Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт в международной торговле




Опережающий рост объемов международной торговли по сравнению с темпами развития мирового производства товаров, был бы невозможен без постоянного совершенствования всей торговой инфраструктуры и в первую очередь международной транспортной системы. Каждая тонна произведенной в мире продукции перемещается в среднем на 860 ткм с учетом международных морских перевозок [18, с. 188]. Практическое осуществление международного товарообмена, доставка товара от экспортера к импортеру, реализуется через его транспортное обеспечение.

В мировой торговле перевозка товаров выполняется различными видами транспорта: водным (морским и речным), железнодорожным, авиационным, автомобильным и трубопроводным. Все виды транспорта имеют свою специфику в качестве средств доставки грузов.

Морской транспорт имеет следующие преимущества:

· относительно низкая по сравнению с большинством других видов транспорта стоимость перевозок, особенно на большие расстояния;

· мобильность, в зависимости от спроса и предложения на тоннаж по регионам мира суда могут перемещаться с одного маршрута на другой;

· большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;

· неограниченная пропускная и провозная способность морских путей;

· незаменимость морского транспорта в межконтинентальных перевозках товаров.

Ограничивают возможности использование морского транспорта:

· пропускная способность портов и каналов;

· невысокая скорость перевозок по сравнению с наземным и воздушным видами транспорта;

· высокая стоимость морских судов и инфраструктуры морского транспорта.

Речной транспорт отличает:

· высокая провозная способность по внутренним водным путям;

· невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;

· возможность перевозить крупные по объему партии грузов;

· сокращение времени и стоимости доставки при применении судов смешанного плавания типа «река – море»;

· возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.

Сдерживает использование речного транспорта:

· необходимость строительства гидротехнических сооружений и постоянного поддержания возможности судоходства водных путей;

· сезонность работы на большинстве водных путей Беларуси и прилегающих государств;

· несовпадение направлений основных грузопотоков с естественным географическим расположением водных путей.

Особенностями железнодорожного транспорта являются:

· высокая провозная и пропускная способность;

· регулярность перевозок;

· высокая скорость доставки грузов на значительные расстояния;

· относительная дешевизна перевозок (по сравнению с автомобильным и воздушным видами транспорта);

· универсальный характер перевозимых грузов;

· независимость от климатических условий, времени года и суток.

Недостатки железнодорожного транспорта:

· высокая степень монополизации рынка железнодорожных перевозок;

· большие капитальные затраты на строительство содержание железных дорог, приобретение и их эксплуатацию подвижного состава;

· низкая доступность к конечным точкам потребления товаров;

· высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.

Авиационный транспорт характеризуется:

· высокой скоростью доставки грузов;

· сохранностью грузов в пути;

· возможностью доставки в отдаленные и труднодоступные районы.

В то же время воздушный транспорт имеет следующие недостатки:

· высокая стоимость перевозок,

· ограниченная грузоподъемность воздушных судов;

· зависимость от погодных условий;

· высокая стоимость авиационной техники и инфраструктуры воздушного транспорта.

Автомобильный транспорт отличается следующими преимуществами:

· высокая оперативность и доступность;

· возможность доставки груза «от двери экспортера» до «двери импортера»;

· возможность оптимизации схем и маршрутов доставки;

· высокая скорость доставки;

· возможность ритмичных поставок грузов небольшими партиями;

· экономичность на небольших (до 200 км расстояниях).

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести:

· высокую стоимость перевозки на большие расстояния;

· зависимость от погодных и дорожных условий.

Трубопроводный транспорт характеризуется:

· низкой себестоимостью транспортировки грузов;

· высокой сохранностью груза;

· независимостью от погодных и климатических условий;

· высокой степенью автоматизации процесса транспортировки груза.

Однако трубопроводный транспорт отличается:

· ограниченной номенклатурой перемещаемых грузов;

· высокой стоимость строительства трубопроводов;

· ограниченной пропускной способностью.

Выбор вида транспорта для транспортировки груза зависит от множества факторов, прежде всего, учитывают стоимость, срок доставки и обеспечение сохранности товара в процессе перевозки. Большое влияние на выбор транспорта оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов – совокупность свойств, определяющих условия их перевозки, порядок погрузки, выгрузки, хранения, перегрузки и т. д. В зависимости от способа перевозки и перегрузки грузы подразделяют на следующие категории: генеральные, массовые и специальные.

Генеральные грузы – это штучные грузы в упаковке или без нее, в мешках, коробках, ящиках, в пакетах, на поддонах, трейлерах, контейнерах. Грузы без упаковки – трубы, металлоконструкции, автомобили и т.п.

К массовым грузам относят: наливные (нефть и нефтепродукты, химические и пищевые жидкие грузы); навалочные (зерно, уголь, руда); лесные (бревна, доски, брус).

Специальные грузы требуют соблюдения определенных правил при транспортировке. К ним относятся: опасные грузы, которые могут стать причиной повреждения транспортных средств и представляют опасность для здоровья людей; скоропортящиеся – требуют особых условий при перевозке и хранении; а также, живой скот и птица.

В зависимости от вида сообщений различают: смешанную и прямую перевозку.

Смешанная перевозка – перевозка грузов двумя или более видами транспорта. На перевозку каждым видом транспорта заключается самостоятельный договор перевозки.

Прямая перевозка – перевозка грузов по одному транспортному документу.

В нормативных документах выделяют прямую смешанную перевозку – перевозка грузов двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу.

Процесс доставки товара в международной торговле включает следующие этапы:

· транспортировка товара от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера;

· международная транзитная или морская перевозка товара от пункта (порта) страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера, при отсутствии общей сухопутной границы между странами;

· транспортировка товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до внутреннего пункта потребления.

Международная перевозка – перемещение пассажиров и грузов по территории двух и более стран с использованием одного или нескольких видов транспорта.

Повышение эффективности и качества транспортного обеспечения внешней торговли определяется внедрением в транспортную отрасль достижений научно-технического прогресса. Развитие транспорта происходит путем совершенствования технологии перевозок на основе применения прогрессивных транспортно-технологических систем.

Под транспортно-технологическими системами понимается комплекс взаимоувязанных технических, технологических, экономических, организационных и коммерческих решений, обеспечивающих с набольшей экономической эффективностью перевозку различных видов грузов [37, с. 121]. К прогрессивным транспортно-технологическим системам относятся: пакетная, контейнерная, трейлерная, лихтерная и другие.

Транспортный пакет – это укрупненное грузовое место, сформированное из тарных и штучных грузов с помощью различных средств пакетирования. Наиболее часто в качестве средств пакетирования применяют поддоны, изготовленные из дерева, пластмасс, металла. В состав пакетной системы входят:

· парк пакетирующих средств;

· универсальные и специализированные транспортные средства, погрузчики;

· склады, оснащенные многоярусными стеллажами и передвижными подъемниками;

· система информационного обеспечения отборки и формирования заказов.

Контейнер – универсальная многоразовая тара объемом не менее 1 куб. м, предназначенная для перевозок грузов без тары, в первичной упаковке или облегченной таре, специально сконструированная для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки грузов, и снабженная приспособлениями, облегчающими ее крепление и позволяющими повысить уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

В комплекс контейнерной транспортно-технологической системы входят:

· парк универсальных и специальных контейнеров;

· специализированный подвижной состав (суда-контейнеровозы, железнодорожные платформы различного типа, специальные автомобили);

· склады и контейнерные площадки для комплектации или обработки контейнеров;

· система информационного обеспечения контейнерных перевозок.

Пакетный и контейнерный способы доставки грузов получили широкое распространение в международных сообщениях с использованием практически всех видов транспорта. Эти способы доставки способствовали тому, что в международной торговле активно стали применяться интермодальные перевозки. Максимальная эффективность перевозок достигается в том случае, когда продукция сразу после изготовления формируется в пакеты и хранится на складе, затем загружается в контейнеры и транспортируется к потребителю.

Интермодальная перевозка – последовательная перевозка грузов двумя или несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице (контейнер, съемный кузов, полуприцеп и другие) или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта в рамках комплексной транспортной цепи «от двери до двери».

Прогрессивные технологии товародвижения, позволяющие доставлять грузы в укрупненном виде, стали основой для развития терминальных систем с использованием специально оборудованных перегрузочных и складских мест – терминалов, на которых груз перегружается с одного вида транспорта на другой. В дальнейшем на базе транспортных терминалов начали формироваться современные транспортно-логистические центры, позволяющие повысить эффективность транспортного процесса.

Логистический центр – территориальное объединение хозяйствующих субъектов и органов, занимающихся грузовыми перевозками и сопутствующими услугами, включающее не менее одного терминала.

Развитие функций терминалов и их трансформация в логистические центры происходит в следующих направлениях:

· погрузочно-разгрузочные работы, складирование грузов;

· строительство перерабатывающих предприятий в зоне терминала;

· создание зон региональной торговли, таможенных складов;

· дополнительные услуги: банковские, маркетинговые, страховые, юридические, услуги связи.

· трансформация складирования в грузораспределение.

Внедрение достижений научно-технического прогресса в транспортной отрасли привело к тому, что с начала ХХ века транспортные и коммуникационные тарифы в мире снизились в реальном выражении более чем в 12 раз [18, с. 188]. В мировой экономике к началу ХХI века сформировалась глобальная международная транспортная инфраструктура.

В процессе осуществления конкретной внешнеэкономической сделки возникает необходимость проведения комплекса транспортных операций по доставке товаров от экспортера к импортеру. Транспортные операции обеспечивают не только практическую реализацию внешнеторговой сделки – физическое перемещение товаров между странами, но и оказывают существенное влияние на контрактную цену товаров.

Под внешнеторговыми транспортными операциями понимают комплекс экономических и финансовых действий, технических и технологических мер и юридических отношений, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя.

Транспортные операции можно разделить на следующие группы, связанные между собой последовательностью их выполнения во времени.

Первая группа операций включает в себя действия, выполнение которых осуществляют на этапе подготовки внешнеторговой сделки. В эту группу входят:

· планирование внешнеторговых перевозок (выбор вида транспорта и маршрута транспортировки);

· анализ рынка транспортных услуг, тарифов и условий перевозки;

· планирование расходов.

Вторая группа операций возникает на стадии заключения внешнеторгового контракта и включает:

· определение базисного условия контракта (экспортер или импортер организует транспортировку);

· формулирование транспортных условий контракта;

· заключение договора на перевозку товара;

· заключение договора транспортного страхования груза.

Третья группа транспортных операций осуществляется в процессе реализации сделки и включает:

· подготовку товара к транспортировке (упаковку, маркировку);

· оформление необходимой транспортной, таможенной и другой документации;

· расчеты с перевозчиком;

· организацию контроля движения груза на маршруте.

Четвертая группа операций, может проводиться после завершения внешнеторговой сделки, заключается в следующем:

· окончательный расчет с перевозчиком за оказание транспортных услуг;

· разрешение возможных споров между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем.

Транспортные операции организуются продавцом-экспортером или покупателем-импортером. Исходя из транспортных условий контракта, сторона, на которую возлагаются обязанности по доставке товара, может осуществить перевозку собственным транспортом, или заключить договор с перевозчиком. Также она может воспользоваться услугами посредника – агента (брокера) для поиска перевозчика и заключения с ним договора.

Конкретное содержание транспортных условий внешнеторговой сделки зависит от следующих основных факторов: вида транспортного средства и способа доставки; транспортная характеристика груза; условий международных договоров и соглашений, регулирующих условия перевозки определенным видом транспорта. Объем и распределение транспортных операций между контрагентами в значительной степени определяются базисными условиями поставки.

Для примера, при перевозке грузов автомобильным транспортом содержание транспортных условий контракта может включать следующее:

· указание на действие международных соглашений, регулирующих международные автомобильные перевозки;

· форму транспортной накладной;

· сроки отгрузки товара;

· наименование пунктов отправления, назначения и пунктов пересечения границ;

· место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;

· порядок информации продавца или покупателя о пересечении границ прохождения транспортного средства с использованием книжки МДП;

· порядок расчетов за транспортировку товара;

· прочие транспортные условия, а именно: тип, грузоподъемность и вместимость автомобиля, прицепа, полуприцепа; нагрузку на ось; внутренние габаритные размеры кузова; крытые под тент шли открытые; грузоподъемность перегрузочных средств на складах и терминалах.

При заключении договора перевозки, продавец или покупатель товара переносит в него все транспортные условия договора купли-продажи, согласованные с партнером. При этом следует учитывать, что при заключении договора перевозки продавец связан с транспортными условиями договора купли-продажи в пунктах передачи товара покупателю и свободен от них в других, где ответственность за условия обработки транспортных средств принимает на себя покупатель [37, с. 181].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.