Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы евроинтеграции. Еврорегионы

Особенностью региональной политики в Западной Европе является ее постепенное преобразование с внутринациональной на наднациональную. Этот процесс связан с образованием Европейского Союза. В последние годы страны-члены ЕС начинают восприниматься именно как "Европа регионов".

Основные направления региональной политики европейского сообщества были изложены в 1987 г. в докладе Европейской комиссии. В этом докладе подчеркивалось, что основная цель региональной политики – гарантировать предпринимателям любых регионов (в том числе и отсталых регионов и районов промышленного спада) равные возможности для завершения формирования единого европейского рынка.

4 декабря 1996 года свыше 300 европейских регионов, в которых проживает свыше 400 млн. чел. населения, приняли Декларацию о регионализме в Европе.

Для содействия развития территорий муниципального и провинциального уровня при Совете Европы была создана независимая структурная единица – Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ). Принятие в 1994 г. устава КМРВЕ, заседания которого происходят в Страсбурге (Франция), конкретизировало понимание самого понятия "регион", которое толкуется как "единая территория, население которой разделяет определенные общие ценности, а также стремится сохранять... свою самобытность ради стимулирования культурного, экономического и социального прогресса".

В современной региональной политике ЕС выделяются пять целей.

Цель 1 – содействия структурной перестройке и развитию отсталых регионов. (К числу отсталых регионов относятся районы, в которых производство валового внутреннего продукта в перерасчете на 1 тыс. чел. составляет меньше 75% от среднего уровня в странах-членах ЕС.) Список регионов, которые попадают под действие цели № 1, пересматривается каждые пять лет.

Цель 2 – содействие перестройке и развитию депрессивных регионов, пограничных районов. (Депрессивный регион – в прошлом промышленно развитая территория, которая находится в процессе структурной перестройки национальной экономики или под давлением конъюнктурных факторов рынка переживает упадок.)

Под действие цели № 2 попадают такие территории:

1) районы, где средний уровень безработицы за последние 3 года достигал уровня, высшего от средней величины этого показателя в ЕС вообще;

2) районы, где доля промышленных рабочих в общей численности занятых равняется среднему уровню в странах ЕС или же превышает его;

3) районы, где на протяжении последних трех лет наблюдается резкое сокращение рабочих мест или жизненно важных секторов экономики, которое приводит к существенному обострению проблем безработицы.

На основе учета этих критериев создается список районов, который пересматривается каждые три года. Заметим, что Европейская комиссия имеет право изменять критерии отбора районов в рамках второй цели региональной политики ЕС.

Цель 3 – борьба с долго действующей безработицей. Критерием для отнесения территорий к субъектам этой категории служит срок поиска работы – ими считаются районы, где население в возрасте старше 25 лет ищет работу свыше 12 месяцев.

Цель 4 – помощь молодежи во включении в трудовую жизнь. Критерием отбора регионов является количество молодежи в возрасте до 25 лет, которое ищет работу.

Цель 5 – содействие проведению реформ в сфере общей аграрной политики с выделением двух подцелей:

цель 5а – модернизация областей, которые обслуживают сельское хозяйство (заготовка, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции);

цель 5б – содействие развитию сельскохозяйственных территорий.

Цель № 1 полностью или частично распространяется на 7 стран: Грецию, Ирландию, Португалию (полностью), Италию и Испанию (частично), заморские департаменты Франции и Северную Ирландию. На этой территории ЕС проживает 21,5 млн. граждан стран-членов ЕС.

Цель № 2 охватывает полностью или частично 60 регионов (за исключением Греции, Ирландии и Португалии, которые полностью попадают под действие цели № 1), в которых живет 16% населения сообщества.

Цель 5б распространяется на 56 территорий и охватывает 5% населения сообщества.

Выделяются три группы основных инструментов проведения региональной политики ЕС:

1) Европейский фонд регионального развития;

2) финансовые учреждения и фонды, средства которых могут быть использованы в региональных целях:

  • Европейский инвестиционный банк;
  • Европейский социальный фонд;
  • Европейский комитет угля;
  • Европейский сельскохозяйственный фонд управления и гарантий;

3) другие средства координации:

  • конкурентная политика;
  • региональные налоги;
  • планы-предложения относительно регионального развития стран-членов Европейского Союза;
  • субсидии и кредиты для населения и предпринимателей.

Субсидии выделяют специальные фонды:

1) Европейский фонд регионального развития, созданный в 1975 году с целью содействия устранению социально-экономических различий между регионами сообщества;

2) Европейский социальный фонд, призванный оказывать содействие занятости населения стран ЕС;

3) отдел управления при Европейском сельскохозяйственном фонде менеджмента и гарантий.

Масштабы участия сообщества в решении региональных проблем определяются с учетом таких условий:

  • финансировать не больше 75% и не меньше 50% затрат на осуществление мероприятий в регионах, которые попадают под цель № 1;
  • финансировать не больше 50% и не меньше 25% общих затрат в других регионах;
  • не устанавливать препятствий для инвестиций, благодаря которым можно ожидать получение доходов;
  • полностью финансировать консалтинговые услуги, предоставляемые для подготовки планов-предложений, концепций общего развития и др.

Наиболее существенными инициативными программами ЕС являются следующие:

  • "Star" – программа улучшения доступа отсталых регионов к современным телекоммуникациям;
  • "Valoren" – программа содействия развития регионов за счет использования внутренних источников энергии;
  • "Resider" – программа содействия развития регионов, которые переживают реструктуризацию сталелитейного производства;
  • "Rechard" – программа, которая предусматривает представление существенной помощи в решении наиболее сложных проблем в развитии отдельных областей и регионов. Зоны, которые попадают в сферу действия данной программы, являются небольшими географическими территориями, где размещены шахты. Основная задача программы – ускорить адаптацию шахтерских районов к реальной или возможной потере рабочих мест в связи с закрытием шахт. Приоритетными направлениями считаются охрана окружающей среды, создание новых сфер производственной деятельности и переобучение бывших шахтеров;
  • "Envired" – проект внедрения наилучших средств очищения воды на побережье Средиземного моря, в особенности в зонах активизации туризма. Эта программа предусматривает помощь в сооружении очистительных установок, поддержании биологического типа побережья, побуждение предприятий к сокращению выбросов токсичных отходов и внедрения производственных технологий с экономным потреблением воды и т.п.;
  • "Interreg" – программа, направленная на консолидацию усилий пограничных районов при формировании общего рынка и на представление помощи в выполнении специальных программ по нивелированию различий в экономическом развитии сопредельных регионов соседних стран;
  • "Regis" – программа ускоренной диверсификации экономики ЕС и в особенности ультрапериферийных территорий, таких как французские заморские территории, Канарские острова, Мадейра и Азоры;
  • "Eurform", "Now", "Horizon" – программы профессионального обучения населения сообщества. Фонд "Eurform" предусматривает общее участие стран ЕС в организации обучения принципиально новым профессиям, связанным с возникновением новейших технологий; фонд "Now" – создание равных возможностей для женщин в сфере профессионального образования; фонд "Horizon" – развитие ремесленничества и других профессий для беднейших слоев населения;
  • "Stride" – программа расширения возможностей регионов в сфере научных исследований и создания технологий. Акцент в этой программе сделан на стимулировании локального спроса на научные исследования, создании базы для адаптации образования и профессионального обучения в соответствии с насущной необходимостью регионального производственного сектора;
  • "Prisme" – программа помощи предприятиям в регионах, которые попадают под действие цели № 1, в адаптации к условиям общего рынка. Основная поддержка направлена на распространение стандартов качества и сертификатов в регионах, где недостаточно центров контроля за качеством;
  • "Telematigue" – программа помощи регионам в обеспечении их телекоммуникационным сервисом;
  • "Leader" – программа помощи в развитии сельских регионов и использовании резервов внутреннего регионального (локального) потенциала для обеспечения диверсификации сельской экономики и поддержки соответствующей структуры социальной и хозяйственной жизни в отдаленных от промышленных центров районах. Помощь подается локальным сельским органам власти с делегированием им прав управления общими субсидиями;
  • "Оuvеrturе" – программа поощрения проектов сотрудничества локальных и региональных органов власти сообщества с органами власти соответствующего уровня в странах Центральной и Восточной Европы. Эту инициативу, которая имеет особое значение для развития межрегионального сотрудничества с участием отдельных территорий Украины, была одобрена в 1990 году.

Существенная часть программ ЕС охватывает бывшие советские республики и страны-члены Совета экономической взаимопомощи. Украина тоже подключена к отдельным программам. Одной из них является программа TАСИС.

Существенная часть программ ЕС охватывает бывшие советские республики и страны-члены Совета экономической взаимопомощи. Украина тоже подключена к отдельным программам. Одной из них является программа TАСІ, детально описанная в следующих разделах этого пособия.

В поле постоянного внимания КМРВЕ находятся проблемы трансграничного взаимодействия компактных территорий соседних стран. Направленность подобных контактов обусловлена насущной необходимостью в решении проблем экономического роста путем координации развития хозяйственных комплексов сопредельных регионов. Высочайшим уровнем организационного оформления пограничных связей стали еврорегионы.

Еврорегионы формируются и концентрируются в пределах трех основных векторов трансграничного сотрудничества: североморско-средиземноморского, балтийско-адриатического, балтийско-черноморского, которые охватывают пограничье Российской Федерации, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии, Украины, Беларуси и близлежащие центрально-европейские страны.

Институциональную основу деятельности регионов составляют межрегиональные советы депутатов местной представительской власти разных уровней, рабочие группы представителей исполнительной власти и межрегиональные объединения предпринимателей.

Финансирование процесса реализации инвестиционных проектов происходит по счет местных бюджетов, бюджетов стран, к которым принадлежат регионы, и ЕС, который финансирует программы поддержки пограничных районов ("Іntеrrеg").

Образование еврорегионов происходит путем заключения соглашений о пограничном сотрудничестве между органами местной власти пограничных территорий. На данной основе формируются объединения административно-территориальных единиц муниципального и регионального уровней, заинтересованные в общей реализации разноплановых проектов в границах данной совокупности пограничных регионов.

Базовым документом пограничных связей является Европейская рамочная конвенция о пограничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 года).

Ныне на территории Западной Европы функционирует свыше 50 еврорегионов.

В особенности активное участие в процессе учреждения еврорегиональных образований принимает Польша. Так, польские пограничные территории подключены к деятельности 9 еврорегионов (созданных при участии Германии, Чехии, Словакии, Украины, Венгрии, Беларуси и Литвы) – "Померания", "Проевропа Вадрина", "Шпрева-Ниса-Бубр", "Ниса", "Союз Верхней Силезии и Северной Моравии", "Татры", "Карпаты", "Буг" и "Неман".

Геополитическое положение Украины и ее стратегический курс на подключение к общеевропейским интеграционным процессам требуют развития цивилизованных форм трансграничных взаимоотношений. Процесс образования еврорегионов начался и в нашем государстве.

Так, 29 сентября 1995 года председатель Волынской облгосадминистрации и воевода Хелмского, Люблянского, Замосцкого и Тарнобжегского воеводств Польши подписали в Луцке уставные документы трансграничного объединения еврорегион "Буг", создаваемого пограничными регионами Украины и Польши.

Особый интерес составляет опыт и результаты функционирования еврорегиона "Карпаты", соглашение о создании которого было заключено 14 февраля 1993 года административно-территориальными единицами Украины, Польши, Венгрии и Словакии. Он охватывает территорию с населением свыше 10 миллионов чел.

В территориальном аспекте в состав еврорегиона "Карпаты" включены:

  • от Венгрии – области Хайду-Бихар, Сабольч, Хевеш, Боршод и Сольнок;
  • от Польши –воеводства Кросно и Пшемисль, к которым со временем присоединился Жешув (после реформирования административно-территориального устройства Польши все они вошли в состав Жешувського воеводства);
  • от Словакии – шесть районов и мост в восточной части страны (Бардеев, Требишов, Михаловце, Гуменное, Вранов, Швидник с центрами в Кошице и Прешове);
  • от Украины – Закарпатская область (спустя некоторое время к участию в трансграничном сотрудничестве приобщились Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая области).

В организационном плане вышестоящим органом еврорегиона является Совет. Для участия в его работе все стороны делегируют трех представителей Предусмотрена возможность участия в заседаниях в роли наблюдателей представителей МИД, государственных органов и международных организаций.

В соответствии с соглашением и уставом в еврорегионе функционируют четыре комиссии:

комиссия по вопросам регионального развития (штаб-квартира в Венгрии), в функции которой входят:

  • подготовка информационно-аналитических материалов относительно возможностей расширения экономических связей между сторонами-участницами;
  • обработка предложений относительно привлечения иностранных инвестиций для осуществления общих проектов;
  • организация участия в международных выставках-ярмарках;

комиссия по охране окружающей среды и туризма (с штаб-квартирой в Польше), которая выполняет такие функции:

  • подготовка подробной рекреационной карты региона с указанием пунктов пересечения границы;
  • разработка оптимальных туристических маршрутов;
  • анализ состояния окружающей среды на территории регионов-участников и обработка предложений относительно скоординированных действий для ее охраны и т.п.;

комиссия по вопросам образования, культуры и спорта (с штаб-квартирой в Словакии), которое имеет такие обязанности:

  • организация взаимного представительства;
  • проведение международных встреч работников образования, науки и культуры;
  • проведение культурно-художественных мероприятий, фестивалей, спортивных соревнований и др.;

ревизионно-контрольная комиссия (ее штаб-квартира находится в стране пребывания объединенного секретариата).

В процессе работы Совета было принято решение об учреждении пятой комиссии – комиссии по вопросам торговли.

Также был создан институт "наднациональных координаторов" по вопросам деятельности еврорегиона, которые назначаются членами Совета от каждой страны.

По уставу, бюджет еврорегиона "Карпаты" формируется за счет взносов участников и может пополняться из внешних источников. Заметим, что до 1995 года данный еврорегион консолидированного бюджета не имел. Общие мероприятия финансировались американским институтом "Восток-Запад" и фондом Рокфеллера.

Итоги функционирования еврорегиона "Карпаты" показывают, что становление подобного межрегионального объединения происходит с большими осложнениями как организационного, так и политического плана К числу экономических причин такого медленного развертывания деятельности еврорегиона "Карпаты" относят финансовые проблемы регионов-участников. Весомой причиной такого состояния дел является и отсутствие опыта отладки межрегиональных связей. Причем организаторы образования считают, что опыт Западной Европы в этой сфере для нас малопригоден.

В результате трансграничное сотрудничество в границах еврорегиона "Карпаты" практически не отличалось от существующих форм пограничного взаимодействия в других регионах Украины. Так, деятельность объединения концентрировалась пока лишь на подготовке предложений правительственным структурам относительно увеличения количества переходов границ и развития трансграничной инфраструктуры.

Проводились также форумы предпринимателей по вопросам трансграничного сотрудничества, была налажена работа научных семинаров, ежегодные встречи ректоров университетов и т.п.. Имели место и довольно активные контакты в сфере культуры, искусства и спорта. При этом было реализовано крайне незначительное количество общих хозяйственных проектов.

Итак, развитие трансграничного сотрудничества в Украине должно происходить в общем русле развития единой Европы с максимальным учетом специфики типа межрегиональных взаимоотношений, обусловленного исторической ретроспективой, характером этногенеза и экономико-гуманитарных контактов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессы евроинтеграции. Еврорегионы. Зарубежный опыт регионального управления | Предмет и метод истории политических и правовых учений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.