Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение, становление и основные черты инновационного менеджмента

Вводная часть

Инновационный менеджмент. Обзорная лекция

 

для студентов V курса специальности 061100 - «Менеджмент»

 

 

Кафедра Экономики предприятий и предпринимательства

 

Автор: к.э.н. Бобков Л.В.

 

Уважаемые студенты!

Вашему вниманию представляется обзорная установочная лекция по дисциплине «Инновационный менеджмент».

Обзор теоретического материала осуществляется по следующему плану:

1. Определение, становление и основные черты инновационного менеджмента.

2. Прогнозирование и планирование инноваций.

3. Организация инновационного менеджмента.

4. Малый бизнес и инновации.

5. Инновационные проекты и расчеты их экономической эффективности.

 

Инновации – это получение нового или модернизированного продукта (услуги) или создание нового или повышение эффективности деятельности технологического процесса. Инновации подразделяются на продуктовые, т.е. создание новых или модернизация ранее выпускавшихся товаров и процессные, т.е. введение новых или улучшение действующих технологических процессов.

Под инновационным процессом следует понимать преобразование знаний в создание готового продукта. Инновационный процесс включает в себя научные разработки, подготовку опытного образца производство нового или модернизация существующего продукта.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная создание, производство и внедрение на рынках новой техники и технологии или модернизации с соответствующим научным и финансовом обеспечении.

Инновации подразделяются на:

- создание новой техники;

- модернизация существующей техники;

- создание новых технологических процессов;

- улучшение действующих технологических процессов по таким направлениям как:

- получение продукции более высокого качества;

- снижение потерь;

- улучшение экологических показателей.

В инновационную деятельность входят следующие виды деятельности:

Подготовка и выпуск нового продукта или услуги;

- подготовка, освоение нового технологического процесса;

- подготовка, если требуется, то и переподготовка персонала;

- приобретение патентов и лицензий;

- приобретение машин и оборудования;

- разработка технологических карт.

Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность процедур и задач, которые определяются уровнем развития инновационного процесса. В состав процедур и задач входят следующие элементы:

- четкая цель;

- состав органов управления;

- наличие прямых и обратных связей;

- граница влияния системы на выпускаемую продукцию.

Развитие инновационного менеджмента началось с работ Шумпетера. В нашей стране этими вопросами первым стал заниматься Кондратьев.

Для экономики России важнейшее значение имеет выполнение следующих задач инновационного менеджмента:

- сохранение и развитие инновационной деятельности за счет четкого определения целей государства и организаций;

- развитие инновационной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности;

- развитие инновационной деятельности для решения социальных и экологических проблем.

Функциями инновационного менеджмента являются:

- организация отбора наиболее важных направлений развития науки и техники;

-обеспечение в государстве и в организациях необходимого научного задела;

- четкая увязка интересов государства и организаций.

Как известно, за последние 150 лет происходит постоянный процесс внедрения инноваций в производство и в повседневную жизнь граждан. Инновационный процесс происходит в форме эволюции, т.е. постепенное насыщение рынка новыми товарами и в форме революции – стремительного насыщения рынка принципиально новыми товарами. Примером первого может служить телефонизация городов и поселков, а второго – сотовая телефонная связь.

Современные экономические процессы обостряют проблему создания и внедрения инноваций. Характерными чертами являются ускорение создания и внедрения новых знаний в производство товаров и услуг, повышение требований к квалификации рабочей силы. А также стоимость научного труда, высокая квалификация инженеров и рабочих заставляют искать наиболее выгодные направления инноваций. Конечно, в инновационном процессе действует закон хозяйствования, т.е. достижение максимума эффекта при минимуме затрат и минимизации ущерба для окружающей среды. Этот принцип хозяйствования существенно влияет на инновационные процессы в мире. Так, ведущие промышленные страны стараются выбросить из мирового инновационного процесса развивающиеся страны принимая при этом такие шаги, как:

- сосредоточение основной массы инноваций на территории развитых стран с соответствующим научным и кадровым обеспечением;

- ввоз на территорию развитых стран специалистов из развивающихся стран;

- создание на территории развивающихся стран сборочных производств.

К сожалению, эти направления очень четко проявляются и в отношении развитых промышленных стран к нашей стране. Так в США работают двадцать тысяч кандидатов и докторов наук из РФ и это не считая специалистов с высшим образованием. По расчетам экспертов ущерб России от отъезда специалистов, утечки технологий составляет не менее ста миллиардов долларов США. Такому положению во многом способствовала сложившаяся в РФ экономическая система, где главное внимание уделялось вопросу экспорта энергоносителей, металлов, удобрений и древесины. Огромное положительное сальдо торгового баланса нашей страны совершенно не используется на инновационные цели. В результате вся система создания и внедрения инноваций в России переживает глубокий кризис. Этот кризис вызван такими факторами как стремительное старение кадров научных работников в системе Академии наук и в научных организациях. Так, средний возраст кандидата наук, а это основная, так сказать, рабочая лошадь в науке, составляет 55 лет, средний возраст конструктора – 50 лет, квалификационного рабочего – не менее 50 лет. К этому следует добавить, что средний возраст парка машин и оборудования достигает сейчас в РФ 20 лет, а в ведущих промышленных странах не более 10 лет. Следует помнить, что в создании и внедрении инноваций в сохранении России как крупной державы в области инноваций заинтересована только одна Россия, а весь мир заинтересован в том, чтобы наша страна являлась сырьевым придатком.

Такая ситуация до предела обостряет проблему эффективного управления инновациями. Управление инновациями включает в себя следующие задачи:

- управление инновациями является одной из ведущих целей развития любого предприятия или организации;

- выявить конкурентные преимущества и недостатки;

- определить методы управления;

- создать механизм управления инновациями.

Управление инновациями необходимо, если организация (предприятие) решило остаться на рынке товаров или завоевать новый рынок. В условиях глобализации проблема выживаемости предприятий, особенно российских, стоит очень остро. К перечисленным выше недостаткам в сфере инноваций следует добавить и такой отрицательный фактор, как природно-климатический. В силу сурового климата, больших расстояний между источниками сырья и рынками сбыта предприятиям РФ будет трудно конкурировать с предприятиями ведущих промышленных стран, которые к тому же широко используют трансфертные цены. В этих условиях для предприятий России особые значение приобретает процесс создания и ускоренного внедрения инноваций, что невозможно без эффективного прогнозирования и планирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффективность подходов к оценке различных объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов | Прогнозирование и планирование инноваций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.