорусская фирма получает за счет изменения курса рубля серьезные конкурентные преимущества на зарубежных рынках.

Снижение цены национальной валюты снижает цены отечественных товаров, которые выражены в иностранной валюте (товары для иностранных потребителей становятся дешевле). Это ведет к росту экспорта, за счет повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Одновременно цены на иностранные товары в национальной валюте, повышаются, и импорт их сокращается. Повышение курса национальной валюты делает более дорогими национальные товары, цены на которые выражаются в иностранной валюте (товары для иностранцев дорожают). Их экспорт снижается и становится менее конкурентоспособным. Одновременно цены на иностранные товары, которые выражаются в национальной валюте, снижаются, и импорт их возрастает.

Снижение курса национальной валюты стимулирует экспорт товаров. Однако валютный демпинг приносит дополнительную прибыль лишь тогда, когда внешнее обесценивание национальной валюты, т. е. снижение ее валютного курса, опережает внутреннее обесценивание, падение покупательной силы денег и вызванный этим рост цен в стране. Только в этом случае, продавая товар за прежнюю (или более низкую) цену в иностранной валюте, экспортер обменивает эту валюту на большее количество своей национальной валюты вследствие падения курса последней. Это позволяет ему возместить затраты на производство экспортного товара, получить прибыль и начать новый производственный цикл.

 


Тема 6. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

В соответствии со ст.11 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование[1].

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз. С 1 января 2010 года государствами-участниками таможенного союза был введен в действие единый таможенный тариф таможенного союза, а с июля 2010 года Таможенный кодекс таможенного союза

Объединению таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации предшествовало осуществление следующих мероприятий:

· установление и применение единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;

· установление и применение в отношениях с третьими странами единого торгового режима;

· определение порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;

· установление и применение единых правил определения страны происхождения товаров;

· применение единых правил определения таможенной стоимости товаров;

· введение единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;

· установление и применение унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы,

· учреждение и функционирование органов таможенного союза.

На единой таможенной территории государств, входящих в таможенный союз, применяют Единый таможенный тариф, являющийся инструментом торговой политики таможенного союза.

Единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую, таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств таможенного союза;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств таможенного союза;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

· защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

В едином таможенном тарифе таможенного союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

· адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости товаров, которые облагаются пошлиной (например, 20% от таможенной стоимости).

· специфические, начисляемые в установленном денежном размере на единицу товаров, которые облагаются пошлиной (например, 15 долл. за 1 кг.)

· комбинированные, совмещающие два вышеназванных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее чем 15 долл. за 1 кг.).

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и законодательством государств – членов таможенного союза, и взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин.

Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию.

Компенсационная пошлина – пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры для нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государства таможенного союза.

Антидемпинговая пошлина – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры по противодействию демпинговому импорту. Демпинговый импорт товара – импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной цены.

При необходимости, для оперативного регулированию ввоза товаров на единую таможенную территорию государств таможенного союза, могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году.

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров действует с января 1988 года. Гармонизированная система представляет собой многоцелевой товарный классификатор (в таможенном регулировании внешнеторговых операций более распространен термин «товарная номенклатура»), отвечающий одновременно потребностям таможенных и статистических органов, построенный на принципах максимально тесной увязки между внешнеторговой и производственной статистикой различных государств.

В соответствии с определением Конвенции (ст. 1) под Гармонизированной системой описания и кодирования товаров понимается Номенклатура, включающая в себя «товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила интерпретации ГС». Номенклатура Гармонизированной системы имеет определенную структуру, основными элементами которой являются система классификации и система кодирования.

Товары сгруппированы по определенным признакам и образуют пять уровней: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции. Таким образом, согласно ГС классификация товаров, отнесение товара к определенной классификационной группировке, производится по совокупности их признаков. Для формирования каждого из вышеуказанных уровней используется своя совокупность признаков.

Основу кодирования составляет шестизначный код. Первые две цифры кода обозначают товарную группу, первые четыре цифры – товарную позицию, пятая и шестая – субпозицию.

В конвенции по ГС (ст. 3) предусматривается, что страны, принимающие ее, не будут изменять классификацию товаров и их код в пределах первых шести знаков. Вместе с тем ГС допускает более глубокую детализацию товаров, в том числе за пределы субпозиции. Каждая страна вправе в своем классификаторе устанавливать семь и более знаков или прибегать к буквенным обозначениям, так, в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза каждый товар имеет десятизначный цифровой код.

Например, апельсины сладкие, свежие закодированы цифрами 0805 10 200 0 в разделе II – «Продукты растительного происхождения». Это означает:

• 08 (товарная группа) – съедобные фрукты и орехи;

• 0805 (товарная позиция) – цитрусовые плоды, свежие или сушеные;

• 0805 10 (субпозиция) – апельсины

• 0805 10 200 0 (подсубпозиция) – апельсины сладкие, свежие.

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза состоит из 21 раздела и 97 групп.

Тарифные преференции таможенного союза. Комиссией таможенного союза установлена единая система тарифных преференций таможенного союза в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран. Определены перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств таможенного союза предоставляются тарифные преференции.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств таможенного союза, включенных в перечень товаров, пользующихся преференциальным режимом, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, пользующихся преференциальным режимом, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств таможенного союза.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые транзитом через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин.

Применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.

Полностью произведенными в данной стране считаются следующие товары:

· полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря;

· продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;

· живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

· продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

· продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

· продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;

· продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

· отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

· продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта.

При определении страны происхождения товаров, в производстве которых участвуют две страны и более, используются следующие критерии достаточной переработки:

· изменение товарной позиции (классификационного кода товаров) по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров;

· правило адвалорной доли – изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов, происходящих из других государств, не превышает 50 процентов цены конечной продукции или процентная доля добавленной стоимости превышает 50 процентов в цене конечной продукции.

Под добавленной стоимостью понимается – доля стоимости товаров, выраженная в процентном отношении, которая определяется разницей между стоимостью конечной продукции и стоимостью используемых для ее производства материалов, происходящих из других государств.

Стоимость материалов, происходящих из других государств, – таможенная стоимость материалов при их ввозе на таможенную территорию таможенного союза.

Цена конечной продукции – цена на условиях EXW (франко-завод) в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств-членов таможенного союза (Торгово-промыш-
ленной палатой), если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

Сертификаты о происхождении товара предоставляются в официальные государственные органы стран импортеров, с которыми Республика Беларусь имеет соглашение о режиме наибольшего благоприятствования, для получения покупателями белорусских товаров преференций, льгот экономического режима. Факт происхождения товаров из Республики Беларусь удостоверяется сертификатом происхождения Белорусской торгово-промышленной палаты:

· по форме «СТ-1» при экспорте продукции в страны СНГ;

· по форме «А» при экспорте продукции в страны ЕС, США, Канаду, Японию, Турцию и Швейцарию;

· по форме «Текстильная продукция» при экспорте продукции в страны ЕС.

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

При таможенном оформлении товаров из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми государства участники таможенного союза применяют режим наибольшего благоприятствования, страна происхождения определяется на основании сертификата о происхождении товара формы «А».

Для подтверждения страны происхождения товаров из стран СНГ необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата происхождения товара формы «СТ-1».

В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А».

Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1. если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

2. если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами;

3. если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму установленную законодательством.

Для начисления таможенных платежей, для применения санкций за таможенные правонарушения и других целей определяется таможенная стоимость товаров. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов [2]:

· по цене сделки с ввозимым товаром;

· по цене сделки с идентичным товаром;

· по цене сделки с однородным товаром;

· на основе вычитания стоимости;

· на основе сложения стоимости;

· резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимым товаром. В случае невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости товара последовательно применяются методы, установленные законодательством. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товара не может быть определена путем применения предыдущего метода. По заявлению декларанта методы на основе вычитания стоимости и на основе сложения стоимости применяются в обратной последовательности.

Метод определения таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимым товаром. Таможенной стоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, является цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар. При определении таможенной стоимости товара к цене сделки, если ранее в нее не были включены, должны быть добавлены:

а) стоимость доставки товара до места ввоза товара на таможенную территорию Республики Беларусь, а также расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товара;

б) плата за страхование (страховой взнос);

в) расходы, понесенные покупателем:

· комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;

· стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемым товаром;

· стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке

г) соответствующая часть стоимости прямо или косвенно предоставленных продавцу покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей оцениваемого товара на экспорт в Республику Беларусь следующих товаров и услуг:

· сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемого товара;

· инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемого товара;

· материалов, израсходованных при производстве оцениваемого товара (смазочных материалов, топлива и др.);

· инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Республики Беларусь и непосредственно необходимых для производства оцениваемого товара;





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.081 сек.