КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Психология религии
В условиях демократического развития государства, особенно на начальных этапах его становления, появляются очень благоприятные социальные и социально-психологические предпосылки для политической активности масс, вовлечения людей в борьбу за власть. Политическая активность является отражением целесообразности политики. Если реактивность — вынужденная реакция человека на действия политической власти, то активность — это психолого-политическое самодвижение гражданина, возбуждаемое запаздывающими действиями власти. Вся психология политической пропаганды, избирательных кампаний ориентирована на управление политической активностью населения. Деятельность правительственных органов, армии и т.п. полностью подчинена достижению политических результатов. Политическое поведение регулируется целенаправленностью политики, соответствующей социальной, экономической, национальной природе его носителя. Плоды политического поведения поддаются наблюдению, регистрации, измерению, оценке в форме политических документов, акций, экономических и социальных действий партий, лидеров и т.п.
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Ученые спбрят о том, когда и как у людей сложились первые религиозные представления и верования. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, что ждет религию в будущем. Тем не менее несомненно одно: без религии, без учета ее влияния невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека. Понятие и особенности религии. Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях. Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей поиск им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функционирует в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказали психологи (Джеймс В., 1910; Фрейд 3., 1991; Фромм Э., 1990; Юнг К., 1991), люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое существование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Основатель психоанализа 3. Фрейд в своей работе «Будущее одной иллюзии» доказывал, что Бог выполняет несколько психологических функций: Он является хозяином природы, создав всеобщие законы и изредка прерывая их чудесами; компенсирует страх смерти; по мере того как представление о Боге отделяется от природы, областью деятельности божества становится мораль. Комплекс религиозных идей защищает человека от опасностей природы и превратностей судьбы, от несправедливости, причиняемой обществом, а также придает общий смысл жизни, утверждая, что жизнь в этом мире имеет некую высшую цель. Существует большое множество ритуалов, которые можно разделить на: • имитативные, в основе которых лежит тот или иной миф; • позитивные или негативные (первые обычно связаны с освящением или обновлением субъекта или индивида, а вторые — с установлением запрета или табу); • ритуалы жертвоприношения; • ритуалы жизненных кризисов (знаменующие переход от одной стадии жизни к другой). Ритуал есть реальная, социально-объективированная форма воздействия на иллюзорный предмет религиозной веры. Он не может рассматриваться вне и помимо религиозных верований, являясь их символическим воплощением. Это вызвано тем, что, с одной стороны, сами ритуальные действия воплощают определенные феномены человеческой психики: религиозные образы и представления. С другой — ритуальные действия представляют собой эффективное средство психологического воздействия на членов религиозных объединений и групп. Не учитывая психологического воздействия ритуала, культа в целом, и в частности их эстетических компонентов, нельзя понять важные мотивы участия индивидов в жизни религиозных общин. Специфика культовых и ритуальных действий состоит в их идейном содержании и направленности, т.е. в том, какие именно идеи, представления, мифы и образы они воплощают в символической форме. Уже из этого ясно, что связь религиозного ритуала и религиозного сознания не внешняя, а внутренняя, органическая. Это не просто взаимодействующие между собой внешние факторы. Напротив, ритуал есть лишь социальная форма объективизации религиозного сознания, реализации религиозной веры в действиях отдельных верующих и их групп. Психологические типы религиозных деятелей. Верующие люди в своих мыслях, действиях, поступках и поведении следуют определенным образцам для подражания, пропагандируемым религией. Эти образцы для подражания — не выдуманные личности. Они носители религиозного опыта, которые отличаются своеобразным отношением к самой религии и ее ценностям. (Самыгин СИ., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н., 1996). 1. Мистик — тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист-одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного. 2. Пророк — личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Пророк в отличие от мистика все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, рассматривая свой опыт как послание от Бога, позволяющее оценивать прошлое и предвидеть будущее. Пример — библейские пророки. 3. Священнослужитель — посредник между человеком и божеством. Его основная функция состоит в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам. В отличие от пророка, чей религиозный опыт обычно бывает спонтанным, священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке, выступая как профессиональный хранитель религиозных традиций. Он выполняет обязанности духовного наставника и советчика верующих, а также обязанности церковного администратора. 4. Реформатор — личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом. Преобразования могут иметь характер моральных, интеллектуальных, церковно-административных изменений — в зависимости от психологии реформатора и требований времени.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |