ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
(начало 50-х – начало 80-х гг.)
Составители: Ю.Н. Бакаев, Л.Н. Булдыгерова
Смерть И. В. Сталина и приход к власти нового руководства значительно повлияли на характер внешней политики СССР. Наблюдается частичное преодоление наследия начального этапа «холодной войны». Советский Союз восстановил дипломатические связи с Израилем, прерванные в феврале 1953 г. Грузинская и Армянская ССР отказались от территориальных притязаний к Турции. Без какой-либо увязки с германским вопросом в мае 1955 г. СССР подписал Государственный договор о восстановлении суверенитета Австрии. Были восстановлены прямые дипломатические, торговые и культурные связи с Западной Германией и Японией. СССР отказался от всех репарационных претензий к Японии, согласился на репатриацию военнопленных японцев, поддержал просьбу Японии о ее вступлении в ООН. СССР согласился на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан. Исполнение взятого обязательства было заблокировано заключенным в 1960 г. японо-американским соглашением о безопасности, выдвижением дополнительных территориальных претензий на острова Кунашир и Итуруп, нагнетанием русофобии в Японии. В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО, организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры и Международную организацию труда (МОТ), в 1958 г. возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В мае 1953 г. обозначилось сближение с Югославией. Через два года Н. С. Хрущев заявил в Белграде, что в Советском Союзе искренне сожалеют о конфронтации 1948–1953 гг. и решительно отметают наслоения этого периода. На ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) выводы о многообразии форм перехода различных стран к социализму, необходимости мирного сосуществования и появившихся возможностях избежать новой мировой войны были закреплены в партийных документах. Советская международная доктрина предусматривала активный поиск взаимопонимания со всеми государствами, однако в период тройственной агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта в 1956 г. СССР решительно потребовал прекратить вторжение. На грани военного поражения Египта военные действия были прекращены. Серьезным испытанием для внешнеполитической доктрины стали события 1956 г. в Венгрии. Восстание против навязанной Венгрии советской модели социализма было подавлено с помощью советских танков. Военный конфликт в Египте положил начало так называемой «кризисной дипломатии» Н. С. Хрущева, при которой разрешение противоречий происходило не до кризиса, а в ходе его развития. Примерами такой политики являются Берлинский кризис 1961 г., Карибский ракетный кризис октября 1962 г., когда размещение советских ракет на Кубе и ответный американский «карантин» поставили мир на порог ядерной войны. Участникам конфликта удалось разрешить кризис. В 1954–1964 гг. активно проводилась политика публичной дипломатии. Советские руководители посетили десятки столиц государств Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, ФРГ, Италии и многих других стран. Дважды, в 1959 и 1960 г., Н. C. Хрущев участвовал в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, где от имени СССР поставил на обсуждение проблему всеобщего разоружения, предложил декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Он также выступил за выборы трех генеральных секретарей ООН – от капиталистических, социалистических и неприсоединившихся государств, за прием в ООН Китая. Приверженность политике мира подкреплялась твердой линией на защиту своих рубежей. В 1950-е – первой половине 1960-х гг. в воздушном пространстве СССР было сбито 39 американских самолетов. Советское правительство добилось вывода американских ракет средней дальности из Турции и Италии. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Великобританией был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, а в 1964 г. соглашение о нераспространении ядерного оружия. В целом в эти годы СССР удалось упрочить свое положение в качестве одной из двух мировых сверхдержав. Во внешней политике Советского Союза 1960-х – 1980-х гг. были следующие приоритеты: а) сплочение социалистического лагеря, дальнейшее развитие политического, экономического и другого сотрудничества социалистических стран; б) нормализация отношений между Востоком и Западом, устранение угрозы ядерной войны; в) поддержка прогрессивных, национально-освободительных, демократических сил и движений. Эти задачи актуальны и пронизаны пафосом общечеловеческих интересов. Решались они ценой колоссальных усилий. Однако немало оставалось на уровне деклараций, допускалась и демонстрация силы. И причины этого не только в ошибках внешнеполитического ведомства. Сказывались прежде всего чрезвычайная напряженность и сложность международной ситуации, непрекращающаяся гонка вооружений, противоборство двух систем (в 1970-е гг. на гонку вооружений тратилось в мире более 1 млн. долларов в минуту, полыхали десятки «горячих точек» – Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Никарагуа и др.). На Западе население запугивали «советской военной угрозой». Разумеется, политика СССР зачастую извращалась до неузнаваемости, хотя советских танков в Европе, действительно, находилось в значительном количестве. Не отличался особым миролюбием и Запад: в США военный бюджет удваивался каждые 5 лет, нашей стране навязывалась «прохладная», «ограниченная» война как альтернатива разрядке, а последнюю хотели обменять на идеологические уступки и т.п. К тому же и Запад тогда переживал не самые лучшие времена: на 5 % в год росла инфляция, сотни миллионов трудящихся бастовали. Наметилась тенденция сужения сферы влияния буржуазных стран-лидеров. В гонке вооружений Запад видел метод решения своих внутренних проблем и способ удушения социалистических стран. Советская пропаганда в указанный период обслуживала тезис об обреченности капитализма, временные, как оказалось, трудности которого выдавались за агонию. Сказывалась и некоторая переоценка Министерством обороны СССР военной угрозы со стороны Запада, а также со стороны Китая. Ведь маоистские лозунги «революционной ядерной войны», «винтовка рождает власть» и т.п. были реальностью. Они настойчиво вдалбливались сотням миллионов людей. На фоне неприятной для капитализма динамики в социалистических странах просматривались определенные успехи: крепло их сотрудничество, развивалась экономика. С 1950 по 1975 гг. объем промышленного производства в социалистических странах возрос примерно в 10 раз, а в капиталистических – всего в 3,4 раза. Принятие в 1973 г. ГДР в ООН, рост международного авторитета Кубы, Лаоса, Вьетнама и других стран также говорили о растущем активе социализма, однако некритическое восприятие данного факта Брежневым и его окружением приводило к серьезным просчетам во внешнеполитической деятельности. Реализация выдвинутой СССР Программы мира во многом оздоровила международную ситуацию. Бесспорен вклад СССР в организацию подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов (1971 г.), Соглашения о предотвращении ядерной войны и т. п. По инициативе СССР было созвано Совещание в Хельсинки, где 1 августа 1975 г. подписан Заключительный акт, в котором руководящими принципами в межгосударственных отношениях провозглашались суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела и т. д. В то же время уже тогда были допущены такие просчеты, как однобокая ориентация на США и Европу, отказ от участия в работе многих комитетов и комиссий ООН и т. д. Нагнеталась психология «осадного положения», приводившая к неадекватным решениям, к отсутствию должной гибкости на переговорах. Ввод войск в Чехословакию (1968 г.), в Афганистан (1979 г.) подрывал доверие к мирным инициативам СССР. Достижение паритета по ядерным вооружениям (количество и качество ядерного оружия у СССР и США стало примерно равным) побудило эти страны к переговорам по ограничению ядерного оружия. В мае 1972 г. в Москве заключен на 5 лет договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Дальнейший прогресс по ОСВ был приостановлен производством в США крылатых ракет и размещением советских ракет средней дальности (СС-20) в Восточной Европе. В итоге гонку вооружений обуздать не удалось. Экономика СССР все более задыхалась в этой изнуряющей гонке. В отношениях с другими социалистическими странами внешне казалось, что все идет как нельзя лучше. Регулярно проводились двух- и многосторонние встречи, действовал СЭВ, крепла социалистическая интеграция и т.п. Но обсуждение различных проблем нередко оставалось на уровне разговоров. Попытки руководства той или иной страны учесть национальные особенности рассматривались Москвой чуть ли не как измена делу социализма. Жестко выпячивался классовый подход. Венгерский и югославский опыт объявлялся отступлением от социализма. Советы Кремля грешили назидательностью и «квасным патриотизмом». Недооценка общечеловеческих интересов снижала привлекательность социалистического идеала. Просчеты и серьезные ошибки во внешней политике снижали международный авторитет СССР, притягательность социализма. Одновременно внутри СССР и социалистического содружества нарастали кризисные явления, затягивались старые «узлы», появлялись новые проблемы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление