Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Психология этнических общностей





 

С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени постепенно превращается в этнос в виде нации. Племя характеризуется однородностью стратификации, т.е. отсутствием социального неравенства.

Нация качественно отличается от племени, во-первых, тем, что она объединяет людей разного социального происхождения. Во-вторых, возникновением государства, четких границ расселения его подданных и сдерживанием кочевого образа жизни, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев основной этнической общности и внедрением государственного языка. В-третьих, формированием и развитием определенного этнического самосознания, национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма.

Нация — это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях.

Психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям.

Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.

Структурообразующая сторона национальной психики.

К системообразующим компонентам обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.



Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации — это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.

Национальные традиции и привычки — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Однако в содержании системообразующих компонентов национальной психологии, во-первых, присутствуют разнопорядковые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно интерпретированы на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо исследовать еще и динамические компоненты.

Проблемы национальной психологии связаны с государственным устройством. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство целесообразно строить на основе административно-территориального признака, предоставляя той или иной нации культурную автономию.

 

Тема 10. Психология социальных классов

Сущность класса и его психологии. Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства. Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.

Социальный класс является одним из главных субъектов общественных отношений, и именно под его непосредственным влиянием развиваются взаимодействие, взаимоотношения и общение людей, формируются их настроения и мотивация, социальное самочувствие и удовлетворенность (или неудовлетворенность) своей жизнью и положением в обществе.

Психология социального класса — форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.

Психологические характеристики представителей различных социальных классов. Классы имеют не только экономические, но и социально-психологические особенности. Сообразно условиям жизни людей того или иного класса у них вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии.

Например, основными характеристиками психологии рабочего класса (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удовлетворенность своим социальным и материальным положением (по сравнению с другими классами и социальными группами); слабый социальный конформизм; сильная мировоззренческая ориентированность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др.

Классовая психология не аморфна. Она может претерпевать определенные изменения под влиянием исторически изменяющихся условий жизни ее представителей, под воздействием того или иного соотношения классовых сил, изменения социальной базы, из которой пополняется класс. Она может детерминироваться национальными традициями и привычками, психологией других классов. Очень рельефно это прослеживается в периоды больших социальных потрясений. Определенные психологические различия могут быть и у представителей разных отрядов пролетариата одной страны. Поэтому, чтобы понять психологию представителей определенной социальной группы, недостаточно, например, констатировать их принадлежность к рабочему классу, — нужно еще учитывать их профессию, квалификацию и образование, размеры предприятия, на котором они работают, уровень их зарплаты и ряд других факторов.

Содержание психологии класса.Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Ее основу, в той или иной степени влияющую на все другие стороны и проявления, формируют прежде всего потребности людей, составляющих класс или межклассовую группу. На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами.

Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса, и чего ему недостает. Специфика его деятельности развивает в нем одни потребности и подавляет другие. Предпринимательская деятельность буржуазии, например, формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли. Именно для удовлетворения этой потребности буржуа вынуждены постоянно вкладывать в производство все новые и новые деньги, стремясь укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции. Все это заставляет буржуазию выработать такие психологические черты, как инициативность, предприимчивость, решительность, прагматизм, стремление к личному успеху, индивидуализм и др.

Не меньшее значение в содержании классовой психологии имеет и такой элемент общественного сознания, как интересы.

Принимая и реализуя в своем повседневном поведении и общении определенную систему норм и связанных с ними ценностей, человек оказывается включенным в группу лиц, разделяющих, принимающих и практически реализующих указанную систему ценностей. В противном случае личность может быть отвергнута представителями класса.

Помимо рассмотренных выше элементов, классовая психология, по мнению ряда исследователей, например Г.М. Андреевой, включает в себя «психический склад», т.е. некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т.д. (Андреева Г.М., 1980). Анализируя социальный характер, например, мелкой буржуазии, исследователи отмечают, с одной стороны, ее индивидуализм, прагматизм и расчетливость, рационализм, консерватизм, а с другой — трудолюбие, преданность профессии и своему делу, ответственность и чувство долга, социальную ответственность (Шаронов В.В., 1980).

Для интеллигенции и управленческо-административного персонала (средние и низшие менеджеры), относящихся к так называемым новым слоям, характерным является преданность своей работе, специальности, профессиональному долгу, организации, учреждению, склонность к коллективным действиям в защиту своих интересов в сочетании со специфическим, но довольно сильным индивидуализмом, определенная социальная активность и другие черты.

Что же касается традиций, обычаев, нравов и привычек, то они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в плане понимания особенностей классовой психологии.

Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния. Следовательно, изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.