КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политико-правовая мысль Древней Индии
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), шудры. Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны – дважды рождённые. Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ. Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна. Если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора). Все эти положения характерны для древней индийской религии – брахманизма. Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половина II тыс. до н. э.- сер. I тыс. до н. э.). Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были: – Ригведы (сборники гимнов); – Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя – «Брихадараньяка» (XIII-VII вв. до н. э.); – Дхармашастры (религиозные нравственные предписания); – «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству, политике и праву. Три основных положения: ü обоснование божественного происхождения государственной власти; ü сопротивление власти правителя считается смертным грехом; ü основным источником порядка в государстве является наказание. Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити). Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства: · царь; · советник; · страна; · крепость; · казна; · войско; · союзники. Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе: 1) религиозный закон; 2) закон, который устанавливает правитель; 3) предписания драхм; 4) закон для конкретного человека в конкретной ситуации. С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление – буддизм. Основатель Сиддхартха Гаутама (565-479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть, следуя четырем благородным истинам: ü любая жизнь есть страдание; ü у всех страданий есть своя причина; ü если причины страданий искоренить, страдания закончатся; ü к прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь: - правильный путь (определяется самим человеком); - решимость; - речь (без ругательств); - действия; - образ жизни; - направление усилий; - направление мысли. Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом. Каждый человек, независимо от варны, может достичь спасения. Буддисты не отвергают варновый строй, но при этом ставят кшатриев выше брахманов. Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которым каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием, поэтому каждый, в том числе и правитель, должен стремиться вести добродетельный образ жизни. В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним. Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прийти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества. Для буддизма более характерна опора на моральные и религиозные принципы. В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н. э.), который содержит три части, посвящённые праву, хозяйству и государственному управлению. Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе: 1) царский указ; 2) священный закон; 3) судебные решения; 4) обычай.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |