Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование международной перевозки грузов




Осуществление внешнеэкономической деятельности связано физическим перемещением материальных ценностей из страны экспортера в страну импортера различными видами транспорта. В целях минимизации ущерба, который может возникнуть в процессе выполнения международных транспортных операций по обеспечению внешнеэкономической деятельности, применяются различные виды транспортного страхования.

Под транспортным страхованием понимается совокупность различных видов страхования, создающих условия возмещения различного рода финансовых убытков, возникающих у участников транспортного процесса, в результате обстоятельств, находящихся вне их контроля.

Транспортное страхование подразделяют на страхование «каско», страхование «карго» и страхование ответственности перевозчика (экспедитора) за груз перед его владельцем.

Страхование «каско» применяется при страховании подвижного состава транспорта (судов, автомобилей, железнодорожных вагонов, самолетов, контейнеров и т. д.), участвующего в международных перевозках. Данный вид страхования направлен на возмещение ущерба от повреждения или гибели самого транспортного средства, страхование пассажиров, грузов, ответственность перед третьими лицами не предусматривается. Обычно стороны контракта купли-продажи не имеют отношения к страхованию «каско», кроме случаев, когда транспортировка внешнеторговых грузов производится собственным транспортом одной из сторон.

Страхование «карго» – защита от убытков при помощи страхования грузов при перевозке транспортом без страхования стоимости самого транспортного средства. Как правило, объектом страхования «карго» являются убытки, возникающие при утрате, недостаче или повреждении груза, транспортные и иные платежи, ожидаемая прибыль. Этот вид страхования может осуществляться любой стороной по договору купли-продажи, продавцом или покупателем, либо по их поручению перевозчиком (экспедитором).

Страхование ответственности направлено на защиту собственных финансовых и имущественных интересов перевозчика (экспедитора) при осуществлении международных перевозок и транспортно-экспедиторской деятельности. Этот вид страхования может быть добровольным и обязательным. Обязательным является страхование гражданской ответственности транспортной организации перед третьими лицами за ущерб, вызванный эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.

По договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю или третьему лицу выгодоприобретателю), причиненный ущерб, произведя страховую выплату в пределах определенной договором суммы (страховой суммы, лимита ответственности), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).

Под страховщиком понимается юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление страховой деятельности, которое принимает на себя обязательства возместить убытки, возникшие при наступлении событий, от которых осуществлялось страхование.

Страхователь – сторона, страхующая определенный имущественный интерес.

Выгодоприобретатель – лицо, в пользу которого заключен договор страхования или которое имеет право на получение всей или части страховой выплаты.

Страховой случай – предусмотренное в договоре страхования событие при наступлении, которого у страховщика возникает обязанность произвести страховую выплату страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю).

Страховая выплата – сумма денежных средств, выплачиваемая страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) при наступлении страхового случая.

Страховая сумма (лимит ответственности) – установленная в договоре страхования денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая.

Страховой взнос (страховая премия) – сумма денежных средств, подлежащая уплате страхователем страховщику за страхование.

Договор страхования заключается на основе письменного заявления страхователя. В заявлении он обязан сообщить страховщику известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.

Договор страхования груза считается заключенным с момента, когда страховая организация выдала за своей подписью документ – страховой полис, а страхователь оплатил страховую премию.

Наибольшее распространение в международной торговле получили условия транспортного страхования грузов, основанные на международных правилах страхования Института лондонских страховщиков:

· с ответственностью за все риски (условие «А»). При этом условии страхование является наиболее полным, возмещаются все убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, произошедшие по любой причине, кроме особых случаев. На этих условиях обычно страхуют генеральные грузы, подверженные не только утрате, но и порче и повреждению при перевозке. Ставка страховой премии от установленной договором страховой суммы составляет для этого условия от 0,6 до 0,8%;

· с ответственностью за частную аварию (условие «В»). При этом условии страховщик возмещает убытки, возникшие от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие стихийных бедствий, крушения и столкновения транспортных средств между собой, убытки от повреждения вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза, приеме топлива, пропаже транспортного средства. Условие применяют при морском страховании, страховая премия составляет 0,4 – 0,6%;

· без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (условие «С»). Условие предусматривает возмещение убытков от полной гибели всего или части груза при крушении транспортного средства. Условие применяют при транспортировке навалочных, насыпных или наливных грузов, их сложно повредить, но можно утратить полностью или частично. Страховая премия при этом условии страхования от 0,2 до 0,4% от страховой суммы.

Существенными условиями договора имущественного страхования или страхования ответственности между страхователем и страховщиком являются:

· определение имущества либо имущественного интереса, являющегося объектом страхования;

· характер события, на случай наступления, которого осуществляется страхование (страховой случай);

· размер страховой суммы (лимит ответственности);

· сумма страхового взноса (страховая премия) и сроки его уплаты;

· срок действия договора.

В соответствии с законодательством договор страхования между клиентом и страховой компанией может быть заключен двумя способами.

Во-первых, на основании заявления страхователя, в котором он соглашается принять Правила транспортного страхования конкретной страховой компании в качестве договора страхования. На основании заявления и описи груза страхователя, после оплаты страхового взноса, страховщик выдает страхователю документ, письменно подтверждающий заключение договора страхования – страховой полис. Полис подписывается сторонами договора страхования, подписи заверяются печатями страховой компании и клиента в том случае если он является юридическим лицом.

Во-вторых, путем составления одного документа, в котором излагаются обязательства сторон страхователя и страховщика, имеющие отличия от стандартных правил страховой компании. В удостоверение заключения договора и в этом случае страхователю также выписывается полис.

В Республике Беларусь каждая страховая компания разрабатывает собственную форму договоров (полисов), соответствующих требованиям законодательства, и утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь.

Систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования – генерального полиса. При отправке груза, попадающей под действие генерального полиса, страховая премия может вноситься единовременно или в рассрочку.

Каким бы способом не был заключен договор страхования, в нем будут содержаться следующие статьи:

· преамбула, включающая дату, место заключения договора, фирменные наименования сторон, их определение как контрагентов;

· предмет договора, которым является страхование груза при перевозке его теми видами транспорта, которые указаны в договоре страхования. Отмечается, что страховая компания не несет ответственности в случаях, если застрахованный груз будет перевозиться иным видом транспорта, чем тот, который указан в страховом полисе. В этой статье указывается условия страхования (с ответственностью за все риски, с ответственностью за частную аварию, без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения);

· исключения из страховой защиты, определяются те условия, и случаи когда страховая компания не возмещает убытки. Это может быть: нарушение страхователем действующих правил перевозки, перегрузки и хранения грузов, ненадлежащей упаковки и укупорки грузов и отправки грузов в поврежденном состоянии, нарушений требований к формированию укрупненных грузовых мест, несоответствующего размещения и крепления груза, влияния температуры или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку, утруску и т.п.;

· начало и окончание страховой ответственности, указывается время вступления в силу договора страхования и определяется момент начала и окончания ответственности страховой компании.

 

ПРИМЕР. Договор страхования грузов вступает в силу с 00 часов 00 минут дня, который указан в договоре страхования как день начала срока его действия. Страховка, обусловленная договором страхования грузов, распространяется на страховые случаи, произошедшие после вступления договора страхования грузов в силу.

Ответственность Страховой компании по договору страхования грузов начинается с момента, когда груз получен со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также временное хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный склад в пункте назначения, указанный в страховом полисе, (но не более 60 дней после выгрузки груза из морского судна в окончательном порту разгрузки).

 

Страховая стоимость и страховая сумма, в этом разделе договора страхования стороны определяют страховую сумму, в пределах которой страховая компания обязуется выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. Страховая сумма не может превышать действительной (страховой) стоимости груза. Под страховой стоимостью груза понимается его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования грузов (указанная в перевозочных документах на груз). Договор может быть дополнен условием о том, что в страховую сумму, при страховании внешнеторговых перевозок грузов на условиях CIF, CIP, DАТ, DAP кроме стоимости груза могут включаться подтвержденные документально расходы на перевозку груза, но не более 10% от стоимости груза. Стороны определяют в договоре, в какой валюте устанавливается страховая сумма.

ПРИМЕР. Страховая сумма устанавливается в белорусских рублях. Страховая сумма может быть установлена в иностранной валюте. В этом случае расчет страховой суммы производится по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком Республики Беларусь по отношению к валюте, на дату заключения договора страхования грузов.

 

Страховой тариф и страховая премия, размер страховой премии, подлежащей уплате, определяется в соответствии со страховым тарифом, установленным в процентах от страховой суммы. В этой же статье определяют сроки и порядок ее выплаты (единовременно или в рассрочку).

Права и обязанности страховой компании и страхователя. В этой статье договора обязательства страхователя и, прежде всего, при наступлении страхового случая. При наступлении страхового случая страхователь обязан:

· принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки;

· незамедлительно, но в любом случае не позднее 3-х рабочих дней, считая с того дня, когда он узнал или должен был узнать об этом, письменно известить о случившемся страховую компанию с описанием обстоятельств возникновения страхового случая и указанием предполагаемого размера ущерба;

· немедленно заявить о случившемся в компетентные органы (милиции, органы пожарного надзора, таможни, следственные органы и др.);

· по согласованию со страховой компанией привлечь к осмотру поврежденного груза аварийного комиссара;

· сохранить до прибытия представителя страховой компании либо аварийного комиссара, весь оставшийся после страхового события застрахованный груз (поврежденный и неповрежденный) в том виде, в котором он оказался после страхового случая;

· обеспечить право требования к лицу, ответственному за убытки;

· предоставить страховой компании страховой полис, документы и сведения, подтверждающие факт и причину наступления страхового случая, а также размер ущерба.

Страховая компания имеет право:

· при заключении договора страхования грузов произвести осмотр страхуемого груза;

· потребовать проведение экспертизы с целью признания наличия страхового случая;

· проводить осмотр поврежденного груза, расследование в отношении причин и размера убытка;

· после выплаты страхового возмещения осуществлять перешедшее к нему право требования к лицу, ответственному за убытки;

Страховая компания обязана:

· вручить страхователю Правила страхования грузов при заключении договора страхования;

· после получения страховой премии выдать страхователю страховой полис в установленный срок;

· при наступлении страхового случая произвести выплату страхового возмещения в установленный Правилами страхования грузов срок;

· возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному грузу.

Документы на выплату страхового возмещения. При обращении к страховой компании с заявлением о выплате страхового возмещения страхователь обязан документально доказать: свой интерес в застрахованном грузе, наличие страхового случая, размер своей претензии по возмещению убытков. В этой статье договора определяется перечень документов для получения страхового возмещения.

Выплата страхового возмещения. Указывается срок в течение, которого страховая компания составляет Акт о страховом случае, который является основанием для выплаты страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается в размере ущерба с учетом установленной договором страхования грузов франшизы (части убытков, не подлежащих возмещению), но не более страховой суммы.

Статьи, порядок разрешения споров и прочие условия договора имеют стандартное содержание.

При исполнении внешнеторгового контракта страхование грузов не является обязательным для сторон, если это не определено условиями самой сделки. В то же время международная торговая практика показывает, что необходимость защиты от возможной утраты или повреждения перевозимого товара для сторон внешнеторгового контракта существует:

· для экспортера – до момента предоставления предназначенного для экспорта товара в распоряжение покупателя или перевозчика;

· для импортера – с момента принятия товара от экспортера или передачи его перевозчику для доставки к месту назначения.

Практические вопросы страхования груза определяются продавцом и покупателем в зависимости от согласованного в контракте базисного условия поставки. В правилах Инкотермс-2010 обязанность продавца застраховать перевозимый товар в пользу покупателя предусмотрена только базисными условиями CIF и CIP.

В соответствии с базисными условиями CIF и CIP продавец обязан за свой счет осуществить страхование груза, соответствующее, по крайней мере, минимальному покрытию, как это предусмотрено пунктом «C» Институтских условий страхования грузов. Договор страхования должен быть заключен со страховой компанией, имеющей хорошую репутацию, и предоставлять покупателю право требования непосредственно к страховщику.

Страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в договоре купли-продажи цену плюс 10% (т.е. 110%) и осуществляться в валюте договора купли – продажи.

Страхование должно обеспечивать товар, начиная от пункта поставки до согласованного сторонами в контракте места назначения. Продавец обязан предоставить покупателю страховой полис или иное доказательство страхового покрытия.

По требованию покупателя продавец обязан, при условии предоставления покупателем необходимой информации, требуемой продавцом, осуществить за счет покупателя дополнительное страхование на условиях, предусмотренных пунктом «А» или «В» Институтских условий страхования грузов.

В большинстве остальных базисных условий поставки, сформулированных в Инкотермс-2010, сторона, которая организует транспортировку, одновременно несет все риски за товар. В этих случаях страхование товара не является обязанностью по контракту, сторона, на которой лежат риски, самостоятельно решает вопросы страхования и его условий. Так, при базисах поставки EXW и FCA вне зависимости от вида транспорта страховой интерес возникает у покупателя товара. При условиях DAP и DDP на продавце лежат максимальные обязанности, связанные с доставкой товара в место назначения, соответственно и весь риск транспортировки, поэтому вопрос страхования решает продавец.

Для базисов поставки, которые предусматривают переход риска c момента передачи товара перевозчику, в процессе транспортировки или перегрузки товара с одного транспортного средства (вида транспорта) на другой (FAS, FOB, CFR, CPT, DAT), страховой интерес возникает как у продавца, так и у покупателя, но реализован он, может быть по-разному.

Во-первых, продавец и покупатель могут осуществить раздельное страхование. Сторона контракта, на свое усмотрение, производит страхование риска утраты или повреждения товара на участке доставки, на котором она организует и оплачивает перевозку. Вопросы страхования, в этом случае, контрагенты не согласовывают и в контракт не включают.

Во-вторых, в контракте продавец и покупатель могут осуществить сквозное страхование грузов на всем пути доставки, и покрыть одним договором страхования свои риски. В этом случае в контракте стороны согласуют следующие условия:

· какая из сторон осуществляет страхование;

· вид страхования;

· в чью пользу осуществляется страхование;

· период страхового покрытия;

· распределение оплаты страховой премии между продавцом и покупателем.

В целом страхование риска несохранной перевозки товара является эффективной защитой для участников внешнеторговой сделки от возможных потерь и убытков в процессе транспортировки грузов.

 


ТЕМА 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Понятие «экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности» и его интерпретация. Критерии оценки экономической эффективности внешнеторговой деятельности. Принципы оценки экономической эффективности внешнеторговой деятельности на национальном и хозяйственном уровнях.

Система показателей оценки экономической эффективности внешнеторговых операций субъектов хозяйствования. Система натуральных и стоимостных показателей инвестиционной, производственной и финансовой эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий: методика их определения и экономическая интерпретация. Рентабельность экспортно-импортных операций: факторы и инструментарий ее повышения. Особенности оценки экономической эффективности внешнеторговых сделок в системе потребительской кооперации.

Характеристика факторов внешней среды, влияющих на эффективность внешнеторговой сделки. Характеристика факторов внутренней среды, влияющих на эффективность внешнеторговой сделки.

Направления повышения экономической эффективности внешнеторговой деятельности белорусских субъектов хозяйствования. Проблемы повышения эффективности внешнеторговой деятельности предприятий потребительской кооперации Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.