Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика Индии на раннем этапе феодализма

Экономическое развитие стран Востока

 

 

Роль варново-кастового строя

Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию в VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива.

Возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными, находились в постоянной междоусобной борьбе. Каждое из таких образований легко делилось на новые княжества, ожесточенно боровшиеся между собой за власть. Как же при политической неустойчивости могли формироваться, существовать и развиваться феодальные отношения? Парадокс заключался в том, что политическая неустойчивость раннефеодальной Индии никак не нарушала устойчивого типа экономических отношений. Это прежде всего зависимость экономики от варново-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти-собственности.

Система каст, восходящая к древнеиндийским варнам, в период раннего Средневековья была основой экономической структуры Индии. Слово «варна» с глубокой древности использовалось в Индии для противопоставления друг другу различных социальных групп; слово «каста» — более позднего происхождения, это перевод на португальский слова «джати», обозначающего замкнутые группы людей, объединенные общностью профессий или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, свои жесткие формы касты принимают только в период Средневековья. Именно в этот период устанавливаются неукоснительные правила, по которым ни один человек не мог находиться вне касты и которые не допускали переход из одной касты в другую. Следует отметить, что каста как наследственная система способствовала накоплению производственного опыта, повышала качество производимых продуктов, но строгая регламентация труда сковывала всякую инициативу, и постепенно каста стала оплотом рутины в производстве. Особенно это проявлялось в городах, бывших по своей организации как бы вариантом кастовой системы. Роль каст в городах была больше, чем в деревне, поскольку городские общины были однокастовыми (касты оружейников, торговцев фруктами, ткачей и т.д.).

На весь мир славилось ювелирное, ткацкое индийское ремесло. Торговлей индийские города были связаны с многими странами мира. Роль каст в этих связях была основной, поскольку они решали все вопросы, в том числе такие, как нормирование и качество продукции.

Ремесло и торговля

Ремесленники в городах производили ювелирные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, изделия из слоновой кости и ценных пород дерева, изделия из кожи, убранства для коней и слонов, вырабатывали тончайшие шелковые и хлопчатобумажные ткани, изготовляли оружие.

Особенностью средневековых индийских городов был их аграрный характер, поскольку ремесленники, помимо своего основного труда, занимались земледелием. Торговые связи Индии с другими странами существовали с глубокой древности, но особенно активными они становятся с VII в.: из Ирана и арабских стран в Индию ввозили лошадей, а из Индии вывозили пряности, сахар, изделия художественного ремесла, хлопчатобумажные ткани.

Роль обшины

Известно, что общинная форма организации земледельцев универсальна, и потому для Индии характерным был не сам факт наличия там земледельческой общины, а то, какое место эта община благодаря варново-кастовым отношениям занимала в экономической структуре страны. По мнению специалистов, это был саморегулирующийся организм, практически не нуждавшийся в контактах с внешних миром. Внутренняя жизнь этого организма подчинялась принципу джанжмани, только в последнее время открытому и изученному специалистами. Природа джанжмани сводилась к жестко обязательному взаимному обмену, к строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины. В соответствии с этим принципом каждый в общине должен был не только знать четко свое место, обязанности и права, но и неукоснительно их выполнять, что и делало общину самоуправляемой.

Однако этот принцип не означал эквивалентности в обмене. Каждый просто должен был дать остальным то, что было предписано его кастовым положением, получая взамен в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни все для нее необходимое.

Поскольку потребности общинников были ограниченными, они редко нуждались в чем-либо сверх предусмотренного.

Роль государства

В раннефеодальной Индии отношения между производителями и государством были специфическими. Если, например, в Китае было закреплено юридически право только государства распоряжаться ресурсами страны, то в Индии такой юридической установки не существовало, хотя в Индии, как и в других странах Востока, существовал институт власти-собственности. Это означало, что магараджи и другие правители были субъектами власти-собственности, совпадавшей с суверенитетом. Материальным выражением этого были рента-налог и различные повинности с подданных. Наследственные правители и магараджи были верховными субъектами централизованной редистрибуции (перераспределения), используя по своему усмотрению доходы казны.

В чем же конкретно состояли экономические отношения между производителями и властью? Прежде всего общины платили государству традиционную 1/6 урожая, такой была и пошлина с доходов городского населения. Этого было достаточно для потребления власть имущих, для содержания армии и чиновников, храмов и обслуживавших их жрецов. Более того, у властей оставались излишки, накапливаемые в форме баснословных сокровищ, что объяснялось спецификой Индии. Это слабость бюрократической машины и ее дешевизна, строгие нормы кастовой иерархии, ограничивавшие уровень потребления, это, наконец, низкий уровень потребления основной массы населения: вегетарианское питание, скромность в одежде и простота жилища. Следует отметить, что налоги как в городе, так и в деревне платили имущие.

Рост феодального землевлаления

«Золотой век» Индии, как называли империю Гуптов, в VII—XII вв. сменился периодом раздробленности и одновременно развитием портовой торговли. Росли феодальные землевладения. Крупными землевладельцами в этот период были правители-раджи и индусские монастыри и храмы. С VIII в. им часто правители передавали земли вместе с поселениями, жители которых несли в их пользу натуральную повинность. Но наряду со все усиливающимися феодалами, крупными земельными собственниками в это время индийская община была еще относительно самостоятельной, крупной по размерам и с автономным самоуправлением. Каждый общинник владел своим полем по наследству, а торговые операции с землей контролировались общинной администрацией.

В этот период возрождается городская жизнь, развиваются портовые города, рядом с замками землевладельцев возникают новые города, в которых расселяются ремесленники, обслуживавшие потребности двора и войска феодала. Между городами усиливается обмен, развиваются ремесла, формируются группировки ремесленников по кастам. С развитием ремесел и торговли растут налоги, которыми землевладельцы облагали горожан. Это было причиной социальной нестабильности, более явной в городах, чем в опутанной кастовостью индийской деревне.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономика России на пороге Нового времени (XVII в.) | Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-XV вв.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.