Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика Индии в период Делийского султаната (XI-XV вв.)

 

С XI в. начинаются набеги на Индию турок-мусульман, сопровождавшиеся грабежами сокровищ махараджей и храмов. В] 1206 г. они захватили долины Джамны и Ганга.

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство — Делийский султанат со столицей Дели; оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский. В Дели последовательно сменялись династии Гулямов, Хидджи, Туглакидов. Происходили завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и платили ему ежегодную дань.

Территория и земельные отношения

Первым султаном был Айбек, династия которого правила до 1290 г. Исламские воины по лучили условные владения в форме икта*, мусульманские духовники и мечети получили значительную часть индийских земель в форме вакуфов**, а индийские махараджи должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и платить им дань. Династию Гулямов сменила власть Ала-ад-дина, не допустившего проникновения в Индию монголов. Ала-ад-дин присоединил к Делийскому султанату значительную часть индийских земель (Декан, Южную Индию и др.), что принесло султану в виде трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, большое количество золота и драгоценных камней.

* Икта — пожалованный феодалом земельный надел.

** Вакуф — движимое и недвижимое имущество, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.

 

Суть проведенных этим султаном реформ заключалась в попытке заменить индийские принципы землепользования на исламские. В фонд казны было конфисковано большое количество земель, воины были переведены на денежное и натуральное довольствие из казны, для чего цены на продукты питания под страхом суровых наказаний торговцев были строго регламентированы. Земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая, зерно свозилось в казенные амбары и в случае роста цен на рынке чиновники обязаны были из этих амбаров выбрасывать зерно на рынок. Следует отметить, что как при Ала-ад-дине, так и при его последователях из династии Туглаков и династий Сайидов и Лоди власти для мусульман проводили льготную экономическую политику, освобождая их от подушной подати, введенной в султанате, и предоставляя льготные пошлины при торговых сделках, что имело особое значение для многих категорий горожан. Указанные меры способствовали исламизации индийского городского населения, но привычные формы экономической жизни как в городе, так и в деревне оставались прежними по причине существования каст.

Традиции исламского образа жизни и экономики исламского общества оказали существенное влияние на Индию периода Делийского султаната. Главными из них были: государственная собственность на землю и абсолютная слитность политического и религиозного начал.

Исламизаиия экономики

Первая из этих особенностей была характерна и для Индии, как и вообще для восточного общества, хотя для исламских государств она была решающей.

В период образования Делийского султаната в Индии существовало множество малых и больших феодальных княжеств с различными формами феодального землевладения. Все эти княжества находились под властью махараджи — князя — главы господствующего клана. Князь выделял членам своей семьи в наследственное владение деревни со всей полнотой власти над проживающими там общинниками. У махараджи были вассалы, условия владения землей которых оформлялись специальной грамотой-паттой. Владения были двух типов: наследственные и ненаследственные. Ненаследственные вассалы находились в полной власти махараджи, который в любое время мог их переводить с одной земли на другую. Наследственные же владели землей до тех пор, пока выполняли требования махараджи: уплачивали соответствующую их владениям дань и в случае войны поступали в распоряжение махараджи с нужным ему количеством воинов.

С образованием султаната ситуация изменилась. Часть своих земель князь отдавал чиновникам на время их службы, часть земель принадлежала храмам. И со всех этих владений и вассалов князья получали дань без всякой предварительный установки.

Была уничтожена собственность отдельных феодалов, и вся земля передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась рента в форме государственного налога. Однако часть земель была оставлена феодальным собственникам в обмен на признание власти султана и выплату ему земельного налога.

В привилегированном положении оказалось мусульманское духовенство: им были пожалованы наследственные владения — инамами.

Кроме того, духовники получили часть земель, налог с которых шел на содержание мусульманских школ, мечетей, караван-сараев или ирригационных сооружений.

Все земли султана, называвшиеся «хасс», обрабатывались общинниками, платившими земельный налог непосредственно в казну.

Таким образом, принцип жесткой централизованной власти-собственности под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии.

С течением времени стала усиливаться несовместимость принципов индуизма и ислама, а также определяемых ими систем ценностей и жизненных стандартов.

Положение общины

Так, главный элемент индийской жизни —общины — продолжали жить по установленным обычаям и традициям. Экономически они были самодостаточными мирками, главным принципом бытия которых была кастовость.

В общинах были свои пахари, ремесленники и свои слуги. Ремесленники изготовляли необходимые орудия труда, слуги выполняли всякие вспомогательные работы, охраняли поля, следили за порядком, помогали при сборе урожая.

С образованием султаната изменения затронули только размеры налогообложения общинников: если в доисламский период общинники платили 1/6 часть дохода в казну, то теперь стали платить 1/3, а порой — и половину. Более жестким стал контроль старосты за выплатой налогов, который за выполнение этой функции освобождался от налога.

Структура управления

Избегать волнений и протестов населения в связи с усилением эксплуатации завоеватели смогли главным образом благодаря жестко централизованной политической и административной структуре, обеспечивавшей как порядок, так и четкий регулярный сбор все возраставших налогов.

В общих чертах это была такая структура: высшая власть принадлежала султану, главой исполнительной власти был великий вазир, руководивший военными делами и финансами; судебный аппарат принадлежал духовенству. Наместничества, на которые был поделен султанат, возглавляли губернаторы, отвечавшие за порядок и налоги. В их распоряжении было наемное войско. Весь аппарат власти состоял из мусульман.

Развитие товарно-денежных отношений. Роль городов

Однако, несмотря на строго централизованное хозяйство, в стране постепенно начинают развиваться товарно-денежные отношения. В первую очередь это происходило в населенных пунктах, расположенных вдоль торговых путей. В денежную форму была переведена часть оброка. В общинах выделилась богатая верхушка, сосредоточившая в своих руках большое количество земель. Но в основном товарно-денежные отношения развивались в крупных городах. Такими были города-ставки, места пребывания султана и наместников. Периодически ставки менялись, и с переездом двора в новый город старый погибал. Это объясняется тем, что рынок был еще слишком узким, в основном ориентировавшимся на потребности двора. Крестьяне приезжали в города очень редко, для того чтобы продать чудом сохраненную от феодала продукцию и отложить деньги на черный день, либо продать свою продукцию и уплатить денежный налог.

Но до тех пор пока в городе находилась ставка, он развивался и процветал. Сановники были основными потребителями предметов роскоши, ювелирных изделий, прекрасных тканей.

За счет внешней торговли существовали целые города Делийского султаната. В них господствовали купцы, сосредоточившие в своих руках ценнейшие продукты ремесла, в обмен на которые они получали товары из дальних стран (лошадей, китайский фарфор, шелк и изделия из лака). Иноземные купцы расплачивались за индийские товары золотом и серебром, которые превращались, т. е. переплавлялись, в индийские монеты. Но основная часть драгоценных металлов оседала в Индии в виде сокровищ.

Несмотря на противоречивый характер развития городов в эпоху Делийского султаната и существование серьезных препятствий для этого развития, в том числе слабое развитие товарно-денежных отношений, узость внутреннего рынка, зависимость развития города от пребывания в нем ставки и других причин, в целом это был период интенсивного развития индийских городов. Этому способствовали следующие причины: прекратились прежде постоянные набеги кочевников и других варваров, значительно расширилась торговля с исламским миром, султаны, не жалея средств, развернули пышное строительство в городах.

В городах были созданы предприятия казенного строительства, в которых работали тысячи замечательных архитекторов, художников, строителей. Аналогичные мастерские создавались и для других видов ремесла и деятельности ювелиров, ткачей и пр. Султанские мусульманские власти жестко контролировали и регулировали деятельность этих мастерских, а также других общественных служб, включая бани, зерновые амбары, городскую охрану.

Именно в этот период пышно расцвела столица султаната — Дели. Однако, когда султан Мухаммед Туглук в 1326 г. для удобства управления своим огромным султанатом был вынужден перевести свою столицу в Деогир, как свидетельствуют современники, это было концом прекрасного города — после переезда двора на новое место в Дели не осталось и тысячи жителей.

Упадок Делийского султаната

Делийский султанат продолжал приходить в упадок в течение всего XIV столетия: султаны откупались от монголов, но не могли противостоять взбунтовавшемуся населению, хотя тратили большие средства на увеличение армии, содержание которой вконец разорило страну. Все возраставшие налоги разорили крестьян. Они бросали свои земли и убегали в леса. Их насильно возвращали, отдавали пустующие земли, пытались как-то восстановить сельское хозяйство. Во второй половине XIV в. были построены крупные оросительные каналы.

Переломным моментом в истории султаната стало нашествие войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлена). В 1398 г. войска Тимура вторглись в Индию, разграбили Дели и уничтожили всех его жителей. Уходя в Среднюю Азию, жестокий завоеватель увел с собой множество пленников, в первую очередь ремесленников, построивших впоследствии ему пре-. красный город — Самарканд. А Делийский султанат после столь опустошительных набегов в 1413 г. перестал существовать.

В последние годы существования Делийского султаната на территории южной Индии возникли два государства: Бахмани и Виджаянагар. Первое государство было мусульманским, второе — индуистским.

Именно государство Бахманидов посетил тверской купец Афанасий Никитин (1469—1472), оставивший восторженное его описание. В «Хождении за три моря» Никитин отметил «пышность» бояр и бедность крестьян: «А земля очень голюдна, а сельские люди голы совсем».

В удручающем положении были также городские ремесленники, за бесценок отдававшие свои работы ростовщикам, феодалам, купцам-скупщикам, которые перепродавали их на рынках больших городов или иностранным купцам.

В это время распространенным было такое явление, как снаряжение феодалами судов для торговли в других странах. Феодалы вывозили из Индии рис, пряности, красители, за бесценок приобретенные у ремесленников изысканнейшие предметы национального промысла.

Однако ослабление в конце XV в. центральной власти шаха и усилившиеся распри между отдельными княжествами привели в первые десятилетия XVI в. государство Бахмани к распаду. На его территории возникли пять самостоятельных княжеств.

Экономика государства Вилжаянагар

Наряду с большинством исламизированных государств в Индии, на юге на рубеже XV—XVI вв. возникло индуистское государство Виджаянагар, централизованная администрация которого многое заимствовала у своих мусульманских соседей, хотя сложные формы ее землевладения сохраняли доисламские черты. Об экономике этого государства, об особенностях его жизни можно судить не только по индийским свидетельствам, но и по воспоминаниям иноземных купцов, посетивших Виджаянагар, итальянца Николо Конти и русского купца Афанасия Никитина.

Самым могучим из всех государей Индии считали виджая-нагаского магараджу. В Виджаянагаре наряду с государственными землями существовало большое количество частных земель: собственность султана, собственность храмов, крупная и мелкая собственность феодальной знати. Виджаянагар вел постоянные войны с государством Бахмани, предпринимавшим многочисленные попытки овладеть им, в силу чего военная знать играла в нем ведущую роль. Получая от государства большие земли, она должна была уплачивать в казну 1/2 своих доходов и выставлять в случае необходимости определенное количество воинов.

За выполнением этих условий следили чиновники и наместники—губернаторы, подчинявшиеся центру.

В Виджаянагаре по индийской традиции правители дарили государственную землю коллективам брахманов. Становясь владельцами общинных земель, эти коллективы жили в общинах, где их земли обрабатывали общинники из низших каст.

Имея статус наследственного арендатора (пайякари), общинники постепенно становились с правовой точки зрения неполноправными членами общины. Да и в целом новая норма налогообложения общинников была значительно выше, чем традиционная индийская (1/6) домусульманского периода.

Жестокая эксплуатация крестьян-пахарей и процветавшие ремесла и торговля сделали Виджаянагар самым богатым индийским государством того времени.

Чтобы поддержать достигнутый уровень богатства, его махараджи в торговле прибегали к помощи и посредничеству португальцев. Так, ценой определенных уступок они добились от португальцев монопольного права покупать привозных из Ирана и Аравии лошадей, что значительно усилило их армию, так как основной ее силой была конница.

Со второй половины XVI в. могущество Виджаянагара постепенно утрачивается. В начале XVII в. этот некогда могущественный султанат превращается в небольшое княжество.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономика Индии на раннем этапе феодализма | Экономика Индии в эпоху Могодьской империи (XVI-XVIII вв.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.