Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ причин, механизмов и профилактика спортивных травм в различных видах спорта





Число травм при занятиях спортом должно быть сведено до минимума. В профилактике спортивного травматизма должны активно участвовать не только врачи, но и каждый преподаватель, каждый тренер. Для этого необходимо хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм. Эти знания необходимы и спортсмену.

В этиологии спортивных травм, как и любой другой формы патологии, тесно переплетаются внешние и внутренние факторы, каждый из которых может быть в одних случаях причиной повреждения, в других — условием его возникновения. Нередко внешние факторы, вызывая те или иные изменения в организме, создают внутреннюю причину, которая приводит к травме.

Недочеты и ошибки вметодике проведения занятий являются причиной травм в 30—60% случаев. Они связаны с нарушением тренером или преподавателем основных дидактических принципов обучения и тренировки — регулярности занятий, постепенности увеличения и усложнения нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками, индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

Форсирование тренировки, систематическое применение чрезмерных нагрузок, неумение обеспечить в ходе занятий и после них условия для восстановления функционального состояния, недооценка систематической и регулярной работы над техникой, включение в тренировку упражнений, к которым спортсмен не готов в силу недостаточного развития физических качеств или утомления от предшествующей тренировки, отсутствие или неправильное применение страховки, недостаточная или неправильная разминка — все это может быть причиной спортивных травм.

Основами профилактики спортивных травм, вызываемых этими причинами, являются:

  • строжайшее выполнение всех требований общей методики занятий физическими упражнениями;
  • составление планов и выбор методики занятий в соответствии не только с программами, но и с состоянием здоровья, с уровнем физического развития и тренированности занимающихся;
  • умение быстро перестраивать методику занятий в соответствии с изменением состояния занимающихся, их поведением, гигиеническими, климатическими и другими условиями;
  • строгая последовательность расположения материала в тренировочных планах, обеспечивающая подготовку занимающихся к выполнению технически сложных упражнений и нормативов; широкое использование подводящих упражнений;
  • обеспечение полноценной разминки, сохранение оптимальных перерывов между упражнениями; разработка рациональной системы подводящих упражнений и упражнений самостраховки (в борьбе, спортивной гимнастике, прыжках на лыжах и других технически сложных видах спорта);
  • исключение острой перегрузки на занятиях;
  • строгая индивидуализация в подборе и дозировке упражнений для отстающих занимающихся или спортсменов, возобновивших занятия после травм или болезни;
  • обеспечение страховки, взаимостраховки и самостраховки; ;— систематическое повышение квалификации преподавателей и тренеров.

Недостатки в организации занятий и соревнований — нарушение инструкций и положений по проведению учебно-тренировочных занятий и соревнований, несоблюдение правил безопасности их проведения, неправильное составление программ соревнований — приводят к травмам в 4—8%.



Причинами травм могут быть комплектование групп занимающихся без достаточного учета уровня их подготовленности, квалификации, пола, возраста, а также весовых категорий (в борьбе, боксе); проведение занятий физическими упражнениями в отсутствии тренера или преподавателя; большое количество одновременно занимающихся у одного тренера или преподавателя; неправильное размещение занимающихся, большое скопление спортсменов или зрителей на местах занятий (например, одновременное проведение на одном спортивном поле метаний и игры в футбол, в бассейне— плавания и прыжков в воду и др.); неорганизованная или неправильно организованная смена групп занимающихся (например, переход по участку поля, где в это время тренируются в метании и др.).

Основными профилактическими мероприятиями в связи с этими причинами травм являются:

  • правильное и своевременное распределение занимающихся на группы по полу, возрасту, уровню подготовленности, весовым категориям, данным врачебного контроля;
  • правильное размещение занимающихся в спортивном зале, на площадке, стадионе и др.;
  • недопущение скученности;
  • правильное чередование занимающихся при поочередном выполнении упражнений, четкий порядок смены групп при перемещении из одного сектора стадиона (зала) в другой;
  • организованный уход занимающихся с мест занятий (ответственный за занятие уходит из зала последним);
  • обязательное присутствие на занятиях ответственного лица (преподавателя, тренера и др.) с того момента, когда начинают собираться занимающиеся;
  • строгий порядок самостоятельного проведения тренировок, а также упражнений перед занятиями и тренировками и после них (при наблюдении ответственного лица);
  • строгое выполнение инструкций и правил безопасности.

С особенностями техники выполнения упражнения связаны травмы в 15—23% случаев. Они сводятся к нанесению ударов, обусловленных сущностью силовых упражнений (при занятиях боксом, фехтованием, футболом), к «силовой борьбе» как элементу спортивной техники (при игре в хоккей, футбол), паданиям при выполнении упражнений (в борьбе, акробатике, прыжках, спортивных играх и пр.). Кроме того, травматично выполнение упражнений, амплитуда которых превышает пределы активной подвижности в тех или иных суставах, а также упражнений, требующих предельной быстроты.

Профилактика повреждений из-за этих причин следующая:

  • специальная подготовка мышечного и связочного аппаратов к выполнению спортивных движений, подготовка определенных участков кожи к необычным воздействиям (сильного трения, удара) и т. д.;
  • обучение «опасным» упражнениям с использованием необходимого числа подводящих упражнений, обучение технике самостраховки, умению" падать;
  • применение «опасных» упражнений в форме учебных схваток, игр; допуск к соревнованиям только при достаточном освоении этих упражнений;
  • строгое распределение занимающихся на группы по степени подготовленности и весовым категориям;
  • тщательное выполнение полноценной разминки;
  • безоговорочное выполнение требований, касающихся применения защитных приспособлений; высокое качество защитных действий (в боксе);
  • бескомпромиссная борьба с любым проявлением грубости в единоборствах и спортивных играх.

Неполноценное материально-техническое обеспечение занятий ведет к травмам в 15—25% случаев. При этом имеется в виду низкое качество оборудования, спортивных сооружений и снаряжения спортсменов (одежды, обуви, защитных приспособлений), плохая подготовка к занятиям и соревнованиям снарядов, площадок, залов, стадионов и т. п., нарушение требований и правил их использования. Причиной травм нередко является неровная поверхность футбольного поля, игровой площадки или беговой дорожки (легкоатлетической, конькобежной), жесткий грунт в местах тренировки в беге и прыжках, неисправный или скользкий пол гимнастического зала, низкое качество гимнастических матов.

Плохая материально-техническая подготовка к занятиям или соревнованиям может, например, проявиться в плохом укреплении снарядов, невыявленных дефектах (надорванный трос на гимнастических кольцах), недостаточном количестве матов для прыжков, выборе дистанции кросса или лыжной гонки (изобилуют труднопроходимые и опасные участки и т. п.).

К нарушению правил использования спортивного снаряжения и оборудования относятся: применение снарядов, размеры и вес которых отличаются от принятых (например, игра в волейбол футбольным мячом); проведение занятий и соревнований с неполным комплектом защитных приспособлений и др.

Причиной травмы может быть несоответствие одежды и обуви спортсмена особенностям данного вида спорта и метеорологическим условиям занятий. Например, тесная, неразношенная обувь ведет к потертостям, а в зимних условиях создает опасность отморожений.

Профилактические мероприятия в отношении спортивных повреждений, обусловленных неполноценным материально-техническим обеспечением занятий, предполагают:

  • контроль за состоянием и строительством спортивных сооружений и других мест занятий;
  • систематический контроль за спортивным оборудованием, снаряжением, спортивной одеждой;
  • установление формы спортивной одежды в зависимости от климатических условий, состояния тренированности и закаленности занимающихся;
  • разработка и строгое выполнение правил использования, установки, уборки и хранения спортивного оборудования, снаряжения и защитных приспособлений; систематическое проведение инструктажа работников спортивных сооружений и занимающихся.

Неблагоприятные гигиенические и метеорологические условия являются причиной травм в 2—6% случаев. Сюда относятся неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений, несоблюдение гигиенических норм освещения, вентиляции, температуры воздуха или воды, повышенная влажность воздуха, очень низкая или очень высокая температура воздуха, снег, туман, оттепель, ослепляющие лучи солнца, сильный ветер и др.

Увеличение числа травм может быть вызвано недостаточной акклиматизацией к горным условиям. Это особенно важно учитывать в связи с тем, что во многих видах спорта широко применяется тренировка в среднегорье.

Профилактика травм, связанных с этими причинами, сводится к тщательному соблюдению нормативов, предусмотренных гигиеной физических упражнений и спорта. Они должны касаться климатических факторов (температура, влажность, ветер и т.д.), режима (часы занятий и соревнований, отдыха, приема пищи), питания, одежды, ухода за телом и т. д., а также закаливания спортсменов.

В случае проведения тренировок и соревнований в среднегорье очень важно правильно организовать адаптационный период.

Неправильное поведение спортсменов приводит к травмам в 5—15% случаев. К ним относятся поспешность в действиях, недостаточные внимательность и дисциплинированность, что приводит к нечеткому, несвоевременному выполнению, физического упражнения и создает тем самым условия для срыва, перенапряжения, невозможности оказать помощь. К этой же группе причин относятся умышленная грубость или другие недопустимые проявления (особенно в спортивных играх и единоборствах), являющиеся следствием недостаточной воспитательной работы.

Возникновению травм способствует также недостаточная квалификация и подчас либерализм судей, не пересекающих проявлений неправильного поведения спортсменов.

Профилактика травм должна прежде всего осуществляться за счет хорошо поставленной воспитательной работы, борьбы с грубостью, недисциплинированностью. Особенно большое внимание необходимо уделять азартным, легко возбудимым спортсменам. Случаи умышленной грубости должны в обязательном порядке обсуждаться в коллективе, а на соревнованиях немедленно наказываться судьями дисквалификацией.

Нарушение врачебных требований к организации процесса тренировки ведет к травмам в 2—10% случаев. Это допуск к занятиям без врачебного осмотра, невыполнение тренером и спортсменом врачебных рекомендаций, касающихся сроков возобновления тренировок после травм и заболеваний, рекомендаций, связанных с состоянием здоровья спортсмена, неправильное зачисление занимающихся в ту или иную медицинскую группу, невыполнение советов врача по применению восстановительных средств.

Профилактика повреждений в связи с этой группой причин — строгое выполнение врачебных рекомендаций, повышение уровня медицинской грамотности преподавателей, тренеров и спортсменов, хороший контакт в их работе с врачом.

К внутренним факторам спортивного травматизма относятся изменения в состоянии спортсмена, возникающие под влиянием неблагоприятных внешних или внутренних условий, — речь идет о некоторых индивидуальных особенностях спортсмена в какой-либо период времени.

Несоответствие уровня физической, технической, психоэмоциональной и волевой подготовки спортсмена поставленным задачам часто является причиной возникновения травм. Хотя эта причина имеет отношение и к недостаткам организационно-методического характера, она выделяется специально, поскольку непосредственно связана с самим спортсменом.

Наиболее важно учитывать следующее.

— Особо опасны наступающие при утомлении и переутомлении расстройства координации, а также ухудшение защитных реакций и внимания. Это вносит дисгармонию в координированную работу мышц-антагонистов, уменьшает амплитуду движений в отдельных суставах, сопровождается потерей быстроты и ловкости при выполнении движений и ведет к повреждениям.

В отдельных случаях причиной разрыва мышц у спортсменов может быть нарушение процесса расслабления.

Вследствие утомления или переутомления могут происходить изменения возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата, особенно у недостаточно тренированных лиц. В результате неодинакового изменения этих характеристик нарушается правильное выполнение движения, что может вызвать травму.

— Изменения функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванные перерывом в занятиях в связи с заболеванием или другими причинами, могут привести к травмам. Прекращение систематических тренировок на длительный срок вызывает снижение силы мышц, выносливости, быстроты сокращения и расслабления мышц, что затрудняет выполнение упражнений, требующих значительных усилий и координированных движений. Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что также может вызвать травму вследствие нарушения координации движений. Поэтому тренер и преподаватель должны строго выдерживать установленные врачом сроки допуска спортсмена к тренировкам, постепенно увеличивать и усложнять нагрузку.

— Недостаточная физическая подготовленность спортсмена к выполнению напряженных или сложно-координационных упражнений.

— Наклонность к спазмам мышц и сосудов.

По механизму возникновения травмы делятся на прямые, непрямые и комбинированные.

Прямой механизм спортивных травм характерен для ударов. В большинстве случаев удар происходит при падении на землю, пол, лед, воду. В 5,8% случаев его наносит спортивный противник (например, в боксе, хоккее, футболе), в 5,7% случаев имеет место удар о снаряд.

Непрямой механизм возникновения повреждений — превышение физиологических пределов движений по амплитуде. Эти повреждения вызваны тягой, в некоторых случаях — тягой в сочетании со скручиванием. Они являются обычно результатом нарушения биомеханической структуры движения при появлении каких-либо помех, нарушения управления движением (перенапряжения мышц и связок, подвертывание стопы, чрезмерное и резкое сгибание или разгибание в суставе и др.). По механизму тяги или скручивания происходят повреждения, вызванные чрезмерно резким некоординированным сокращением мышц или нарушением процесса их расслабления (например, мышц задней поверхности бедра у спринтеров).

Нередко бывают повреждения, возникающие по механизму тяги или сдавления при перемещении спортсменом большой тяжести (например, при подъеме штанги, партнера, противника).

Комбинированный механизм травмы наблюдается при одновременном прямом или непрямом воздействии или чередовании их друг за другом.

Профилактика спортивного травматизма не является сугубо врачебной проблемой. Эта проблема касается всех, кто призван готовить спортсменов и обеспечивать нормальные условия проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований: тренеров, врачей, судей, технического персонала, проектировщиков и строителей спортивных сооружений, представителей спортивной науки, прессы. Профилактика спортивного травматизма — это комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на постоянное совершенствование материально-технического обеспечения, улучшение условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований, постоянное повышение квалификации тренерско-преподавательского состава, неукоснительное соблюдение правил врачебного контроля, дидактических принципов подготовки спортсменов, обеспечение планомерного повышения уровня их физической и технико-тактической подготовленности, моральных и волевых качеств, укрепления здоровья. Другими словами, профилактика спортивного травматизма — это постоянное совершенствование организационно-методических принципов многолетней подготовки спортсменов. Поэтому необходимо детально изучать причины травм и обстоятельства, их вызывающие. Даже незначительная травма должна анализироваться врачом команды, тренером и самим пострадавшим с тем, чтобы своевременно устранить ее конкретную причину и исключить возможность повторения.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.